Профориентационная декада

Разделы: Внеклассная работа


Профессиональное самоопределение учащихся – приоритетная задача работы психолога в старшей школе. С вступлением в эксперимент по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения эта задача стала еще более актуальной, ведь, по сути, теперь предварительный выбор профессии учащийся должен сделать уже к окончанию 9 класса. К сожалению, чаще всего мы наблюдаем картину недостаточно осознанного выбора – вслед за друзьями, по совету родителей, “куда проще поступить” и т.п.

Естественно, очень сложно сориентироваться в огромном разнообразии профессий, измеряющихся пятизначным числом. Нужно понять содержание разных профессий; требования, которые они предъявляют к человеку; суметь реально оценить свои возможности, способности, интересы. В общем, выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи, причем задачи со многими неизвестными.

Опыт показывает, что даже обилие информации о профессиях и о самом себе не дает подростку каких-то новых оснований выбора, он не знает, как ее использовать. Иначе говоря, не запускается самоопределение как активный, внутренне детерминированный процесс.

Ежегодно в нашей школе, наряду с предметными декадами, проводится декада профориентации. Цель декады:

  • актуализация процессов личностного и профессионального самоопределения,
  • приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути.

В своей профессиональной деятельности для меня маяком являются слова Сократа: “Главное – не наполнить сосуд, но зажечь светильник”. И зажечь его нужно как можно раньше. Поэтому участие в декаде профориентации принимают ребята, начиная с 1 класса.

При планировании профориентационной декады мы используем разнообразные формы. Так, в декаде 2005-2006 учебного года ученики 1-4 классов приняли участие в конкурсе рисунков “Все работы хороши”, в выставке поделок, в фестивале “Мир наших увлечений”. Учащиеся 5 классов написали сочинения “Профессия моих родителей”. Для восьмиклассников проведены классные часы “Мир профессий”. В презентации “Портфолио” участвовали ученики 9 классов.

Наиболее интересными по форме и содержанию стали:

  • Пресс-конференция “Куда пойти учиться” (11-е классы)
  • Фестиваль “Мир наших увлечений” (1-4-е классы); (сценарий представлен ниже)
  • Дискуссия “Я выбираю профессию” (учащиеся 8-11-х классов, их родители, преподаватели); (сценарий представлен ниже)
  • Круглый стол “Образование и современный рынок труда” для учащихся 9-11-х классов. В его работе приняли участие: глава городского поселения (“Состояние экономики п. Приобье и перспективы ее развития”); заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ НПО “Приобское профессиональное училище–17” (информация по правилам поступления, обучения); старший инспектор Центра занятости населения (“Основы законодательства о труде и занятости населения”); заведующая библиотеки (о фонде литературы по профессиональному самоопределению).

У людей, занятых одним делом, прохожий спросил: “Чем вы занимаетесь?”. Один ответил: “Таскаю камни”. Другой: “Зарабатываю на пропитание”. Третий: “Строю храм”.

Что для нас труд педагога? Чем будет для наших воспитанников их профессия? Очень хотелось бы, чтобы мы общими усилиями, все вместе, день за днем создавали храм, храм добра, красоты и любви.

ДИСКУССИЯ “Я выбираю профессию”
для родителей и учащихся 9-11-х классов

Цель: объединить усилия семьи и школы в формировании у старших подростков ответственного отношения к выбору профессии.

Ход дискуссии

Ведущий. Добрый вечер! Рада приветствовать всех присутствующих на дискуссии “Я выбираю профессию”. В работе дискуссии принимают участие учащиеся 9-11-х классов, их родители и учителя Приобской средней школы.

В нашей жизни не так уж много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. По большому счету, их всего две:

  • выбор любимого человека, с которым предстоит жить;
  • выбор будущего дела, профессии.

С первым из этих выборов можно особенно не спешить: время, терпит. Более того, время явно на стороне тех, кто в данном случае не торопится: известно, что из браков, совершенных в возрасте до 20 лет, более 60% впоследствии распадаются.

