Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок "Мы и окружающий мир" по теме: "Зона тундры"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: создать у учащегося яркое представление об удивительном мире зоны тундры.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с изображением природной зоны по соответствующей карте. Определить расположение этой зоны. Научить показывать ее на карте.
2. Дать представление о природных условиях зоны тундры, растительном и животном мире.
3. Раскрыть взаимосвязи, существующие в данной зоне.
4. Познакомить с жизнью людей в Арктической зоне.
5. Познакомить с основными (большими) городами тундры.
6. Показать роль человека в жизни природы, ее охране.
7. Дать представление о лесотундре, как подзоне и как самостоятельной зоне.
8. Расширять словарный запас. Развивать речь, мышление, исследовательские умения.
9. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, карта «Природные зоны», иллюстрации животных и растений, иллюстрация «Тундра», атлас.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Кто главный житель Арктической зоны? Почему белый медведь? (В переводе с греческого и других языков Арктика – «страна белых медведей»).

– Сегодня на урок к нам пришел один из жителей этой зоны, белый медвежонок, и принес вам вопросы.

1. Найдите и покажите на карте арктическую зону. Что в нее входит?
2. А как еще называется Арктическая зона? Что означает слово «Арктика»?
3. Расскажите о природных условиях Арктики.
4. Какие растения здесь встречаются? Как они приспособлены к жизни в этой природной зоне?
5. Какие животные здесь обитают? Как они приспособлены?
6. Расскажите об освоении Арктики человеком.
7. Какой ущерб природе Арктической пустыне наносят люди? Как охранять природу северного края?
8. Белый медведь – плотоядный хищник. Круглый год он бродит по льдинам Арктики вплоть до северного полюса. А чем он питается?

Выставка рисунков (по желанию детей они объясняют, почему изобразили Арктику именно такой).

III Сообщение темы урока. Постановка задачи.

– Выполните задание: доска (<Рисунок 1>).

– Расположив буквы, двигаясь по стрелке компаса в указанных направлениях (С-В; Ю; С; Ю-З; З; Ю-В), вы получите слово. Какое?

– Сегодня мы познакомимся с природой тундры.

 IV Тундра.

1. Географическое положение и природные условия.

– Как вы думаете, то означает слово «тундра» (мнения детей)

– Прочитайте об этом в учебнике. [1]

– Что же это слово значит?

– Найдите, каким цветом показана эта зона на карте?

– Найдите ее самостоятельно на карте учебника, на карте атласа вместе с соседом. (Один человек выходит к карте и показывает.)

– Что вы можете сказать о ее расположении и природе?

– От чего здесь зависят природные условия?

– Как вы думаете, почему южная граница природной зоны так изломана?

Читают после обсуждения материал учебника. [2]

– Что мы скажем о природных условиях? Делаем краткую карту погоды (тетрадь-доска).

Вывод:

Зима: 8-9 месяцев, t= –57-60? C.

Лето: короткое, начало июнь (июль) август - снег.

Почва: бедная, многолетняя мерзлота.

– Сравните с природными условиями Арктики. Что вы заметили?

– Почему очень похожи природные условия? Но в чем отличие? От чего это зависит?

– Мы записали, что в почвах тундры есть слой многолетней мерзлоты. Что это такое?

– А как вы думаете, богата ли почва тундры перегноем? Почему нет?

2. Растительный покров.

– Мы знаем, что на земле растут различные растения. Какие? (деревья, кустарники и т.д.)

– Как вы думаете, какие из них могут расти в тундре. Докажите.

– Перед вами иллюстрация «Тундра» (летом или весной). Рассмотрите ее. Какое время года? Почему так думаете?

– Какие растения здесь видите? В чем их особенность? Попробуйте объяснить эти особенности.

– Как растения могут расти в холодном климате, да еще в почве, где есть слой вечной мерзлоты?

– Каких растений мы здесь встретили больше? Почему?

– Послушаем рассказ об одном из растений тундры.

Сообщение ученика: (о карликовой березе или иве) сопровождается иллюстрацией.

– Можно ли эти растения назвать деревьями? Объясните свою точку зрения. Как они приспособлены к жизни в тундре?

– А сейчас вы узнаете еще о двух представителях. На столах карточки. Вариант 1 – читаем №1. Вариант 2 – читаем № 2. Расскажите теперь друг другу о прочитанных растениях (работа в паре). Пример изучаемых растений – пушица и брусника.

Карточка № 1 (рассказ о пушице)

Карточка № 2 (рассказ о бруснике)

– Что вы узнали об этих растениях? Какие у них приспособления?

Вывод: населите карту тундры растениями (прикрепляют к карте иллюстрации). Таблицу можно сделать в тетради (дома предложить ее продолжить).

Деревья

Кустарники

Травы

Мхи и лишайники

Береза

Брусника

Пушица

Ягель

Ива

Голубика

Незабудка

 

Карликовые

Морошка

Лютики

 
       
       

– Сравните растительность тундры и Арктики. Что заметили? Какие изменения, произошли? Какие новые растения появляются? Какие остались те же?

– Что вы помните о мхах и лишайниках?

Рассказ учителя о «ягеле» [3]

3. Животный мир. (Иллюстрированный материал)

Доска: северный олень, песец, лемминг, лиса, волк, морж, заяц, белый медведь, белая сова, кайра, белая куропатка, слон.

– Прочитайте. Разделите на 3 группы (животные Арктики, животные тундры, остальные животные). Докажите.

– Что заметили? (животные повторяются)

– Почему это происходит?

– Прочитайте, какие животные написаны в группе тундры. Рассмотрите иллюстрации. В чем приспособленность этих животных к жизни в тундре? Что вы о них знаете?

– Какое животное самое крупное? (северный олень).