Работа психолога в детской организации самоуправления

Разделы: Школьная психологическая служба


В проекте модернизации российской системы образования отмечается, что развитие образования значительно отстает от темпов изменения жизни в стране и мире.

Между тем современная жизнь предъявляет человеку совершенно новые требования. Главными среди них являются:

  • умение делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия;
  • общественная активность и творческая инициатива;
  • рационализм и эффективность;
  • самостоятельность и личная целеустремленность;
  • умение адаптироваться в условиях постоянных общественных изменений;
  • видение ключевых проблем общественной жизни и стремление решать их, устанавливая взаимодействие с окружающими людьми.

Молодое поколение не обладает жизненным опытом, он приходит лишь с самим ходом человеческой жизни. Не зря одной из самых развивающихся педагогических областей является социализация молодежи.

Одним из средств социализации молодежи подросткового и юношеского возраста в современной педагогике служит самоуправление.

Самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей.

К началу 2004-2005 учебного года в гимназии накопился большой материал, полученный в ходе различных социологических опросов и психологических исследований.  В результате анализа  были выявлены вопросы, которые волнуют всех, кто имеет отношение к школе:

  • как заинтересовать детей не только учебной деятельностью,
  • как дать возможность детям реализовать свой личностный и творческий потенциал,
  • каким образом можно выявлять и развивать коммуникативные качества?

Так коллективно были сформулированы цели, достичь которых возможно через вовлечение учащихся в реальные проблемные управленческие ситуации – организацию детского самоуправления. (Приложение 1)

В нашей гимназии сложились уникальные традиции, используя которые удалось разработать структуру детской организации самоуправления, работа в которой будет максимально эффективна. Так начала свою работу ДОС гимназии №9 г.Коломны «Флотилия «ИСТОК».

В работе «Флотилии «ИСТОК» реализуется вариативно-программный подход к деятельности детей. Ребята могут выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую созвучную душе программу, сами планировать сроки и темпы выполнения программ. В связи с этим вариативно-программный подход позволяет создать наиболее благоприятные условия для создания поля самореализации детей и развития самоуправления в детских объединениях и организации в целом.

В настоящее время детская организация самоуправления «Флотилия «ИСТОК» находится на этапе становления. Цели деятельности определяются совместно педагогами и учащимися. Постепенно предоставляется возможность детям самостоятельно определять цели своей деятельности. Поиск путей достижения целей осуществляется школьниками при консультативной помощи педагогов.

Одна из педагогических задач - оказание помощи детям в оценке друг друга с целью выявления лидеров своей группы и выбора своих организаторов. Для этого используется многоступенчатая система выборов и  специально организованные занятия «Академии молодежного актива».

«Академия молодежного актива»

Программа психологической поддержки штурманов и капитанов Флотилии «ИСТОК»

…Приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.

А.Дистервег

Процесс подготовки учащихся к организаторской деятельности представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности.

В подготовке школьников к организаторской работе можно выделить три главных структурных компонента:

  1. Информационный. Детям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач;
  2. Операционный. Формирование у учащихся коммуникативных и организаторских навыков и умений, осуществляемое  во время занятий;
  3. Практический. Работа в классах и объединениях, в процессе которой закрепляются приобретенные знания и умения.

В программе особое внимание уделено проблемам общения, его видам, приёмам, способам управления чувствами.

Форма проведения: занятия с использованием тренинговых упражнений.

Цели курса:

  1. Повышение общей социально-психологической адаптированности участников.
  2. Формирование навыков самопознания и самореализации

Задачи курса:

  1. Создание и пополнение запаса элементарных знаний в области психологии общения и психологии личности.
  2. Выработка устойчивых навыков конструктивного социального взаимодействия
  3. Выявление и развитие лидерских качеств.

«Юнги» (1 - 4 класс)

Цели:

  1. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
  2. Развитие навыков социального взаимодействия.
  3. Формирование позитивного отношения к сверстникам.

№ занятия

Название и решаемые задачи

Занятие №1.

«Давайте знакомиться!».

(Преодоление тревожности, создание ситуации заинтересованности друг другом).

Занятие №2

«Как научиться разговаривать с людьми?».

(Отработка навыков коммуникации).

Занятие №3.

«Что такое интонация?»

(Отработка навыков вербального и невербального взаимодействия).

Занятие №4.

«Как научиться преодолевать трудности вместе?».

(Тренировка навыков коммуникации в различных ситуациях).

Занятие №5.

«Как понять друг друга без слов?».

(Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей).

Занятие №6.

«Умеешь ли ты дружить?».

(Осознание собственного отношения к другим, развитие навыков рефлексии).

Занятие №7.

«Как научиться жить дружно?».

(Развитие социальной восприимчивости, навыков поведения в критических ситуациях).

Занятие №8.

«Как воспитать характер?».

(Формирование позитивной самооценки, тренировка умения отстаивать своё мнение).

«Алые паруса» (5 – 8 класс)

Цели:

  1. Познание своих возможностей во взаимодействии с другими людьми.
  2. Тренировка способности установления и поддержания контакта в общении.

№ занятия

Название (по основному упражнению) и решаемые задачи

Занятие №1.

Знакомство. «10 секунд».

(Создание позитивного эмоционального настроя, ситуации, способствующей лучшему узнаванию друг друга).

Занятие №2

«Сито».

(Тренировка в отборе необходимого материала из потока информации).

Занятие №3.

«Зеркало».

(Развитие эмпатических возможностей участников, концентрация на невербальном языке).

Занятие №4.

«Эстафета чувств».

(Развитие умения пользоваться языком жестов).

Занятие №5.

«Какие бывают вопросы».

(Тренировка коммуникативных навыков).

Занятие №6.

«Приёмы эффективного слушания».

(Комплексная отработка навыков слушания).

Занятие №7.

«Комплименты».

(Отработка навыков получения и подачи обратной связи).

Занятие №8.

«Разговор начистоту».

(Тренировка ответственного отношения друг к другу, возможность получения индивидуальной и групповой оценки своей личности).

«Аврора» (9 – 11 класс)

Цели:

  1. Тренировка навыков эффективной коммуникации
  2. Выявление лидерских качеств и тренировка лидерских навыков
  3. Развитие самостоятельности в принятии решений

№ занятия

Название (по основному упражнению) и решаемые задачи

Занятие №1.

Знакомы? Знакомы! «Реклама»

(Создание позитивного эмоционального настроя, ситуации способствующей лучшему узнаванию друг друга).

Занятие №2

«Лидер – это…».

(Тренировка в  определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств).

Занятие №3.

«Круг и я».

(Выработка стратегий поведения, группового взаимодействия).

Занятие №4.

«Ведущий дискуссии».

(Освоение активных стилей общения, совершенствование лидерских умений).

Занятие №5.

«По-одному».

(Тренировка слаженной групповой работы, развитие умения участников концентрироваться на партнере).

Занятие №6.

«Лабиринт».

(Дать возможность участникам проявить лидерские качества).

Занятие №7.

«Печатная машинка».

(Развитие навыка совместного решения групповой задачи).

Занятие №8.

«Ты настоящий творец».

(Выявление и анализ эффективности основных стратегий управления).