Сценарий интеллектуальной игры "Умники и умницы". П.П. Ершов

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: умники и умницы


Ведущий:

Автор народной сказки. Не многим писателям выпадает честь такого признания. Не многие литературные произведения этого жанра заслужили такую оценку. А она очень точна. Сказка Петра Павловича Ершова народна и потому, что её корни – в русском фольклоре; и потому, что многомиллионная крестьянская Русь сделала её своей собственностью, заставив жить специфической жизнью народно-поэтических творений, которые передаются от века до века из уст в уста, вбирая в себя мысли и чувства сменяющих друг друга поколений; потому что знала её вся читающая Россия; потому, наконец, что, войдя в детство русского человека, она стала непреметной частью его бытия, его добрым другом и наставником.

Звучит музыкальная заставка передачи “В гостях у сказки”.

– “ У нас есть такое заветное Имя, и имя это Ершов” – тема сегодняшней игры.

Поприветствуем наших игроков. (Ведущий представляет каждого игрока, кратко сообщает сведения о нем). Это: учитель математики Нина Николаевна Ермакова; одна из тех, кого ласково называют первой учительницей – учитель начальных классов Наталья Владимировна Рябова; Александр Юрьевич Кузнецов – учитель ОБЖ.

Судить нашу сегодняшнюю игру будут всеми уважаемые наши коллеги: Татьяна Дмитриевна Куликова, Галина Александровна Гордеева и Наталья Александровна Кайтаз.

  • За 30 минут до начала игры наши участники получили задание. Звучит оно следующим образом: “Мой Ершов”. Дадим им слово.

(В течение 30 секунд каждый участник произносит свою речь. Жюри оценивает )

Право выбрать дорожку первым мы предоставляем ________________

Второй(ым) будет выбирать дорожку__________________________

И третье место у _________________________

  • _______________вам предстоит выбрать “дорожку” первой(ым). Напоминаю, что на “зеленой дорожке” – необходимо ответить на 4 моих вопроса, при этом вы можете два раза ошибиться; на “жёлтой дорожке” – всего три вопроса, один раз можно ошибиться; “красная дорожка” – самый краткий путь к победе – 2 вопроса, но ошибаться нельзя.

Итак, какую дорожку вы выбираете?

УЧАСТНИКИ ПООЧЕРЕДНО ВЫБИРАЮТ “ДОРОЖКУ”

Игру начинает участник на “зеленой дорожке”.

“Зелёная дорожка”.. ( В руках у ведущего сказка П.П.Ершова “Конек-горбунок”.

– Автор “Конька-горбунка” родился 22 февраля (6 марта по новому стилю), а вот в честь какого святого его нарекли Петром?

( В честь святого Петра Столпника)

1 вопрос игроку на “желтой дорожке”

ВНИМАНИЕ НА ТЕЛЕЭКРАН. (Демонстрируется фрагмент мультфильма, когда кобылица ведет свою речь.) Смотрим.

…Ну, Иван, – ему сказала, -
Коль умел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
Дай мне место для покою
Да ухаживай за мною,
Сколько смыслишь. Да смотри,
По три утренни зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
По исходе же трех дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за черную, слышь, бабку.
На земле и под землей
Он товарищ будет твой…

  • Внимание, вопрос: каков рост конька-горбунка в переводе на современную меру длины?

(3 вершка = 4,4 х 3 =13,2 см.)

1 вопрос игроку на “Красной дорожке”.

– В одном из писем жене Елене Николаевне Ершовой Петр Павлович Ершов сообщал: “Я остановился часа на два на своей родине, ходил смотреть место, где был комиссарский дом…Смотритель училищный, провожавший меня до Безруковой, хотел посадить около места дерево – на память, а во время переноса иконы Божией Матери в Безрукову – отслужить молебен…”

Вы, конечно, поняли, что речь идет о доме, где родился Ершов, но почему он назывался “комиссарским”?

