Программа элективного курса НИД (научно-исследовательская деятельность)

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин.

Использование полученного опыта позволило превратить исследовательскую деятельность школьников в эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.

Одной из самых многозначных, в области спектра возможных применяемых решений, является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью. Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты руководителей-организаторов, которые, опираясь на взвешенные решения ряда общих проблем, а также используя индивидуальный подход к учащимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди школьников.

Опираясь на опыт работы в Научном Обществе Учащихся школы, можно выделить ряд причин, влияющих на интерес ребят к научным исследованиям.

Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем школьников и снижающим их интерес к познавательной практике.

Во-вторых, причиной снижения интереса учащихся к любым внеклассным мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой, что особенно остро проявляется в специализированных классах с углубленным изучением ряда предметов.

Третьей причиной являются психологические особенности контингента учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой ее защиты, использование информационных технологий при поиске информации и защите своих работ.

Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение элективного курса НИД (Научно-исследовательская деятельность).

Цели курса:

  • Приобщение учащихся, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на школьной, районной и т. д. научно-практических конференциях);
  • Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
  • Развитие в процессе обучения типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
  • Совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучаемых:
    • обучение методике ведения научного исследования;
    • создание вторичного (авторского) текста на основе полученной в ходе исследования информации;
    • подготовка учащихся к обучению в ВУЗе.
Задачи:
  • Познакомить учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;
  • Научить учащихся работать с различными источниками информации.
  • Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
  • Организовывать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей

 В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работ осуществляемых в НИД имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования:

– техническая оснащенность школьных лабораторий, библиотеки, доступ работы в компьютерном классе.

– ознакомление ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий.

– возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов.

Таким образом, курс занятий научно-исследовательской группы учащихся можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, наличие материально-технической базы оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ и приобретение практических навыков работы, овладение навыками конструирования и самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также обзорные экскурсии, лекции, встречи и итоговые обсуждения.

Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Увеличивается посещаемость предметных секции НОУ по тематике проводимых исследований, возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме, заметен рост качества и актуальность исследовательских работ, значительный рост количества и качества использования информационных технологий.

Программа элективного курса НИД рассчитана на 34ч (1 час в неделю).

Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности школьника, наличия материала, его доступности.

Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях, защиты работы на зачетном занятии.

При выполнении научного исследования по данной программе ученик будет обучен работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, музеи, комнаты боевой славы, выставки и экспозиции, архивы, Интернет.

Развивающий аспект цели курса:

  • Переход на более высокий уровень исследовательской культуры школьников, повышение качества знаний, культуроёмкости.
  • Рост активности учащихся в научно-исследовательской деятельности.

По окончании курса учащийся должен:

Знать

  • понятийный аппарат для ведения научной работы
  • сущность и виды научно-исследовательской работы;
  • методы и принципы исследования;
  • требования к написанию и оформлению реферата

Уметь:

  • работать с разными источниками;
  • определять объект и предмет, методы исследования;
  • определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,
  • проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
  • Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.
  • работать с программой Microsoft Office Power Point.

Владеть:

  • методами обработки информации из различных источников;
  • методами решения экспериментальных задач;
  • методами рационального запоминания;
  • навыками публичных выступлений.

Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет (дополнительно), мельтимедиапроектор, научно-методическая литература.

Элективный курс рассчитан на учащихся 9 – 11 классов (по выбору).

Тематическое планирование элективного курса НИД

Тема. Основное содержание

Кол-во часов

Форма

Список литературы для учащихся

Список литературы для педагога

1.

Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект.

3

Лекция. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы.

Тестирование

 

 

4,6, 32

2, 4,10, 18, 25, 32

 

<Презентация>

2

Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы.

2

Лекция.

Практическая работа

3, 21, 32

7, 9. 11

3

Определение объекта и предмета исследования.

1

Логическая цепочка научного познания.

 

42

9, 11, 18

<Презентация>

4.

Методы исследования:

  • понятие о методах исследования;
  • эмпирические методы;
  • теоретические методы.

2

Лекция. Практическая работа в мини-группах (с каталогом библиотеки, архивом Новопортовской школы-интерната, рыбзавода, поиск информации в Интернет, в электронных учебниках)

3, 9, 14

4, 8, 12

 

<Презентация>

5

Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка.

1

Лекция.

Практическая работа.

 

27, 32

4, 12

<Презентация>

6

Структура научно-исследовательской, проектной работы на примере сказки «Репка».

2

Лекция.

Практическое занятие (по сказке)

 

14, 32

12, 18

 

<Презентация>

7

Работа с программой Power Point

4

Лекция. Практическая работа в компьютерном классе.

Электронная версия

<Презентация>

8

Защита «мини-сказочного» исследования

2

Мастер-класс «Оратор», «Имидж»

Проектные работы

 

9

Выбор темы исследования. Подбор и анализ источников информации по теме.