А вот со вторым из главных жизненных выборов молодым людям приходится сталкиваться еще в школе. Перед ребятами выпускных классов стоят конкретные задачи: подготовка к экзаменам, выбор профессии и места учебы.

На данный момент лишь 15% учащихся имеют твердые профессиональные намерения. 12% вообще не задумываются о своих профессиональных планах. 73% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе. Надеюсь, наша встреча еще на один шаг приблизит ребят к решению этой сложной задачи.

Первый вопрос: Какие факторы влияют на выбор профессии?

Каким образом социальное окружение может повлиять на выбор профессии?

Кто же больше несет ответственность за выбор профессии: родители или ребенок? Какова ваша позиция? Каков ваш опыт?

В чем причина событий, происходящих в жизни людей – в их собственных силах и действиях или во влиянии внешних, не зависящих от человека сил? Оказывается, что то, какой ответ на этот вопрос предпочитает человек, отражает одну из важнейших характеристик его личности: локус контроля.

Тот, для кого характерен внутренний локус контроля (интернальность), считает возможным контролировать события своей жизни, влиять на происходящее с ним. Тот же, кто характеризуется внешним локусом (экстернальность), не считает себя способным контролировать собственную жизнь, а видит происходящие с ним события как последствия действий каких-то внешних сил: окружающих людей, обстоятельств, судьбы, расположения звезд на небе, кармы и еще чего-нибудь подобного.

В песне Андрея Макаревича “Разговор в вагоне” есть такие слова:

Один говорил: “Наша жизнь – это поезд!”,
Другой говорил: “Перрон!”.
А первый кричал: “Куда хотим, туда и едем,
И можем, если надо свернуть”.
Второй отвечал, что поезд поедет
Лишь там, где проложен путь.

Как мы воспринимаем жизнь: как машинист поезда или как тот, кто “стоит на перроне”? Этот вопрос стоит задавать себе время от времени. Принятие окончательного решения о собственном будущем остается все равно за самим человеком. Ведь у каждого в жизни свой путь. И даже если шагаешь по проторенной дороге, следы оставляешь свои собственные.

Упражнение “Ловушки-капканчики”

Цель – повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к достижению профессиональных целей и формирование представления о путях преодоления этих препятствий.

  1. По жребию группе дается определенная профессиональная цель: поступление в учебное заведение, окончание данного учебного заведения, оформление на определенное место работы, включая построение карьеры.
  2. Доброволец говорит, в какое учебное заведение поступает, на каком предприятии (в организации) планирует работать.
  3. Инструкция: “Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш доброволец, определите для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обратите на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человеке. Выделяя такие трудности, подумайте и о том, как преодолеть их”.
  4. Представитель группы называет трудность-ловушку, а доброволец отвечает, как ее преодолеть.

В жизни много случайностей, все предвидеть невозможно. Чтобы остаться на плаву при любых обстоятельствах, важно предусмотреть запасные варианты профессионального самоопределения. (Имя) достойно сумел преодолеть основные трудности на пути к своей цели.

Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. Существует прямая зависимость между тем, насколько люди удовлетворены своей профессией, и тем, насколько счастливой они воспринимают свою жизнь. Этот вопрос я адресую родителям и педагогам:

  • Кто из вас получает удовлетворение от своей профессиональной деятельности?
  • В каком возрасте вы впервые задумались о возможной будущей профессии?
  • Кто пробудил этот интерес (родители, педагоги, сверстники, специалисты)?
  • Что вы порекомендуете выпускникам для успешной профессиональной карьеры?
  • Вы согласны с утверждением: “Профессию надо выбирать раз и навсегда?”

