Рекомендации к использованию моделирования в разных видах деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи

Разделы: Работа с дошкольниками


В программе «Радуга» в качестве одной из центральных задач воспитания дошкольников выдвигается задача формирования у детей познавательных интересов и способностей. Реализация этой задачи в коррекционных группах требует изучения психологических особенностей детей с ОНР и путей их развития. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания, памяти, словесно-логического мышления, в том числе и опосредствованного. Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, и, как следствие, на развитие познавательных интересов и способностей детей с ОНР. Учет этих особенностей лежит в основе целенаправленного педагогического руководства развитием познавательной сферы таких детей.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Исследования показали, что одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач [ 4] . Она состоит в том, что, решая ту или иную задачу, требующую выявления и анализа свойств предметов, построения и реализации замысла, ребенок использует общественно выработанные вспомогательные средства – сенсорные эталоны, символы, наглядные модели. Такие средства могут выступать как во внешней, так и во внутренней форме (то есть в форме наглядных образов). Способность к опосредствованию формируется в разных видах деятельности. Один из видов способности к опосредствованию – это способность к наглядному моделированию.

Под наглядным моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы [ 1] .

В последние годы в психологии выявлены возможности успешного применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и развитии их мышления. Деятельность с непосредственно воспринимаемыми моделями позволяет детям уже на уровне наглядно-образного мышления усваивать знания и умения, понимать некоторые принципы, связи и закономерности, лежащие в основе явлений и предметов. По данным исследований А.М. Сиверио обучение, направленное на развитие способности к наглядному моделированию, развивает и общую умственную способность к логическому мышлению вообще [ 1] .

В представленной статье предлагаются различные варианты моделей и последовательность их введения в работу с детьми. С помощью моделей у детей развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания у детей, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребенка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала.

Опыт показывает, что дети проявляют интерес к таким видам заданий. Кроме этого, модели помогают организовать детей в повседневной деятельности (в организации дежурств, в определении распорядка дня, самообслуживания, в развитии умений давать оценку и самооценку выполненной работы).

Задания, направленные на формирование у детей действия моделирования, включались в занятия по всем разделам программы воспитания и обучения детей, в организацию всех основных видов деятельности на протяжении двух лет пребывания детей в коррекционной группе.

Опираясь на исследования Л.Венгер [ 4] , А. Горячева [ 5] , в своей работе мы использовали следующую последовательность обучения детей моделированию:

  1. Отработка действий замещения как в направлении овладения широтой использования заместителей, так и в направлении постепенного усвоения их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, чисто условно обозначающим предмет.
  2. Построение и использование моделей пошаговых действий. Примерами таких моделей могут быть последовательность одевания, умывания, сервировки стола, различных трудовых процессов. Работая с данной моделью, дети учатся описывать порядок действий для достижения заданной цели, выполнять изображенную последовательность действий, описывать свои действия, расставлять события в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности действий.
    Построение и использование мнемотаблиц. В основном мнемотаблицы носят в себе обучающую функцию. В основе мнемотехники лежит умение обозначать символами реальные образы, отражая общие признаки объекта (Т. Большева) [ 2] .
  3. Суть мнемотаблицы – графическая аналогия, модель. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачу, направленную на перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
  4. Создание моделей по собственному замыслу (модели последовательности эпизодов самостоятельно сочиненных сказок, рассказов, загадок, модели отношений сходства и различия между понятиями, схемы для заучивания стихов).

В обучении моделированию мы придерживались следующих этапов:

1. Использование готового символа или модели.
На этом этапе взрослый демонстрирует детям готовый символ или модель. Происходит их рассматривание, разбор, перекодирование информации в образы, воспроизведение информации с опорой на символ либо модель.
2. Составление моделей и мнемотаблиц совместно с воспитателями.
3. Самостоятельное составление либо придумывание моделей или мнемотаблиц.

Рассмотрим варианты использования символов, моделей и мнемотаблиц в разных видах деятельности.

Развитие речи

С помощью условных заместителей, схем и рисунков можно предложить детям ряд заданий на совершенствование грамматического строя речи (Рисунок 1):

  1. Правильно согласовать прилагательное с существительным.
  2. Согласовать числительное с существительным. Например: один носок, два носка, пять носков.
  3. Подобрать однородные прилагательные к существительному.
  4. Образовать слова с помощью суффиксов с опорой на величину предмета. Пример: заяц, зайчик, зайчонок, зайчище.
  5. Образовать сложное слово. Пример: листья падают – листопад.
  6. Употребить грамматическую категорию. Пример: гнездо, гнезда, не стало гнезд.
  7. Подобрать антонимы. Пример: высокий – низкий.
  8. Интуитивно определить род и число существительного без названия терминов. Пример: мой шар, моя сумка (Рисунок 2).

Звуковая культура речи

С помощью табличек-символов можно акцентировать внимание детей на следующих параметрах (Рисунок 3):

  1. Тембр голоса.
  2. Высота голоса.
  3. Сила голоса.

Наглядные схемы также помогают детям характеризовать темп голоса и оценивать выразительность ответа сверстника (громко-тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось - нет) (Рисунок 4).

Грамота

С помощью символов можно предложить детям выполнить следующие задания (Рисунок 5):

1. Определить звук на слух в слоге, слове, фразе.
2. Определить позицию звука в слове: в начале, середине, конце слова; «найти хвост» - определить последний звук в слове; «вернуть нос» - определить первый звук.

Использование наглядных схем позволяет без дополнительных речевых инструкций организовать индивидуальную работу детей по выполнению уже знакомых упражнений (Рисунок 6):

3. Проанализировать звук (гласный – согласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий).
4. Определить количество слов в предложении.
5. Определить, где живет «маленькое слово» - предлог.
6. Придумать слово на заданную схему, подобрать схему к заданному слову.
7. Определить ударный гласный звук, который в слове слышится громче остальных, дольше других тянется, поет самые длинные песенки.
8. С помощью схем можно научить распространять предложения. Пример: Падают легкие, пушистые снежинки.