 

2

Научная, публицистическая, художественная литература, музеи, комнаты, встречи с людьми, фото-, ауди-, киноматериалы, Интернет

8, 21, 27

34

32

8, 18,21

10

Обработка полученной информации. Выделение главного и второстепенного в письменных источниках информации.

1

Корректирование, цитирование, ссылки на источник информации.

3, 6

12

11

Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов.

1

Практическая работа «Пишем реферат в Worde ».

Программа « Word »

18

12

Использование различных принципов исследования (пересмотр научных фактов на новом, более качественном уровне)

1

Беседа, практикум

3,4, 14

12, 18

13

Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость. Отличия устного доклада от письменного.

1

Лекция.

Мастер-класс «Оратор»

18, 32

5, 19

14

Требования к оформлению работы (титульный лист, содержание, оформление библиографического аппарата, основные части работы, приложения, карты, схемы, диаграммы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления)

2

Лекция.

Практическая работа.

32

Библиотека

Приложение 2

18, 19, 32

15

Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. Что нравится и что не нравится экспертам при защите работ?

2

Практическая работа с литературой

19, 32

Библиотека

32,12, 19

16

Установки,

Психологический тренинг «Как добиться успеха»

1

Морально-психологический настрой, требования к подаче материала, четкость, логичность, лаконичность выступления, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией.

3

Встреча с психологом

9, 10, 12, 13, 29

17

Защита работы.

1

Зачет, рекомендации

Приложение 1

13, 20

 

18

Что такое аннотация?

1

Написание и оформление аннотации

27

 

12

 

19

Подготовка к участию в работе школьной научно-исследовательской конференции «Детство. Юность. Творчество. Интеллект».

2

 

 

13, 20, 29

20

Написание рецензий.

2

 

Приложение 3

18, 32

 

 

Итого

34

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7–8 классах сель­ских школ: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.–112с.
  2. Айзенк З., Ганс Ю. Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М: АСТ, 1998. –199с.
  3. Балашова О.Б. Фольклорно – этнографические исследования и собирательская практика школьников. // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 1–2.
  4. Барретт С. Тайны мозга: Как развить свои умственные способности: С-Пб: Питер Паблишинг, 1997. – 160с.
  5. Бирич И,А – Бирич В.Т. Традиции гуманной педагогики в российском образо­вании. История и современность. М.: Просвещение, 2000.
  6. Брагинский И.А. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М Просвещение, 1997.
  7. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.
  8. Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. – Салехард, 1999.
  9. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
  10. Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. /Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.
  11. Волкова Н. Лагерь – экспедиция. //Народное образование. – 1999. – №5. Стр. 111–118.
  12. Гаев П.А. и другие. Научно–исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2001.
  13. Глаголев М.В., Кочкина Г.А. Проблема объективности оценки результатов исследований учащихся на конференциях. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
  14. Крылова О. Освоение Амазонии, или использование методов проектов в пре­подавании. // Директор школы, 1999. №2– с. 71–76.
  15. Гузеев В. Образовательные технологии: от приема до философии. М: Про­свещение, 1996–114с.
  16. Иванов Г. Готовим юных исследователей. //Народное образование. – 1999.–№6.–Стр. 69–71.
  17. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. //Народное образование. – 1999. – № 10.
  18. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.– 2003.– № 4.
  19. Леонтович А.В. "Рекомендации по написанию исследовательской работы и другие статьи". //Завуч.– 2001. – № 1. – Стр. 93–118.
  20. Ляшко Л. Научные и конференции и олимпиады школьников в системе об разования: сравнительный анализ их эффективности. // Внешкольник, 1997, №7–8. – с.23–25
  21. Макеев А.Ф. Примерная тематика научных исследований учащихся по краеведению. – Салехард, 1999.
  22. Материалы по организации научных обществ учащихся. – Салехард: Управление образованием, 1998.
  23. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М., //Народное образование. – 2001.
  24. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //Народное образование. – 1999. – № 10. – Стр. 158–162.
  25. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
  26. Паршуков В.Г. Развитие исследовательских способностей учащихся в условиях гимназического образования (управленческий аспект): Научно-методическое пособие. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.
  27. Поддьяков А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
  28. Саввичев А. Модель предметного содержания юношеской – исследовательской экспедиции. //Народное образование.–1999.– № 6
  29. Сборники тезисов Российских открытых конференций учащихся «Юность. Наука. Культура». – Обнинск: разные годы издания.
  30. Соловей Л. Первые шаги в науку. //Учитель. – 2000. – № З. – Стр. 12.
  31. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. 20.
  32. Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы и накопление информации. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
  33. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1996. – 238с.
  34. Харитонов Н. Экспедиция как форма образовательной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 4–5. Стр. 208–217.
  35. Федянин А.Б. Особенности организации научно-исследовательской работы школьников. abf@nm.ru
  36. Ресурсы Интернет www.researcher.ru

Приложение 4

Приложение 5