Интегрированный урок по географии и математике на тему: "Влияние новостройки на состояние биосферы"

Разделы: Математика, География


Экономическая проблема становится едва ли не главной среди других глобальных проблем человечества. Отсюда – повышенное внимание к вопросам воспитания экологической культуры, которая все более становится мерой цивилизованности общества. В школьниках следует воспитывать экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическую нравственность. Мы со своей стороны предлагаем разработку интегрированного занятия географии и математики по теме “Влияние новостройки на состояние биосферы”. Занятие проводится в системе уроков математики и географии 8 класса во втором полугодии как повторительно-обобщающее, с целью развития интереса к предметам, развития экологической культуры и предпрофильной подготовки учащихся. На этом занятии учащиеся знакомятся со смежными географическими профессиями, рассматривают взаимодействие социально-экономических факторов на природу, решают не сложные математические задачи с акцентом на экологические проблемы. Тип урока: деловая игра. В игру вводится группа, состоящая из 2-3 десятиклассников, т.к. учащиеся 8 класса не знакомы с экономической географией.

Тема: Влияние новостройки на состояние биосферы.

Цели и задачи:

  • Образовательные - закрепить навык работы с топографической картой; закрепить умение составлять математическую модель по заданной ситуации.
  • Развивающие – учить сравнивать, анализировать и обобщать.
  • Воспитательные – воспитывать экологическое мировоззрение, экологическую нравственность, умение оценивать последствия своей деятельности, развивать умение работать в группах.

Дидактическое оснащение: фотографии (приложение 1, приложение 2, приложение 3), топографическая карта (рисунок 1), профили местности (рисунок 2).

Ход урока

Учитель математики:

На протяжении столетий развития человеческого общества экологическая деятельность людей находилась в противоречии с сохранением природной среды. Люди научились добывать металлы и ископаемое топливо, перегородили плотинами реки, а на месте бескрайних лесов проложили дороги и построили заводы.

Человечество было так увлечено развитием своего экономического могущества, что не заметило, как в реках и морях стала погибать рыба, отравленная промышленными стоками, как стали исчезать леса и целые виды животных. Воздух в городах стал загрязненным из-за автомобильных выхлопов, дыма заводов и электростанций.

Сегодня экономическое развитие человечества невозможно представить без обоснованного прогноза его экологических последствий.

На нашем занятии мы хотим не только познакомить вас со смежными географическими профессиями (транспортники-строители, топографы, экологи), но и предоставить возможность ознакомиться со сложными проблемами взаимодействия природы и общества.

Учитель географии (зачитывает условие задачи, представляет группу десятиклассников, объясняет цель их присутствия).

Постановка задачи.

Поселок Серебрянка (см. рисунок 1) оторван от внешнего мира. Автомобильных дорог здесь нет. Единственный вид транспорта, связывающий поселок с городом – это железная дорога. Добраться до остановочного железнодорожного пункта можно только по проселочной дороге, пролегающей через брод реки Ключевой. Жители поселка занимаются, молочным животноводством, таким образом, они помогают городу молочной продукцией. Но доставлять свою продукцию в город они могут не круглый год из-за подъема уровня воды в реке Ключевой. По многочисленным просьбам жителей поселка, администрация города решила оказать помощь: построить дорогу и мост через реку. Работой занялись инженеры-проектировщики. Проект для последующей обработки предоставляют вам.

Обратите внимание, прежде проселочная дорога пролегала по более пологим склонам, а через реку жители перебирались по броду в самой широкой части долины, т.к. здесь река мельче. Транспортники-проектировщики определили место автомобильной дороги и моста не случайно. Во-первых, путь прямой – более короткий (хотя склоны немного круче), во-вторых, меньше лесного массива придется вырубить, в-третьих, пойма, где находится брод очень широкая и мост там строить невыгодно и опасно. Долина, где запланирован проект моста узкая, и мост будет находиться на достаточно большой высоте от русла реки. (см. рисунок 2)

Учитель математики разбивает учащихся на две группы одинакового уровня и следит за работой этих групп. Учитель географии работает с группой экспертов (2-3 десятиклассника, приглашенных на занятие).

Задание группам.

Группа экспертов. Оценить положительные и отрицательные факторы строительства:

  • дать экономическую оценку строительства дороги и возведения моста с точки зрения транспортировки продукции и развития скотоводства;
  • оценить с точки зрения геоморфолога (каким образом строительство повлияет на литосферный слой и эрозионные процессы);
  • оценить изменение уровня грунтовых вод в связи с вырубкой лесного массива под просеку.

1 группа. По данным геодезистов определить длину моста, если АВ=150 м, угол А=90?, угол С=60?. Предложить два способа решения (использовать подобие треугольников и свойства прямоугольного треугольника).

2 группа. Вычислить площадь леса, которую придется вырубить, если ширина просеки должна составлять 50 метров.

Результаты расчетов представители 1-ой и 2-ой группы демонстрируют у доски через 10 минут. Далее каждая группа получает новое задание.

1 группа. Рассчитать потери кислорода при вырубке просеки, если 1 км? леса выделяет 125 т кислорода в год.

2 группа. Рассчитать сколько лет потребуется, чтобы 35 сантиметровые саженцы ели, посаженные лесополосой, стали выполнять функции: изоляция шума, закрепление грунта. При условии что, средний прирост ели 12см в год.

Результаты расчетов представители 1-й и 2-й группы демонстрируют у доски через 10 минут.

Выступление экспертной группы.

Предполагаемый отчет группы экспертов.

Любое антропогенное вмешательство повлечет за собой изменения биосферы. Главный вопрос заключается в том, будут ли обратимы протекающие процессы.

При строительстве дороги и моста решается экономическая проблема: жители поселка Серебрянка будут бесперебойно поставлять свою продукцию в город с меньшими затратами, и смогут увеличивать поголовье скота. Но возникают другие проблемы. Дорога проложена по территории пастбища, следовательно, площади для выпаса скота сокращаются. Шумовое загрязнение и выхлопные газы, следующих по новой дороге автомобилей, создадут зону непригодную для хозяйственного использования. Строительство дороги неизбежно приведет к нарушению литосферного слоя. На отдельных участках появятся насыпи, другие - будут проложены в выемках, именно на этих участках усилятся эрозионные процессы. Вырубка леса под просеку и вывоз древесины так же будут способствовать усилению эрозии.

Для защиты от шума и закрепления грунта рекомендуем вдоль дороги создать лесополосу. Через несколько десятилетий она начнет выполнять еще и функцию очистки атмосферы.

При наличии времени можно предложить всем учащимся еще одну задачу: рассчитать количество саженцев для создания лесополосы, если расстояние между саженцами 1м.

Итог урока.

Каждого человека волнует состояние окружающей среды, поскольку от нее зависят судьбы человечества. Разумеется, в одиночку никто не в состоянии отвратить угрозу человеческой цивилизации. Но нельзя не замечать надвигающейся беды и не думать об этом. Каждый из нас может внести посильный вклад в решение вопросов экологии.