Можно использовать карточки-символы в качестве раздаточного материала: в этом случае воспитатель произносит звук, слово, фразу, а дети подбирают соответствующую заданию карточку-символ.

Связная речь

Предметные и предметно-схематические модели лежат в основе развития связной речи детей. С их помощью дети определяют последовательность изложения в процессе пересказа, составления описательных рассказов или загадок описания. На Рисунке 7 приведены:

  1. Схема составления описательного рассказа по теме «овощи-фрукты»: цвет, форма, величина, вкус, где растет, как употребляется.
  2. Набор цветовых символов, который можно использовать для пересказа произведений. Пример: «Наступила осень. На деревьях висят разноцветные листья. Перелетные птицы улетают на юг. Белка делает запасы на зиму. Лягушки спрятались под кочки».

Более сложное задание - задание-наоборот : по условиям, заданным в виде цветовых символов составить творческий рассказ. В начале беседуем с детьми о том, как люди воспринимают цвета: красный – праздничный, желтый – солнечный, синий – мечтательный, зеленый - успокаивающий и т.д. Задание: сочинить рассказ на любую тему, в котором бы присутствовали события, выраженные ощущениями, ассоциациями от цвета. Пример: синий ? черный ? зеленый ? красный.

Музыкальное воспитание

Детям интересны задания на кодирование и декодирование музыкальных и «живых» звуков на язык символов. Пример: стучит град, крадется кошка, звенит капель, лает собака, кричат журавли, плещется рыбка, стрекочет кузнечик, трубит олень (Рисунок 8).

Игровая деятельность

На Рисунке 9 приведен пример моделирования персонажей сказок:

  1. «Три поросенка».
  2. «Лиса и журавль».

С помощью моделей дети в сюжетно-ролевой игре передают ролевые взаимодействия (главная – второстепенная роль) (Рис. 9.3).

Использование этих моделей позволяет также развивать диалогическую речь у детей.

Исследовательская деятельность

Здесь мы можем использовать символы для обозначения методов исследования (Рисунок 10). Для того чтобы материалы, собранные в ходе исследования, не забылись и не потерялись, их надо фиксировать. Взрослый исследователь обычно их записывает. Дети дошкольного возраста могут фиксировать эти материалы, пользуясь пиктограммами. Чтобы освоить науку пиктографического письма можно воспользоваться простыми упражнениями, например: письма друг другу, отсутствующему ребенку, Деду Морозу и т.д.

Познавательное развитие

Использование моделей в этом блоке целесообразно начинать с обучения детей расшифровывать и составлять мнемодорожки.

Следующий этап – знакомство с информационными моделями, а затем самостоятельное составление модели-описания конкретных животных. На Рисунке 11 изображена информационная модель признаков животных, которая используется для составления модели - описания. Аналогичные модели составляются по темам: «Царство рыб», «Царство растений», «Царство зверей», «Царство птиц».

Способ мнемотехники позволяет детям самостоятельно готовить мини-доклады по заданной теме. Таким образом, дети кодируют информацию, а в процессе пересказа преобразуют абстрактные символы в образы.

Социально-эмоциональное развитие

Для решения задач социально-эмоционального развития детей в группе оборудованы «Доска желаний», «Доска выбора деятельности», «Доска настроений». «Доска желаний» представляет собой разлинованное полотно с кармашками, куда ребенок вставляет символ с обозначением желаемого вида деятельности. «Доска желаний» помогает воспитателю выявлять предпочтения детей, объединять детей по интересам, изменять предметно-развивающую среду в соответствии с желанием и интересом ребенка.

«Доска выбора деятельности». Цель: Самостоятельное планирование детьми игровой деятельности в утренние и вечерние отрезки времени.

«Доска настроений». Цель: определить эмоциональное состояние каждого ребенка, выделить детей, которым необходима эмоциональная поддержка, определить причины положительного и отрицательного эмоционального состояния детей, спланировать работу по устранению отрицательного воздействия как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Использование данного оборудования позволяет развивать самостоятельность как базовое личностное качество ребенка и показатель готовности его к школе, способность планировать, систематизировать, регулировать, и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи, способность адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности.

Трудовая деятельность

Использование моделей пошаговых действий способствовало формированию трудовых умений и навыков: распределять обязанности, готовить рабочее место, выполнять последовательность действий (например, при умывании (Рисунок 12)), взаимодействовать в парах, тройках, минигруппах; делать анализ и самоанализ выполненной работы.

Изучение результатов работы показало, что использование моделей помогает в реализации программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи в нескольких аспектах:

  1. Воспитатель на едином уровне с группами общеразвивающего вида реализует задачи программы «Радуга»;
  2. Основной процент детей на выходе из детского сада в школу имеет высокий и нормальный уровень психологической готовности к школе;
  3. Дети отличаются хорошим уровнем сформированности предпосылок к учебной деятельности

Литература:

  1. Базик И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 11.
  2. Большева Т.О. Учимся по сказке.
  3. Ванюхина Г. Речецветик. Екатеринбург, 1993.
  4. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 3.
  5. Горячев А.В. Информатика для дошкольников: новое как хорошо систематизированное старое // Начальная школа: плюс – минус. – 2000. - № 2.
  6. Савенков А.И. Маленький исследователь или как научить дошкольника приобретать знания.
  7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Москва, 2000.
  8. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  9. Фролова Л.А. Моделирование в процессе обучения русскому языку // Начальная школа: плюс – минус. – 2000. - №5.