Работа по любой профессии – это жизненный опыт. Порой не самый удачный, но всегда полезный. Лучше начать работать по неподходящей профессии и потом поменять ее, чем вообще бездельничать. Не всем удается сделать свой выбор однажды и на всю жизнь. Человек меняется, и обстоятельства тоже меняются. Когда ты в детстве вырастал из штанишек, тебе одевали другие – побольше. Это делали родители, потому что ты был еще маленький. Твоя профессия – это тоже своего рода одежда, только внутренняя. Когда профессия подходит человеку, внутри у него есть ощущение тепла и комфорта, а когда нет – то “трет”, “жмет” и раздражает. “Примерить” на себя профессию и понять, твоя она или не твоя, можешь только ты сам. Окружающие способны помочь, но окончательный выбор – за тобой.

Обращение одиннадцатиклассников “Наш разбег в XXI век”

1: Мы должны решить для себя не только кем стать, но и какими стать!

2: Хотим поделиться с вами не опытом, его еще не так много, а установочными правилами, которые может быть, направят наши устремления в поисках основного жизненного пути.

3: Правило № 1: “Надо уметь мечтать!” Мечты провоцируют желание. Желание дает необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.

1: Правило № 2: “Умейте быстро выбирать!” Порой невыносимо больно жертвовать сном, развлечениями, спокойной жизнью только ради выбранной цели. Мир не приостановится в своем развитии, чтобы дать возможность оглядеться, присмотреться – наш век стремительных скоростей и быстрых решений.

2: Правило № 3: “Только вперед!” Для осуществления выбранной цели требуется одержимость. Малейшее малодушие ставит под вопрос достижение цели. Меняйтесь, чтобы жить. Не сдавайтесь при неудачах. Мечта не прощает предательства.

3: Правило № 4: “Ты главный” Слушать только себя. Ищите “фишку” в себе. Либо вы наблюдаете то, что происходит, либо определяете то, что происходит.

1: Правило № 5: Постоянно думай: “Что я могу сделать реально?” Эти вопросы надо задавать себе каждый час, каждый день, месяц и год своей жизни.

Звезды притягивают звезд, к неудачникам тянутся неудачники. Все, что вокруг нас, достойно нас, и мы в нем, как в зеркале, отражаемся, потому что все, что вокруг – это мы!

ФЕСТИВАЛЬ “МИР НАШИХ УВЛЕЧЕНИЙ”
для учащихся 1-4-х классов

Цель: расширение у участников знаний о мире профессий и актуализация имеющихся способностей и интересов

Подготовительная работа – оформление выставки поделок, изготовленных детьми и родителями; конкурс рисунков “Все работы хороши”.

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости! Сегодня день особенный. До сих пор взрослые приходили к нам только в гости, были зрителями, а сегодня у нас общий праздник. Праздник под названием “Мир наших увлечений” (фанфары)

Школа наша полна талантов
И спортсменов, и музыкантов,
Голосистых певцов
И душевных чтецов.

Открывает наш фестиваль автор стихов, дедушка нашего ученика 2 класса … Наши ребята тоже учатся писать стихи. На ваш суд они представляют свои первые произведения.

Весенняя грусть (Диана Швабауэр)

Ты сидишь у окна, и грустишь ты одна.
Ведь на улице весна – а ты одна.
У тебя нет друзей, но один воробей
Постучался в окно,
Очень грустно ему быть весной одному.
Дождь стучит по стеклу, ты грустишь с воробьем.
Но согрелись сердца, ведь теперь вы вдвоем.

Мой друг (Александра Бажина)

На друга можно положиться.
Ведь другу преданность дана – на то и друг.
В беде, во мраке, в темну ночь спасет тебя.
Для друга время не жалею.
Мы с другом крепкая стена.
Прорвемся вместе, одолеем и станем крепче, чем вчера.

Ведущий. Первоклассники расскажут нам о том, чем занимаются люди различных профессий.

