Психологическая психотерапия страхов у школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


РАЗДЕЛ 1: Психологическая психотерапия.

Буквальное значение термина “психотерапия” связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов psyche - душа и therapeia- забота, уход, лечение: “исцеление душой” или “лечение души”.

На сегодняшний день так и не сформулировано общепризнанное четкое определение психотерапии, способное охватить все ее виды и формы. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии.

В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самопознание человека. Используется такая психотерапия при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Психологическую модель психотерапии можно рассматривать как направление деятельности практического психолога. При этом под психотерапией следует понимать “оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни” (Психологический словарь, 1996). Согласно одной из новых интерпретаций психотерапия есть способ приведения в действие механизмов развития индивидуального бытия человека.

Практический психолог использует те же методы, что и клинический психотерапевт. Разница заключается, прежде всего, в их нацеленности. Важнейшая задача психолога состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее развития.

Всемирная Организация Здравоохранения прямо в преамбуле к своей Декларации указывает: “Здоровье- это не отсутствие болезни или физического недостатка, а состояние хорошего общего физического, умственного и социального самочувствия”. В этом контексте можно говорить о том, что психотерапия направлена на поддержание “общей гармонии самочувствия” в широком смысле слова, а не “излечение”, “исправление” или “коррекцию” каких-либо расстройств.

Главной идеей объединяющей все в психологической психотерапии подходы - стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов и комплексов (См. Приложение 1).

РАЗДЕЛ 2: Что такое страхи.

Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на давнюю историю, не теряет своей актуальности.

Следует отметить, что, несмотря на достаточно полное и глубокое теоретическое освещение проблемы детских страхов, методические вопросы, связанные с их коррекцией, в настоящее время разработаны недостаточно. Поэтому целью этой работы стала разработка памятки- инструктажа для школьных практических психологов с описанием содержания проблемы и методов, направленных на преодоление страхов у учащихся. В памятку-инструктаж вошли самые эффективные и краткие методики.

Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх – это инстинктивная команда к бегству.

В основе страхов лежит инстинкт самосохранения, который состоит из трех инстинктов:

инстинкта самосохранения жизни; инстинкта самосохранения группы (иерархический); инстинкта самосохранения вида (половой).

Классификация страхов.

1. Страх смерти:

- здоровье (неизлечимо заболеть, заразиться и др.);

- безопасность (случайности: пожара, разбиться и др.; злого умысла: нападения и др.).

Причины: наши фантазии.

2. Социальный страх (связанный с другими людьми):

- “отсутствие лица” (страх собственной несостоятельности, быть глупым, несообразительным, не оправдать ожиданий и др.);

- “потерять лицо” (оскандалиться, осрамиться, быть оскорбленным, униженным, проиграть, страх огласки, лишиться статуса, уважения и др.).

Вырабатывается в подростковом возрасте, причины: 1 - результат родительского воспитания (акцент на недостатках ребенка); 2 - последствия неудачи, грубость, черствость со стороны окружающих; 3 - отсутствие навыков социальных контактов с катастрофизацией этого; 4 - бессознательные “выверты” сексуальности.

3. Сексуальный страх:

- сексуальных отношений (получится - не получится, не произойдет ли какой оказии, просто страшно, не будет ли больно и др.);

- “неприличного” (что-то не то делаем, ведем себя как-то не так, хотим, чего хотеть не следует, т.к. секс- это плохо, неприлично).

Причины: чрезмерная впечатлительность, тревожность, воспитание, мифы общества.

Страхи могут быть:

  • ситуационные (возникают в необычной, крайне опасной или шокирующей обстановке);
  • личностные (предопределены характером человека);
  • реальные (существует зримая объективная угроза);
  • острые (предопределены ситуацией);
  • воображаемые;
  • хронические (предопределены особенностями личности);
  • очевидные (проявления: оцепенения, ужаса, растерянности, плача, бегства);
  • неочевидные (стремление избегать ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, желание остаться маленькими, отказ от общения со сверстниками, проводя все дни у телевизора или компьютера, смущение и застенчивость при общении);
  • нормальные (наличие зримой объективно воспринимаемой угрозы, страх в этот момент не чувствуют, полностью сосредоточены на проблеме, которую пытаются решить в этот момент);
  • невротические (человек думает о том, что с ним может произойти - предположения, гипотеза и боится, понимает, чувствует, что боится).

Страхи могут разделяться на обычные, естественные, возрастные и патологические.

Функции страхов.

  1. “Охранительная” защищает от излишнего риска, опасности и т.д..
  2. “Регуляторная” регулирует поведение, деятельность, способствует высвобождению психической энергии мортидо (Э.Берн), направленной на разрушение и агрессию (через рассказы страшилок).

Проявления страха.

