Урок в 8-м классе по теме "Либеральные реформы в России в 60–70-е гг. XIX в."

Разделы: История и обществознание


Данный урок целесообразно проводить в классе, имеющем навыки работы с историческими источниками. Урок проводится после изучения темы: "Отмена крепостного права" и рассчитан на два часа. Представлена первая часть урока.

Цели урока:

познакомить учащихся с реформами 6070 гг., показать их либеральный характер с одной стороны и ограниченность с другой;
развивать умения строить аналогии, определять и объяснять понятия, анализировать исторические источники и иллюстративный материал;
на примере работы земств показать необходимость и важность существования подобных учреждений, самоотверженную работу людей, стремившихся сделать жизнь крестьян лучше.

Тип урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.

Оборудование урока: раздаточный материал – документы, характеризующие либеральные реформы 6070 гг.Х IХ века; репродукция картины Трутовского «Заседание земства».

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала:

а) либеральные реформы 6070 гг., их необходимость;
б) реформа местного самоуправления;
в) судебная реформа.

III. Закрепление материала.

Новые термины: земства,»гласные», курии, имущественный ценз, городская дума, городская управа, всеобщая воинская повинность.

Ход урока.

I. Вводное слово учителя и проверка домашнего задания. Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о преобразованиях, проведённых Александром Освободителем в 6070 гг.
Какую первую реформу провёл Александр II? (отмена крепостного права).
Перечислите исторические термины и понятия, связанные с отменой крепостного права.
(Ученики работают в парах: один называет термины, другой даёт определения). (Редакционные комиссии, отрезки, прирезки, личная свобода, мировой посредник, уставная грамота и т.д.)
В поэме Н.А.Некрасова " Кому на Руси жить хорошо " есть строки:

В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости,
Из смежных деревень – Заплатова,Дырявина, Разутого,
Горелова, Неелова, Неурожайна тож.

Следуя призыву Некрасова, рассчитайте время, когда могла произойти эта встреча. (1861 г. по 1881 гг.). Почему автор дал такие названия губернии, уезду, деревням? (бедственное положение крестьян после реформы).
В этой же поэме говорится о реформе:

Порвалась цепь великая, порвалась и ударила:
Одним концом по барину, другим по мужику!

Как вы понимаете слова Некрасова ? (сложность, двойственность и противоречивость реформы)
Каковы плюсы и минусы этой реформы ? Правомерно ли называть эту реформу Великой? (учащиеся дают аргументированные ответы)

II. Изучение нового материала.

Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определённой мере выполнили реформы 60-70 гг. Мы должны с ними познакомиться и дать им характеристику, выявив положительные и отрицательные стороны.
Первая реформа – земская, проведена в 1864 г. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою несостоятельность, т.к. чиновники назначались в столице, а население отстранено от управления. Как следствие этого – запустение хозяйств. Надо было привлечь к решению местных проблем всё население. С другой стороны, Александр II должен был считаться с мнением дворянства, которое утратило прежнюю власть и было недовольно отменой крепостного права. 1 января 1864 г. последовал указ о введении Положения о губернских и уездных земских учреждениях, которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного самоуправления – земств. Распорядительными органами являлись уездные и губернские собрания, члены которых назывались гласными. Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы управы, в составе председателя и нескольких членов. Выборы проходили 1 раз в 3 года. Избиратели делились на 3 курии .
Правом голоса пользовались только мужчины. Для участия в выборах нужно было иметь определённый имущественный ценз.
Вспомните, что это такое ? (требование избирательного закона, согласно которому избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определённой стоимости).
Подумайте, кто входил в первую курию, если известно ,что для этого необходимо было иметь не менее 200 десятин земли, недвижимого имущества на 15 тыс. рублей и годовой доход свыше 6 тыс. руб.? (крупные землевладельцы – дворяне, владельцы крупных предприятий, крупная буржуазия).
Кто входил в курию городских избирателей, если известно, что для этого необходимо было владеть городской недвижимостью на сумму от 500 руб. в мелких городах и до 2-х тыс. в крупных? (купцы, владельцы средних и мелких предприятий).

Далее следует краткое объяснение учителя о сущности прямых и многоступенчатых выборов.
Какие же вопросы решали земства?
Учащиеся работают с документом1. "Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утверждённое 1 января 1864 г".(Извлечение)
1.Для заведования делами ,относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда ,образуются губернские и уездные земские учреждения…
2. Дела ,подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:
I .Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II .Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения , содержимых на счёт земства.
III .Меры обеспечения народного продовольствия.
IY. Заведование земскими благотворительными заведениями.
Y. Управление делами взаимного земского страхования имущества.
YI .Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
YII .Участие ...в попечении о народном образовании ,о народном здравии и тюрьмах.
YIII .Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений...
7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел...
8. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам...

Вопросы к документу для обсуждения с учащимися:

1.Какие дела находились в ведении земств?
2.С какой целью в Положение введены статьи 7, 8?
3. Какие вопросы не решали земства? ( политические )
4.В чём сильные и слабые стороны земской реформы?
5. Где не было земств? Почему?

Далее анализируется репродукция картины Трутовского "Заседание земства".

По такому же принципу разбирается городская реформа. Учащиеся работают с извлечением из Городового положения от 16 июня 1870 г.:
2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежит:
а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйству на основании правил, в настоящем положении изложенных;
б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устройстве города, согласно утверждённому плану ;заведование на основании правил...устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров ,городских общественных садов, бульваров, водопроводов, в, сточных труб , каналов ,прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением городов;
в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение в пределах ,законом указанных...об сохранении народного здравия ,о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности ,об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений...
г) устройство за счёт города благотворительных учреждений и больниц и заведование ими на основаниях ,указанных для земских учреждений...участие на том же основании в попечении о народном образовании...а также устройство театров, библиотек ,музеев и других подобного рода учреждений;
д) предоставление правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города...

Вопросы к документу:

1. Какие проблемы городской жизни решало городское общественное управление?
2. Сравните земскую и городскую реформы. В чём значение этих реформ?

Самая последовательная реформа – судебная (1864 г.)

Учащиеся разбирают извлечение из Учреждения судебных установлений, Высочайше утверждённое 20 ноября 1864 г.:

1. Власть судебная принадлежит:
мировым судьям,
окружным судам,
судебным палатам и
Правительствующему Сенату –
в качестве верховного кассационного суда.
2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лиц всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
Примечание. Судебная власть духовных, военных , коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями.
3. Мировые судьи есть власть единоличная; съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...
4. Мировые судьи, их съезды и судебные палаты рассматривают дела по существу; Правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда, не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.
6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.
7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях ,означенных в Уставе Уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели.
8. Для прокурорского надзора при судебных местах состоят обер-прокуроры, прокуроры и их товарищи.

Вопросы к документу:

1. Кому принадлежала судебная власть в Российской империи по судебной реформе?
2. Какая статья уравнивает всех подданных Российской империи перед законом?
3. С какой целью вводились должности судебных следователей, присяжных заседателей, прокуроров?

Учитель комментирует ответы учащихся, при необходимости дополняет их. Коллективно составляется схема "Судебная система по реформе 1864 г.". В заключении этой части урока учитель объясняет новые принципы судопроизводства: состязательность, выборность мирового судьи и присяжных, независимость судей , гласность.
Учащиеся делают вывод о достоинствах и недостатках проведённой реформы.

III. Закрепление.

1. Почему изученные на уроке реформы: земскую, городскую , судебную- мы называем либеральными?
2. Какие вопросы не были решены этими реформами? Какие пережитки феодального строя не были ликвидированы?

Домашнее задание: текст параграфа;
Опережающее задание: вспомнив причины поражения России в Крымской войне, предположите, проведение каких мер в армии было необходимо.
На следующем уроке рассматриваются военная реформа и реформа в области народного образования, а также происходит обобщение знаний по всем изученным реформам, включая крестьянскую.
Делается вывод о положительном влиянии реформ на развитие страны и определяются те проблемы ,которые не были решены в результате преобразований Александра II.