"Синтез радости совершенствования и творчества" (Н.Рерих)

Разделы: МХК и ИЗО


Предмет истории искусства в Детской художественной школе дети начинают изучать с первого класса. Как известно, преподавание истории изобразительного искусства направлено на всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, формирование его мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Дети приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность “по законам красоты”. Изучая историю изобразительного искусства, дети постигают духовный опыт человечества посредством знакомства не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени. В наше время, когда нам усиленно насаждается западная и американская псевдокультура, роль этого предмета особенно значима. Он должен не только развивать художественный вкус и поднимать эстетический уровень наших детей, но и помочь им выстоять в это тяжелое время безнравственности и бездуховности. Очень известные и уважаемые люди нашей страны (народные художник СССР И. С. Глазунов, В. М. Клыков, летчик-космонавт СССР В. В. Аксенов, писатель С. Н. Есин и др.) давно уже бьют тревогу, призывая встать на защиту русской духовности: “Дорогие соотечественники! Вы все свидетели засилия безнравственности в нашей стране и во всем мире – это связано с пагубным влиянием бескультурья на все стороны жизни… Это следствие забвения и попрания многовековых традиций и норм, складывавшихся нашим народом на протяжении тысячелетий, тотального проникновения западной псевдокультуры”.

Ведь именно культура и искусство являются основой духовности. И примеров в истории искусства достаточно: это и Афинская демократия периода правления Перикла, это и эпоха Возрождения с бессмертным учением итальянского гуманиста Пико делла Мирандола, это и время правления Екатерины II, и основанный ею Смольный институт благородных девиц и т. д. Во все времена искусство воспитывало в людях такие чувства, как: достоинство, независимость, высокогражданственность, патриотизм, желание самосовершенствоваться. Только искусство могло показать, каким должен быть настоящий человек – физически и нравственно прекрасным, т. е. не только быть сильным и здоровым, но и свершать красивые поступки, поступать и думать хорошо.

Сменившаяся жизненная ситуация, сдвиг в морально-нравственном воспитании, падение духовности, переоценка ценностей и многих понятий, забвение прекрасных культурных и исторических традиций, повышенная агрессия волнуют педагогический коллектив школы и меня, как преподавателя истории искусства.

Стало очевидно, что подачи программного материала по истории изобразительного искусства в школе совсем недостаточно. Это явилось причиной поиска новых форм работы с детьми, и мы их нашли.

За последние годы в нашей художественной школе было проведено много интересных внеурочных мероприятий и конкурсов по истории искусства, которыми я бы хотела поделиться с читателями.

Учитывая юношеский нигилизм, максимализм и их выход, мы решили объединить учащихся старших классов художественной школы и студентов Горностроительного колледжа (1, 2 курс), и провести конкурс “Мы – абстракционисты”. Цель его была показать, что и в 20 годы прошлого столетия, (когда все разрушалось) в России были радикально мыслящие люди, но свою точку зрения они выражали не через агрессию, а через свое творчество, находя в нем новые решения, отражая свое отношение к происходящему. Конкурс проходил в День подростка. Активное участие, большой интерес, азарт участников, необычность материала, приемов, задания – результат хорошей организации. Об этом говорят и отзывы о конкурсе. “Этот конкурс просто замечательный! Он помогает оценить меру своей фантазии и позаимствовать опыт. Чем чаще будут проходить подобные конкурсы, тем интереснее будет учиться в ДХШ”. “Конкурс получился интересным! Побольше таких “спонтанных”, но хорошо организованных мероприятий. Понравилось как все “сходу” включились в работу и выполнили ее очень творчески. Получился праздник!” “Неординарный конкурс, но результат хороший! Его участники запомнят это на всю жизнь. Знания закрепляются еще прочнее на ярких впечатлениях. Работы получились интересными, необычными!”

Взяв жизнь и творчество великого А. Гауди за образец высочайшей духовности и бескорыстного служения своему народу, мы организовали школьный конкурс “Чем я не Гауди!?”. Перед участниками конкурса были поставлены вопросы: что бы ты смог подарить своему городу, если бы был архитектором? Чем бы ты мог украсить архитектуру своего города, его облик? Учащиеся проявляли коллективное и личное творчество, создавая проекты и макеты. Результатами конкурса были довольны абсолютно все.

Очень интересно и содержательно, на высокой патриотической ноте прошел в ДХШ “День Руссой духовности” (8 октября) в содружестве с городским Рериховским обществом. Как набат прозвучало обращение инициаторов праздника: “Дорогие соотечественники!.. Пробил час для каждого встать на защиту будущего нашей страны, ее культурных и исторических традиций. Знамя культуры должно стать одним из главных символов России и мира…”.

В продолжение темы патриотического воспитания детей, в год 135-летия передвижничества в школе был разработан годовой проект “Навстречу 135-летию Товарищества Передвижников”. Вся внеклассная работа, вся выставочная деятельность школы была связана с этой знаменательной датой. В течении года работала лекторская группа из учащихся четвертого класса художественной школы, которые не только принимали участие в открытии выставок, но и как экскурсоводы проводили работу со зрителями. Организовывали и передвижные выставки с лекторским сопровождением в поселковые школы. Очень хорошо сочетались – школьная выставка пленэрных работ и лекция о передвижниках пейзажистах, детская выставка, посвященная 60-летию Победы и информация о художниках историко-батального жанра.

Уже традицией стало отмечать Международный день Музеев. Конкурс-викторина “Что я видел в Эрмитаже” позволил блеснуть знаниями по истории искусства и общей эрудицией учеников 3-4 классов. И разминку, и ответы на вопросы ведущий, и командное выполнение заданий, и конкурс капитанов – все испытания участники выдержали достойно, но все же победа досталась старшеклассникам.

Незабываемым событием, которое прошло 18 мая 2006 года в школе, это мероприятие, посвященное 150-летию Третьяковской галереи “С любовью к Третьяковке”. Подготовка к юбилею началась с апреля месяца. Прежде всего, детям была дана хорошая информация о М. П. Третьякове и его знаменитой галереи, показан видеофильм “По залам Третьяковской галереи”. Затем учащимся было дано домашнее задание: а) сделать копию картины (или фрагмента картины) любого художника, которая находится в галереи; б) дать литературно-эмоциональное описание своей копии (стихи, проза); в) каждому классу выбрать картину из “Третьяковки” и придумать, как “оживить” выбранную для задания картину. Активность учащихся превзошла все ожидания. Результат был ошеломляющим. Члены жюри по отбору лучших работ просто пришли в растерянность. Было очень трудно из множества хороших работ выбрать лучшие работы. В выставочном зале просто не хватило места для того, чтобы разместить все достойные для экспозиции работы. А литературные сочинения поражали глубиной содержания и накалом эмоций. Когда все было оформлено, то входящие в зал просто не могли сдержать чувство удивления и восхищения: “В нашей школе своя Третьяковка!”. Возникла идея создания сборника стихов, проиллюстрированного копиями картин учащихся. Праздник проводили в две смены, для того чтобы все учащиеся школы смогли поучаствовать в нем. Победителей заслуженно награждали подарками и грамотами под громкие дружные аплодисменты. Ребятам было сказано много добрых слов благодарности за качественное участие в конкурсе. А потом началось самое веселое – показ “живых” картин! И кого мы только не увидели! И “Боярыню Морозову”, и А. Д. Меньшикова, и З. Е. Серебрякову у зеркала, и “Тройку”, и “Двойку”, и даже А. С. Пушкина! Артисты выходили, принимали нужные позы и, замерев, стояли до тех пор, пока зрители не называли правильно автора и название загаданной картины. Были и другие конкурсы, участники которых, также были поощрены сладкими призами.

В конце праздника всеми участниками был одобрен текст поздравительной телеграммы, которую отправили работникам Третьяковской галереи.

В заключении хочется обратиться ко всем работникам системы народного и дополнительного образования. От нашей работы с детьми зависит и наше, и их будущее. “Воспитать – это не значит только дать ряд механических сведений. Воспитание, формирование миросознания достигается синтезом, и не синтезом невзгод, но синтезом радости совершенствования и творчества”. (Н. К. Рерих).

Приложение

Рисунки