  1. стесненное дыхание, “рваное”;
  2. учащенное дыхание;
  3. прилив жара;
  4. головокружение;
  5. потеря равновесия;
  6. ухудшение зрения;
  7. навязчивы е хаотичные движения;
  8. “оглушенность” сознания
  9. тошнота (у ребенка - чувство незащищенности);
  10. неприятные ощущения в сердце;
  11. ощущения нереальности;
  12. боязнь сойти с ума;
  13. сухость во рту;
  14. влажные ладони;
  15. бледное лицо;
  16. ватные ноги;
  17. тяжесть, холод внутри;
  18. речь невнятная, невпопад, голос - дрожащий.

Формула страха.

Одни страхи детерминированы генетически, другие воспитаны, атренированы. Невротические страхи - привычка бояться. Чтобы научиться бояться, достаточно посмотреть на других, как они это делают.

Для привычки пугаться нужно:

  1. ключевой стимул, способный спровоцировать эмоцию страха (громкий звук, боль, незнакомый человек и т.д.);
  2. бегство с места, где этот “ключевой стимул” застал.

Испугавшись нельзя бежать, а то придется бегать до бесконечности. В мозгу возникает “больной пункт”- мозг запомнил неприятность и через некоторое время некая информация по системе ассоциативных связей, незаметно для нашего сознания связывается с больным пунктом и … взрыв - опасность и формируется фобическая конструкция.

Последствия страхов.

  1. Импульсивность (внезапно возникающие трудно предсказуемые действия).
  2. Подрывается уверенность в себе.
  3. Мышление- быстрое, хаотичное.
  4. Снижение познавательной активности, любознательности.
  5. Ухудшение памяти, дефицит внимания.
  6. Невротические расстройства: тики, энурез, навязчивые движения, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими и д.р.
  7. Психические заболевания: аутизм, шизофрения.

Инициирующие факторы возникновения страхов у детей.

  1. Наличие страхов у родителей.
  2. Конфликты родителей, неопределенность в их отношениях.
  3. Тактики воспитания: а) отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения); б) сверхтребовательное отношение (чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность); в) гиперопека (сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать).
  4. Потеря близкого человека.
  5. Неприятные происшествия на глазах у окружающих.
  6. Ранимость, чувствительность, впечатлительность детей.
  7. Тревожность в отношениях с ребенком (разговоры при ребенке о смерти, болезнях, убийствах, пожарах и т.д.).
  8. Большое количество запретов со стороны одного родителя и полное предоставление свободы ребенку другим родителем.
  9. Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.
  10. Одиночество, боль.
  11. Эндокринные заболевания.
  12. Нарушения мозгового кровообращения, одышка.
  13. Воздействия тусклого освещения, мигания света, неоновый свет.

Выявление страхов.

В качестве диагностических методик исследования выбраны “Шкала страха” (Приложение 2, Приложение 3) и методики для выявления страхов А. И. Захарова .

Начинать спрашивать о страхах по списку имеет смысл у детей не раньше 3-х лет, делая вопросы доступными для понимания в этом возрасте.

Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на наличие невроза или тревожности в характере.

РАЗДЕЛ 3: Методы коррекции страхов.

1. РИСУЕМ СТРАХИ.

Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали, уменьшается появление страхов.

Наибольшая активность в рисовании в возрасте 5-10 лет. Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5-12 лет. Если же подросток продолжает рисовать, то эффект от рисования будет. В первую очередь рисованием удается устранить воображаемые страхи, затем страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно. Если событие произошло недавно, то лучше игра или др. методы.

Рисовать лучше совершенно самостоятельно, без помощи взрослых. Рисовать нужно тем, чем нравится: карандашами, фломастерами, красками, мелками.

На первой встрече дается задание нарисовать 2 подготовительных рисунка: 1 рисунок- освобождение от тех страхов, которые мешают ребенку быть радостным и счастливым, рисунок выполняется неведущей рукой (правши - левой, левши - правой), в черно-белом варианте, рисовать до ощущение, что все, что можно “вышло”, стало легче. Этот рисунок можно порвать на мелкие кусочки и сжечь, глядя на пламя, осознавая, что лишние страхи горят. 2 рисунок - себя счастливого, живущего без страхов, рисовать в этот же или на следующий день, ведущей рукой, цветной, чтобы сильно понравился, поместить на видном месте.

Через 3 дня можно начинать рисование конкретных страхов (тему смерти лучше исключить) в черно-белом варианте ведущей рукой на отдельных листах (каждый страх). Лучше начинать с более легко устранимых - воды (у мальчиков и девочек), открытого пространства и крови (у мальчиков); врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек). На рисунках ребенок рисует себя и одновременно все то, чего он боится.

Ребенок рассказывает психологу о том, что изображено на рисунках, т.е. конкретизирует свой страх. После просмотра каждого рисунка в отдельности: “Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?”.

