Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей коррекционных групп

Разделы: Работа с дошкольниками


Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Л.С.Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

У детей логопедических трупп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

В нашем детском саду был создан проект, основной целью которого является создание и апробация модели взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Вокруг ребёнка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, физ.инструктора оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание и апробирование модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога в нашем учреждении представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции. (приложение №1)

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Специалистами нашего детского сада разработан план по сопровождению детей коррекционных (речевых) групп.

План работы учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей коррекционных (речевых) групп в дошкольном учреждении

 

Взаимодействие с педагогами

Цель : Создание единого коррекционно-развивающего пространства

Взаимодействие с детьми

Цель : Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии и их коррекция.

Взаимодействие с родителями

Цель: Установление сотрудничества (установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка)

1 период (сентябрь – ноябрь)

  • Разработка совмест ного диагностического блока методик.
  • Проведение психолого-медико-педагогического консилиума ( ПМПК) по итогам диагностики.
  • Составление интегрированного календарно-перспективного плана коррекционной работы.
  • Консультация «Организация коррекционно-развивающей среды»
  • Школа педагогов. Занятие 1 «Психологические особенности детей с нарушениями речи».
  • Проведение диагностики: уровня развития эмоциональной сферы (ст.гр), развития познавательных процессов (подг.гр), развитие речи .
  • Составление общей карты развития ребенка.
  • Коррекционно-развивающие занятия: логопедические с детьми ст. и подг.групп., тренинговые занятия «Мир эмоций» с детьми ст.гр., игровая коррекция познавательных процессов у детей подг.гр.
  • Интегрированные занятия (логопед+психолог+ музыкант)

 

  • Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школе» (подг.гр).
  • Родительское собрание «Итоги диагностики и задачи обучения на I период» (ст.гр.).
  • Консультация «Создание речевой среды в семье».
  • Тренинг «Скоро в школу». Занятие 1. Мой ребенок. Какой он? (речевые и психологические особенности детей с нарушениями речи).

2 период (декабрь – февраль)

  • Проведение ПМПК. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за I период обучения.
  • Консультация «Технологии оказания помощи «проблемным» детям».
  • Школа педагогов. Занятие 2. «Развитие эмоциональной лексики».
  • Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и психологом.
  • Промежуточная диагностика речевого развития детей (учитель-логопед).
  • Индивидуальные занятия по развитию эмоциональной сферы.
  • Интегрированные занятия (логопед+психолог+музыкант).
  • Праздник правильной речи.
  • Родительское собрание «Развиваем речь ребенка» (ст.гр).
  • Игротека для родителей.
  • Тренинг «Скоро в школу». Занятие 2. развитие эмоциональной сферы у детей.
  • Родительское собрание «Мир эмоций».

З период

(март-май)

  • Проведение ПМПК. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за учебный год.
  • Школа педагогов. Занятие 3. «Развитие речи детей через театральную деятельность».

 

  • Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и психологом.
  • Проведение диагностики (педагог-психолог, учитель-логопед).
  • Экспресс-диагностика детей средней группы (учитель-логопед).
  • Интегрированные занятия (логопед+психолог+музыкант).

 

1. Родительское собрание «Итоги диагностики и значение логопедической помощи» (ср.гр).

2. Консультация «Предупреждение причин речевых нарушений у дошкольников» (мл.гр).

3. Тренинг «Скоро в школу». Занятие 3. Формируем восприятие, внимание, наблюдательность.

4. Родительское собрание «Мы готовы к школе» (подг.гр.).

Содержание работы согласно данному плану распределяется условно на три периода (в соответствии с программой для речевых групп детского сада) и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями.

Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности. Для психолога дошкольного учреждения одним из ведущих видом деятельности является коррекция отставаний в развитии психических функций, а для логопеда главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива логопеда, задача психолога – активизация речевой деятельности ребёнка.

Результаты диагностика показывают, что дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют гак называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость введения в логопедическую работу системы методических приёмов, направленных на формирование эмоционального пласта лексики у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи. На подготовительном этапе работы в данном направлении, когда основной целью является изучение и уточнение эмоциональных состояний, формирование интонационной стороны речи, особенно важно сотрудничество логопеда и психолога. Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие эмоциональной сферы детей. Специальные приёмы работы с разнообразными заданиями включаются в работу логопеда на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и психолога в нашем дошкольном учреждении: (приложение № 2)

– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

а также проводимая в рамках проекта «Школа педагогов», родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития. (приложение №3)

Диагностика эмоциональной сферы дошкольников проводится совместно. Нами был составлен план обследования, данные которого, мы заносим в специальную карту.

КАРТА исследования развития эмоционально-чувственной сферы дошкольника

________________________________________ _________________________

Фамилия, имя, отчество Число, месяц, год обследования

_________________________________________ _____________________________

Число, месяц, год рождения лет, месяцев

Обследуемые параметры

Форма обследования

Данные исследования

Изучение выразительности речи

Индивид.

 

Изучение восприятия графического изображения эмоций

Индивид.

 

Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции

1 серия

2 серия

Индивид.

 

Изучение осознания своих эмоций

Индивид.

 

 

Изучение понимания своего эмоционального состояния

Индивид.

 

Изучение понимания эмоциональных состояний.

1 серия

2 серия

Индивид.

 

Изучение социальных эмоций

1 серия

2 серия

Индивид.

 

Вывод:

  • Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
  • Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
  • Широта диапозона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, лексическое богатство языка;
  • Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Рекомендации ____________________________________

Произвольность психических процессов и характеристика поведения во время обследования: Да (+) Нет(–)

  • внимательно слушает инструкцию
  • понимает и принимает условия задания
  • работает сосредоточенно, осуществляя самоконтроль
  • способен работать по образцу и правилу
  • спокоен, уверен в себе

Рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии __________________________________________________________________________

Логопедом исследуется просодическая сторона речи и особенности использования детьми мимики и пантомимики, а психологом – изучается восприятие графического изображения эмоции, осознание своей эмоции, понимание своего эмоционального состояния, изучаются социальные эмоции.

Нами была разработана план-программа «Мир эмоций» (с опорой на программу Крюковой С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь), согласно которому вся работа проводится поэтапно, начиная от простого к сложному: сначала дети знакомятся с радостью, потом с грустью и т.д. На логопедических занятиях знания детей закрепляются. (приложение №4)

В итоге работы над каждой эмоции детям предлагаются контрольные листы (приложение №5)

Предполагаемые результаты взаимодействия логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей коррекционных групп таковы:

– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;

– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе.

Список литературы.

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.

2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

3. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

4. Подобед С.О. Детский сад: или – как им управлять. Красноярск, 2003

5. Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи . – Мн.: «Аверсэв», 2005

6. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003

7. Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2005

8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.