Учитель

Назовет учитель нам
Буквы все по именам.
Объяснит задач решенье,
Вычитанье и сложенье.
Он расскажет о морях,
О лесах, цветах, зверях…
На вопрос найдет ответ
И полезный даст совет.

Почтальон

Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы?
Их приносит почтальон
С толстой сумкой ходит он.

Врач

Все болезни лечит врач,
Он уколет – ты не плачь.
Веселей смотри вокруг:
Детский врач ребятам друг.

Милиционер

В милиции служат отважные люди
Милиция дружных, находчивых любит.
Пусть дождь проливной или темная ночь,
Любому в беде они смогут помочь.

Пожарный

Перетянут он ремнем,
Каска прочная на нем.
Он в горящий входит дом,
Он сражается с огнем.

Шофер

Целый день шофер трудился,
Он устал, он запылился.
Он возил кирпич на стройку,
Дом он строить помогал,
А теперь ведет на мойку
Свой огромный самосвал.

Бухгалтер

Бухгалтер круглый год
Деньгам учет ведет.
Считает он расходы,
Считает он доходы.
Не даст бухгалтер зря
Потратить и рубля.

Ведущий. Ребята, а кем вы хотите быть, когда вырастите? (ведущий бросает в зал мяч, поймавший отвечает на вопрос)

Ведущий. На какой вопрос невозможно ответить “да”? (Ты спишь?). Ребята, а вам снятся черно-белые или цветные сны? Потрясающе красивую песню “Цветные сны” дарит всем нам учительница школы, мама второклассницы …

Ведущий. В исполнении начинающего музыканта, ученика 4 класса … сейчас прозвучит бессмертное произведение группы “Битлз” – “Yesterday”.

Ведущий. В кино снимается артист, артист играет роль.

В кино артист – то футболист, то летчик, то король.
Любых профессий и времен сыграть героя может он.

Начинающие артисты 4 класса покажут фрагмент из спектакля “Морозко”

Ведущий. Всегда найдется дело для умелых рук, если хорошенько посмотреть вокруг.

Наши мастерицы из Дома детского творчества под руководством … не скучают без дела и продемонстрируют то, чему они научились. “Художественное вязание”

Ведущий. Все хотят как можно дольше оставаться здоровыми. Ребята, а что полезно для здоровья? Действительно занятия физкультурой и спортом делают человека здоровым. Каких потрясающих успехов добиваются выдающиеся спортсмены, завоевывая призовые места и медали на различных соревнованиях! Слово предоставляется кандидату в мастера спорта, выпускнице нашей школы ...

Ведущий. Спортивными танцами увлекаются наши мальчишки 3 и 4 классов. На сцене – группа брейк-данса “ЧСС-220”

Ведущий. Новое модное увлечение восточными танцами не оставило равнодушными и наших юных танцовщиц. Диана Швабауэр и Саша Бажина не только замечательно пишут стихи, но и придумывают танцы.

Ведущий. Танцы на завтрак, танцы на обед, танцы на ужин – вот и весь секрет. Секрет красоты участниц группы аэробики, в которую входят ваши мамы – …

Ведущий. Как здорово, что наши ребята в свободное время не лежат на диване, а занимаются музыкой, танцами, рисованием, вязанием… Ведь и в будущем, когда вы станете взрослыми, вам все это обязательно пригодится. И может быть, в книжных магазинах будут нарасхват томики стихов Дианы Швабауэр. Красочные афиши будут приглашать нас на концерты танцевальных групп с участием Саши Бажиной или наших брейк-дансеров. А девчонки-мастерицы будут за границей демонстрировать свое искусство, представляя Россию, Ханты-Мансийский округ. И мы с трудом сможем достать лишний билетик на спектакль наших театральных артистов. А ведь и вправду так может быть. Мечтайте, ведь мечты часто сбываются. Совершенствуйте свое мастерство дальше, больше. И успех будет всегда с вами. Спасибо всем за участие в нашем празднике. Надеюсь, наши встречи будут продолжаться.