Учим читать дошколят играя

Разделы: Работа с дошкольниками


“Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития….
Обучение хорошо только тогда когда оно идёт
впереди развития”

Л.С. Выгодский

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-другому чувствует себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Начало обучения чтению дошкольников, остро ставит проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного к словесно – логическому мышлению. Эту разницу в обучении невозможно преодолеть без особого типа игр.

Игры, которые в большинстве случаев, используемые педагогами дошкольниками на занятиях, преследуют в основном физиологические цели: снять напряжение, переключить внимание детей с одного задания на другое. Игры, служащие для развлечения оживления занятия полезны, приятны, но не строго обязательны, они вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придаёт однообразному “тренажеру” радостный эмоциональный оттенок, но все эти эффекты могут быть получены и другими средствами “не игровыми”. Физкультминутки, муз. паузы, элементы релаксации, смена разнообразных форм работы, шутка – все это формы отдыха, переключения внимания, разрядка.

Однако если обучение дошкольников чтению направлено на развитие понятийного теоретического мышления совершенно невозможно обойтись без игр иного типа, обслуживающих этап сложный этап обучения: этап введения теоретических понятий. Игра может внести в эти понятия то образное чувственное содержание, которого лишены словесные определения нового абстрактного знания и даже его наглядные схемы и модели. Только такую игру в результате которой формируются понятия нового типа, перестраиваются представления о слове можно назвать обучающей в строгом смысле этого слова.

Как строится обучающая игра на занятиях по обучению грамоте? Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, выделение гласных и согласных, расстановка ударений, деление слов на слоги и тд), первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации. Мы вводим условные персонажи, которые персонифицирует вводимые понятия и обозначаются цветовыми фишками:

  • Тим (зеленый) и Том (синий) прекрасно воплощают различие твердости и мягкости согласных (и ничего другого не делают).
  • Единственное предназначение Ама – охотиться за гласными звуками.
  • Звуковички (красные) – заботятся о звуках и звуковом строительстве слов.
  • Ошибка – проказница, которая постоянно путает детей.
  • Звукомор – очень любит “пить чай с буквами” и поэтому буквы часто исчезают в словах.
  • Королева Грамота – волшебница, помощница
  • Неграмотная королева – злюка, интриганка, подружка всем двоишникам и бездельникам и.т.д.

Такие персонажи как Незнайка Буратино, Карлосон и др., не могут олицетворять содержание лингвистических понятий, они несут свой сказочный смысл, поэтому конкретное наполнение образов учебных игр на занятиях – дело вкуса, фантазии педагога.

В соединении и объединении учебно-игровых форм действия с условными значками и персонажами, дети постепенно учатся составлять учебные модели слов, слогов, предложений.

Все действия со словами или их звуковыми схемами педагог с детьми должен совершать от имени этих условных лингвистических персонажей. Такие отношения, возникшие в игре с персонажами соответствуют лингвистическим отношениям, существующих в нормах и правилах русского языка.

Если педагог дошкольник не имеет склонность к игровым занятиям, он может обратиться к методическим рекомендациям “Чтение и письмо по системе Эльконина” и авторскому букварю, в котором расписаны тренировочные упражнения и алгоритмы без ущерба для развития детей.

Правила организации учебного сотрудничества детей и педагога на занятиях по обучению грамоте.

1. Каждому ребенку надо дать эмоциональную и содержательную поддержку. (Без которой многие дети вообще не могут добровольно включиться в общую работу)

2. Педагог должен, предоставлять возможность каждому ребёнку выполнить его функции: – контроль и оценка (такой подход даст возможность воспитателю вовлечь детей в содержание обучения, и научит строить человеческие взаимоотношения среди детей, сопереживать).

3. На занятиях детей уместно делить на группы (с учетом склонности, слабому – терпеливый и доброжелательный; упрямому полезно помериться силами с упрямцем; сильному нужен сильный партнер, но иногда они могут помогать слабым. Для срабатывания в группах нужны минимум 3-4 занятия, поэтому часто пересаживать детей не стоит, но не забывайте, что дети должны получить опыт сотрудничества с разными партнерами, очень важно при оценки работы в группе подчеркнуть в детях не столько учебные навыки, сколько личностные: выдержка, терпеливость, доброжелательность, уважение. Если кто то пожелал работать в одиночку, необходимо ему разрешить. Помните, что заниматься совместной работой на занятиях не более 5-10 минут, иначе это может привести к переутомлению. Не требуйте от детей тишины во время совместной работы, дети должны обмениваться мнениями.)

4. Не реже чем один раз в два месяца нужно проводить обобщающие игровые, соревновательные – занятия
(которые помогают сделать процесс обучения: насыщенным, значимым (нужно постараться, чтобы победить), увлекательным .)

5. Оценка достижений ребёнка должна сравниваться только с его предыдущими достижениями.

Вывод:

Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош по – своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласованна со школьной программой и обязательно иметь познавательную основу; во – вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка.