Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи "Играем со словами" (1-й год обучения)

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: Согласование числительных один, одна с существительными.

Цели:

– учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна;
– активизировать предметный словарь;
– развивать внимание, мышление, творческое воображение;
– воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: конверт, 2 сюжетные картинки; разрезные картинки аналогичные сюжетным; “волшебная палочка”, лист А4 с нарисованным на нем кругом, простой карандаш на каждого ребенка; музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

– Скучно нам вот так сидеть,
Друг на друга все смотреть.
Не пора ли нам играть?
1, 2, 3, 4, 5!

2. Коммуникативная игра “Сосед к соседу”.

– Внимание!

– Сосед к соседу, локоток к локотку, спина к спине, мизинец к мизинцу, лоб ко лбу, щека к щеке, нос к носу, пятка к пятке, ладонь к ладони, шея к шее, кулачок к кулачку (дети выполняют соответствующие движения в паре).

3. Ритмодекламация.

– Нос, рот, голова, Указывают на нос, рот, покачивают головой.

Переносица, спина Поглаживают переносицу, спину.

Лоб, затылок, шея, грудь Указывают на соответствующие части тела.

Не забыть бы что-нибудь! Ритмичное постукивание груди кулачками.

Раз – сюда и два – сюда, Поочередное отведение рук в стороны.

Это нет, а это да. Движения головой.

(Игра повторяется)

4.

– Это у меня что? Верно нос. Покажите все свои носы. Сколько у тебя Анжелика носов? А у тебя Ваня? Верно, один.

– Это у меня что? Голова. Покажите все свои головы. Сколько у тебя Саша голов? А у тебя? Верно, одна.

– Нос, голова – количество названных частей тела одинаковое, а говорим мы о них по-разному: нос – один, голова – одна.

5. Игра “Назови, не ошибись”

– Я буду подходить к вам, и дотрагиваться до разных частей тела, а вы правильно скажите: один или одна: живот, нос, шея, затылок, подбородок, спина, лоб, переносица, грудь, голова.

– Количество частей тела одинаковое, а говорим мы о них по-разному:

Живот – один, шея – одна.

– Так и вокруг нас есть предметы, количество которых одинаково, а скажем мы о них по-разному: один или одна.

6. Игра “Я найду слова везде”

– Я предлагаю вам отыскать в группе слова, названия предметов, и правильно сказать о них: один или одна. А как их отыскать, я вас научу:

Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово!

– Я нашла: одна доска.

– А теперь вы поищите. И кого я окликну, тот назовет свои слова. И так у нас получится все по очереди.

(… один конверт)

7. Разрезные картинки.

– В конверте две разрезные картинки. Каждому из вас достанется по одной части одной из картинок. Внимание! Соберите из частей – две разрезные картинки.

(Самостоятельная деятельность детей. После выполнения задания, детям демонстрируются данные сюжетные картинки в целом виде).

8. Упражнение “Кто больше назовет?”

– Назовите по картинке, как можно больше слов, про которые можно сказать: один (затем одна).

9. Игра “Волшебная палочка”

– 1, 2, 3, 4, 5 – продолжаем мы играть.

Нужно снова в круг вставать.

– Нам волшебная палочка будет помогать

Слово к слову подбирать.

(Передавая “волшебную” палочку по кругу, каждый участник называет слово к числительному: один, затем одна.)

10.”Художники”

Волшебная палочка – это карандаш.

Она поможет нам дорисовать рисунок наш.

(Показываю лист с нарисованным на нем кругом)

– А чтобы было удобнее рисовать, предлагаю вам сесть за столы.

– Что нарисовано на листе? Сколько кругов?

– Я дорисую круг…. Какие предметы у меня получились? (неваляшка, мяч)

– Сколько неваляшек? Сколько мячей? Количество предметов одинаковое, а скажем мы о них по-разному: неваляшка – одна, мяч – один.

– И вы дорисуйте круг так, чтобы получился предмет, про который можно сказать один или одна.

(Самостоятельная деятельность детей.)

Музыкальное сопровождение

– Сейчас я предлагаю вам по очереди выходить к доске. Вам нужно назвать свою картинку и правильно расположить ее: если про нарисованный предмет говорим один – под мячом, если говорим одна – под неваляшкой.

– Назовем все картинки, правильно сказав о них один или одна (все дети хором проговаривают сочетания слов, голосом выделяя окончания числительных).

11.Итог занятия.

– Из наших рисунков получились длинные ленты. Может быть вечером раскрасим картинки? А еще мы можем придумать истории про предметы, о которых можно сказать один и одна.

1, 2, 3, 4, 5 – мы закончили играть!

Литература:

1.Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения. – М., 2002.

2. Ткаченко Т.А. Если дошкольников плохо говорит. – СПб., 1997.