Рисунки, в которых не достигнут положительный эффект, отдаются обратно, чтобы ребенок нарисовал цветные рисунки себя, победившего страхи. Для моделирования выхода из сложившейся ситуации существуют еще способы:

  • дорисовка защитного объекта;
  • закрашивание “страшного”;
  • дорисовка интересных, интригующих деталей (“сюрприз”);
  • видоизменение рисунка, превращение “страшного” в “смешное”;
  • развитие (дорисовка) ситуации, с возможными последующими решениями;
  • украшение мрачного, преобразование в красивое.

2. СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ.

Параллельно с рисованием ребенку могут даваться задания сочинить реальную или фантастическую историю, в которой находили бы отражение страхи. Нужно точно обозначить свой страх, разработать сюжет, драматизировать его, отразить себя, если не прямо, то косвенно в одной из ролей, выйти на активную позицию и найти выход из критической ситуации, т.е. “счастливый конец”. Помощь взрослых - минимальная.

Как в рисовании страхов по контрасту, где ребенок изображает себя небоящимся, так и здесь страхи преодолеваются посредством заранее продуманного терапевтически ориентированного сюжета. В рассказах выявляются причины и время появления страхов, кто и как может помочь избавиться от страхов. Они бывают открытиями для родителей.

3. ИГРЫ.

Игра - мощный инструмент воздействия на детскую психику. Игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование- катарсис.

Организованные игры:

  • “Прятки”- отмирает в младшем школьном возрасте;
  • “Жмурки”- отмирает в младшем школьном возрасте;
  • “Пятнашки"- отмирает в подростковом возрасте;
  • и др. о них хорошо описано у А.И.Захарова и Т. Шишовой.

Установочные ролевые игры-драматизации. У школьников совместно со взрослыми и сверстниками разыгрываются различные ситуации беспокойства, тревоги и страха, испытываемые в школе. Важно, чтобы боящиеся учителя ученики побывали в его роли.

4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕЛИ.

Переход из одного состояния в другое (противоположное), переменный переход от состояния опасности к состоянию безопасности. Ребенок испытывает “прочность” своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием. Пример: с темнотой ребенок “играет”, то забегает в темную комнату, то выбегает из нее на свет.

Качели можно проводить практически с любым страхом, но лишь в том случае, если ребенок не является заранее настроенным по какой-либо причине против такого упражнения, это состояние ребенка может быть кратковременным и надо дождаться более благоприятного самочувствия ребенка.

5. МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ.

а) расслабление через напряжение: сильно сжать руки в кулаки на несколько секунд (до 15 сек.) и медленно отпустить.

б) расслабление через растяжение: медленно с удовольствием потянуться.

6. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ.

а) Слух - закрыть глаза, сидя, слушать то, что слышно, сначала звуки потом тишину, потом тишину – а звуки идут фоном. Ни на чем не фиксируясь.

б) Телесные ощущения: почувствовать точки соприкосновения своего тела с окружающими предметами (одеждой, часами, опорой тела и др.) с макушки до стоп, все отдельно, потом все вместе.

в) Зрение – сосредоточиться на окружающих предметах, затем на пространстве, в котором они находятся.

Так как все каналы восприятия заняты, то страхам нет места.

7. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Во время вдоха происходит активация психического состояния человека, а во время выдоха – успокоение и расслабление всего организма.

“Успокаивающее дыхание”: 5-5-5 (вдох- пауза- выдох в сек.), 5-4-6, … ,5-0-10. Дышать 2-3 мин. Можно для успокоения использовать задержку дыхания на вдохе на 15-20 сек., сосредоточившись на себе.

8. АЛГОРИТМ ИЗББАВЛЕНИЯ ОТ СТРАХА.

Вспомнить ситуацию, которая вызывает страх, найти ощущения в теле (могут быть разными: дрожь, холодок и др.) и перевести эти ощущения в ассоциации (если бы это был предмет, то какая у него была форма, цвет, из какого материала, прозрачность, может ли издавать звуки и т.д.). Затем нужно вспомнить 2-3 ярких положительно эмоционально окрашенных события на любом жизненном отрезке (дни рождения, поездки и др.), подробно (что видели, слышали, чувствовали). Затем вернуться к своему “предмету”, что у него изменилось?! Как правило, он или исчезает, или уменьшается, если нет, то еще вспоминать эмоционально яркие события.

Происходит “вытеснение” страха из телесной памяти.

Литература.

  1. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха.- С.-П., 1995.
  2. Курпатов А.В. Средство от страха.- С.- П., 2003.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,1995.
  4. Таланов В.Л., Малкина- Пых И.Г. Справочник практического психолога.- С.-.,2003.
  5. Шишова Т.Страхи - это серьезно.- М., 1997.
  6. Шувалов А.В. Служба психологического здоровья в учреждении дополнительного образования детей. Часть 1.- М., 2002.