Интегрированный урок по литературе. Повесть А.С. Пушкина "Метель"

Разделы: Литература


Цели:

1. Определить роль метели в произведении. Обсудить характеры героев.
2. Формирование целостной картины мира.
3. Развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а так же развитие мышления, воображения, устной и письменной речи.

Оборудование: магнитофон, кассета с записями музыки Свиридова, листы бумаги по количеству учащихся, карандаши, краски, ручки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводное слово.

Сегодня нам предстоит разговор о произведении А. С. Пушкина «Метель», а точнее о главной героине повести – Марье Гавриловне.

Для начала ответьте на вопрос, почему возникает и какую роль в произведении А. С. Пушкина играет метель?

3. Письмо Марьи Гавриловны.

Обратимся теперь к образу главной героини повести – Марьи Гавриловны. Как вы считаете, какими прилагательными можно описать её характер? (прилагательные записываются на доске).

- Вспомните события, в которых так ярко проявились все эти черты.

Я имею в виду день и ночь накануне побега и сам день венчания. Что произошло тогда.

Звучит музыка Г. В. Свиридова «Зимняя дорога» или «Тройка».

Сядьте поудобнее, закройте глаза и не открывайте их, пока не закончится музыка.

Перенеситесь мысленно в дом, где живёт Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нём или прохладно?

Походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? Это Марья Гавриловна.

Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…

 Оставим её за этим занятием и вернёмся обратно в класс. Вы чувствуете под собой стул, слышите мой голос и возвращаетесь. Когда стихнет музыка, откройте глаза.

А сейчас попробуйте написать письмо, которое Марья Гавриловна написала своим родителям перед побегом.

- Вы смогли вжиться в роль Марьи Гавриловны или, по крайней мере, разобраться в её чувствах и мыслях. Надеюсь, это помогло вам понять пушкинскую героиню. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов:

- Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны?
- Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны?
- Какие два «фронта» столкнулись в её душе?

А сейчас попробуйте всё-таки ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: почему возникает метель, какова её роль в произведении?

Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье… а может, всё не так?

Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного автором и опишите, что произошло после объяснений.

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

- Закончилась ли метель в произведении и в душе героев?
- Возможно ли их счастье?
- Почему не состоялась свадьба Марьи Гавриловны и Владимира?
- Был ли Бурмин её судьбой?
- Почему Бурмин и Марья Гавриловна встретились только сейчас, хотя были давно женаты?

4. Подведение итогов.

  • Почему Пушкин назвал свою повесть «Метель»?
  • Какую роль сыграла в жизни героев метель?
  • Что хотел сказать Пушкин своим произведением?