( В ХIХ веке Ишимский округ был разделен на 5 комиссариатств. “Резиденцией” Черемшанского комиссара была деревня Безрукова, т.к. она располагалась на большом сибирском тракте. Петр Ершов родился

22 февраля (6 марта по новому стилю) 1815 г. в семье “комиссара Черемшанской части” Павла Алексеевича Ершова.)

“Зеленая дорожка”. 2 вопрос.

  • В 1831 году П.П.Ершов вместе со своим братом поступает в Петербургский университет. Одним из преподавателей этого университета был Петр Александрович Плетнев. Именно с ним связано начало славы сказки П.П.Ершова. Расскажите нам, как это произошло?

( В библиографическом указателе, посвященном П.П.Ершову, рассказывается, что “ в начале 1834 года П.А.Плетнев, придя в университетскую аудиторию, вместо лекции стал читать сказку в стихах – про крестьянского сына Ивана-дурачка и волшебного конька-горбунка. Закончив чтение, он высоко оценил достоинства сказки, добавил: автор – студент, он сидит в аудитории. Так началась слава этой удивительной сказки”.)

“Желтая дорожка” 2 вопрос.

  • Кому принадлежат слова: “…теперь этот род сочинений можно мне оставить”? (А.С.Пушкину)

“Красная дорожка”. 2 вопрос.

Обратимся к тексту сказки “Конек-горбунок” ( Выразительно читается отрывок “Подводное царство” из 3 части сказки)

  • В подводном царстве легко узнается чиновничье-бюрократическая Россия. Недаром 12 лет сказка “Конек-горбунок” находилась под запретом, и только после смерти Николая 1, в 1855 г. министр просвещения, герой Бородинского сражения, разрешил напечатать сказку. Назовите фамилию этого человека.

(А.С.Норов)

“Зеленая дорожка” 3 вопрос.

  • Известно, что Ершова с А.С.Пушкиным познакомил П.А.Плетнев. В одной из бесед, когда Ершов сказал Пушкину, что он предпочитает свою родину, т.е. Тобольскую губернию, столице, тот заметил: “Да Вам нельзя не любить Сибирь, – во-первых, это Ваша родина, во-вторых, это страна умных людей”. Тогда Ершов не понял этих слов. Позднее сказал об этом художнику Знаменскому. Кого имел в виду Пушкин, называя Сибирь страной умных людей?

(Декабристов)

“Желтая дорожка” 3 вопрос.

  • А.С.Пушкин, прочитав сказку “Конек-горбунок”, сказал Ершову: “Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка”. Что же это за “сокровища”?

(Автор сказки использовал пословицы, поговорки, диалектные слова, народные фразеологизмы, загадки, приемы народных сказок – это все и есть сокровища русского языка.)

“Зеленая дорожка” 4 вопрос.

Демонстрируются кадры мультипликационного фильма “Конек-горбунок” (Разговор царь-девицы и царя о женитьбе)

– В какой последовательности советовал конек-горбунок нырять Ивану в котлы?

( В молоко сперва ныряй,// Тут в котел с водой вареной,// А оттудова в студеной.)

Демонстрируются кадры мультипликационного фильма “Конек-горбунок” (Заключительная часть)

Награждение участников игры.

Список литературы, рекомендованный учителям для подготовки к игре.

  1. Ершов. П.П. Конек-горбунок. Стихотворения. – Л.: Советский писатель, 1976.
  2. Г.П.Гаврилова, Л.Б.Гудилова. Ершов Петр Павлович: Библиографический указатель. Под редакцией и с биографическим очерком проф. В.И.Кодухова. – Ишимский государственный педагогический институт, 1989.

  3. Савченкова Т.П. Ишим и литература. Век ХIХ-й. Очерки по литературному краеведению и тексты-раритеты. Ишим: Издательство Ишимского государственного института им. П.П.Ершова, 2004.