Программа элективного курса "Выборы в России: от Рюрика до Путина"

Разделы: История и обществознание


Программа межпредметного гуманитарного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный, социально-гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

Данный образовательный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации исторического и обществоведческого характера.

Программа рассчитана на 10 часов, реализацию которой целесообразно отнести к последней четверти года. В ходе реализации программы помимо общеучебных умений, таких как учебно-организационные, речевые, учебно-информационные, учебно-интелектуальные формируются и предметные учебные умения: оценка исторических явлений, анализ источников, хронологические, оценочные.

Цели и задачи курса.

Цели:

  1. Способствовать формированию гражданской компетенции на основе усвоения исторического опыта страны.
  2. Стимулировать интерес учащихся к продолжению образования в рамках гуманитарного, социально-гуманитарного или социально-экономического профиля.

Задачи:

  1. Обобщить исторические факты по проблематике курса с целью получения учащимися целостного представления по данной теме.
  2. Содействовать формированию у школьников исторического мышления; умения самостоятельно работать с источниками; сравнивать и анализировать полученную информацию; выработать собственную позицию, аргументировано отстаивая ее.
  3. Выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне.
  4. Содействовать воспитанию ответственности за собственное благополучие, чувство сопричастности к судьбе своей Родины.

Методы и формы обучения.

Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса. Использование разнообразных методов: индуктивного, практического, проблемного, поискового, исследовательского – это стремление отойти от информационного подхода и увлечь учащихся учебной деятельностью.

Работа в группах, деловая игра, метод проектов позволяют учащимся лучше усвоить учебный материал, получить высокие результаты, а также сориентировать в мире будущей профессии.

Результаты изучения курса.

Т.о. курс предназначен для формирования основных компетенций в предмете:

  • в области предметной компетенции учащиеся овладевают историческими понятиями, способами исторического исследования, что поможет в выборе профессиональной траектории;
  • в области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации: воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано отстаивать собственную позицию;
  • в области социальной компетенции учащиеся овладевают типами социальных взаимодействий, этому способствует проектная деятельность

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Результатом итоговой зачетной работы по курсу станет проект, который будет оцениваться по 10-бальной системе.

Критерии оценки проекта: оформление, содержание, логичность, участие членов группы, защита. (10 б)

А также итоговый тест по теоретической части курса. Тест составлен в форме ЕГЭ. Максимальное количество баллов по тесту – 27 б.

Т.о. общее количество набранных баллов может составлять 37 баллов.

Зачет учащиеся получают при сумме баллов от 22 – до 37 . Незачет менее 22 баллов.

Промежуточный контроль будет осуществляться в ходе работы над проектом. На каждом занятии учитель просматривает накопленный материал, что фиксируется в сводной таблице.

Содержание курса.

Тема № 1. Введение в курс. 1 час.

Постановка учебной цели: анализ приемов и методов, которые использовались на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы, в сравнении с сегодняшним днем. Методика проектной деятельности. Создание рабочих групп. Выбор формы проекта.

Тема № 2. Избирательные технологии древности. 1 час.

Происхождение термина. Приход к власти Рюрика. Выборы в Новгородской республике.

Тема № 3. Выборы в Московском государстве. 1 час.

Земские соборы. Челобитная жителей г. Елец. Выборы Б. Годунова., В. Шуйского., М. Романова. Особенности присяги на царство.

Тема № 4. Избирательная борьба в России в н. ХХ века. 1 час.

Начало конституционной монархии в России (в сравнении с Европой). Выборы депутатов в Государственную Думу. “Положение о выборах” 1905 г.; Указ “Об ограждении свободы и правильности выборов в Гос. Думу”. Формы и приемы агитации. Выборы в Учредительное собрание.

Тема № 5. Выборы и большевики. 1 час.

Конституция 1936 г. Приемы, методы агитации. Итоги голосования. Выборы в моей семье (запись воспоминаний).

Тема № 6. Альтернативные выборы с 1987 г. по 1996 г.г. 1 час.

Выборы на производстве 1989, 1990 г.г. – Съезды народных депутатов, Референдум 1993 г.; 1995 г. – Ассоциация центров политического консультирования. Президентские выборы 1996 г.

Тема № 7. Выборы сегодня. 1 час.

Деловая игра “Избирательная компания”. Анализ современных приемов и методов предвыборной борьбы.

Тема № 8. Защита проектов “Избирательные технологии в России”. 1 – 2 час.

Тема № 9. Итоговый тест по теоретической части курса. Анализ результатов работы.

1 час.

Нормативно-правовые акты.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. //Р.Г.- 1993, №-237-25 дек.
  2. Федеральный закон “О выборах Президента России” от 31.12.1999 №-228.
  3. Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы, Федерального собрания Российской Федерации” от 24.06.1999 № 121.
  4. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 10.07.2001 № 89.

Литература:

  1. Головатенко А. Начальная история Руси // Преподавание истории в школе. Библиотека журнала . – 1999.. - № 5. с. 40 – 47.
  2. Загайнов С.В. Избирательные технологии в России: от древности до конца ХХ века // История и обществознание. 2005. № - 5. с. 29-33.
  3. Зуев М.Н. История России: с древнейших времен до конца ХХ века. – М.: Дрофа, 1999. – 896 с.
  4. История России в вопросах и ответах: Курс лекций./ Под. Ред. С.А. Кислицина. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1997г. – 608 с.
  5. История России: с древнейших времен до второй половины ХIХ века.: Курс лекций / под. ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург, 1995. – 212 с.
  6. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1993 – 330 с.
  7. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина ХYII века // Преподавание истории в школе. Библиотека журнала. – 2000. - № - 10. с. 13-21, 29-38, 93-95.
  8. Обществознание. Учебное пособие / под. ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2000 – 493 с.
  9. Платонов С.Ф. Очерки по истории Русской Смуты. – М. : Наука, - 298 с.
  10. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1987. – с. 9 – 69.
  11. Селезнев Р.К. Новейшая история России и Запад. 1985 – 1997. – М.: Мнемозина, 1998. – 304 с.
  12. Федоров В.А. История России 1861 – 1917. – М.: Выс. Шк., 1998. – 329 с.
  13. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 1. От древних славян до Петра Великого. / под.ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001.688 с.
  14. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 3. ХХ век. / под.ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2000. 704 с.