Конспект интегрированного занятия в старшей группе: "Зимняя сказка" – "Путешествие в прекрасное" (изодеятельность)

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Цель: обогащать эмоционально-эстетическое восприятие при знакомстве детей с поэтическим словом, музыкой, живописью.

Задачи:

  1. Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувства группового единства.
  2. Выявить знания выразительных средств, терминологии и понятий изоискусства (обогащение словаря).
  3. Закрепить знания о лице и расположении его частей.
  4. Закрепить цвета радуги и знания о холодных и теплых тонах.
  5. Дать понимание ладового своеобразия музыкального произведения.
  6. Научить различать мажорное и минорное звучание.
  7. Продолжать осваивать новые техники рисования (свечой, солью).
  8. Развивать пластику формообразующих движений, необходимых для передачи художественных образов, явлений окружающего мира.
  9. Развивать умение чувствовать, видеть, говорить о прекрасном в живописи, в музыке.

1. Дети входят в группу, звучит тихая музыка.

Приветствие. Я рада вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом. Возьмитесь за руки и громко скажите друг другу: «Доброе утро!» (Цель – создание чувства группового единства).

2. Показываю детям письмо-сюрприз.

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Хотите узнать, от кого письмо!

«Дорогие мои маленькие друзья-художники. У меня случилась беда: я заблудился в сказочном лесу и попал к Снежной королеве. Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой.

Ваш Карандашкин».

Ребята! Поможем Карандашкину? Но чтобы ему помочь, надо пройти много дорог и выполнить все задания, которые приготовила Снежная королева.

3. Перед вами лежат цветные карандаши.

- Какой Фее изобразительного искусства принадлежат эти карандаши? (Фее Графики).

- А какие еще материалы помогают Фее Графики?

- А это что за Фея? (Фея живописи).

Вам Фея Графики предлагает поиграть со своими помощниками.

- Расположите цвета карандашей по-порядку цветов радуги, и вы узнаете, о каком жанре изобразительного искусства мы с вами поговорим.

Только будьте внимательны.

Портрет

- Что означает слово «портрет»?

Значит, чтобы нарисовать потрет, надо знать черты лица человека.

4. Давайте посмотрим на этих ребят. Все ли у них в порядке с лицом?

- Найдите недостатки в портрете и исправьте их.

(Д/и «Найдите недостаток в портрете»)

5. Посмотрите, как много здесь картин. Здесь есть картины, уже знакомые вам и те, с которыми нам предстоит познакомиться. Давайте рассмотрим, молча полюбуемся ими.

- Скажите, картины какого жанра вы видите? (пейзаж, натюрморт, портрет).

- Покажите, ребята, на каких картинах изображены натюрморты?

- А к какому жанру относятся эти картины? (пейзажи)

- А к какому жанру относятся эти картины? (портрет).

- Посмотрите на этот портрет. Его написал художник В.А.Серов. Картину художник назвал «Девочка с персиками».

- Какое выражение лица у девочки? (спокойное, ровное, ласковое, сдержанное, выразительное).

- Какими красками изобразил художник портрет девочки? (теплыми)

- Назовите их.

Сочетание теплых тонов придает картине светлое звучание.

- может ли картина художника передать настроение изображенного на ней человека?

- Какое настроение у девочки? (спокойное, немного задумчивое).

- А вот перед вами портрет мальчика. Его зовут Мика Морозов. Написал этот портрет В.Серов. Посмотрите на выражение его лица. Какое оно? (встревоженное, удивленное). Мальчик чуть привстал на кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый, черноглазый. Приоткрыл пухлые розовые губки. У него румяные щечки. Давайте войдем в картину и представим себя на месте мальчика.

- Как вы думаете, что он хочет узнать? Что же такого неожиданного, таинственного, интересного увидел мальчик?

- В каких тонах написана картина? (холодных)

- Назовите цвета колорита?

- Какое настроение написано на его лице? (хмурое, холодное, сосредоточенное, грустное, прохладное)

- Подберите к этому портрету те цвета, которые использовал художник при рисовании этого портрета. Один и тот же художник В.А.Серов написал два разных по колориту и настроению портрета.

6. Ребята, а у вас какое сейчас настроение? Почему? (нужно помочь Карандашкину)

- А в каком лесу потерялся Карандашкин? (сказочном)

- Что нужно нам сделать, чтоб спасти Карандашкина? (попасть в сказочный лес)

- А что происходит в сказочном лесу? (чудеса, волшебство)

- А есть такой праздник, где тоже происходит волшебство? Как он называется?

- А что бывает и происходит в Новый год? (включается гирлянда, зажигают свечи, ёлка)

Вы знаете, дети,

«Говорят, под Новый год.
Что ни пожелается, -
Все всегда произойдет.
Все всегда сбывается». (звучит музыка)

(под ёлкой сундучок)

- Что это? Что здесь хранится? (сапоги-скороходы, шапка-невидимка).

- Как вы думаете, для чего нужны эти предметы? (чтобы попасть в сказку)

- А какая будет сказка? (зимняя, волшебная, приятная)

«А чтоб в лесу не заблудиться
Без тропинок и дорог,
Нам поможет золотистый,
Круглый, сказочный клубок».

- Итак, отправляемся в путь за сказочным клубком.

(звучит «Белка» Н.Римского-Корсакова)

Послушайте музыку и определите, кто может жить в теремке. Вы узнали эту музыку? Чья она?

- Куда мы пришли? (на полянку к теремку)

- Как вы думаете, кто в теремочке живет? (зверушки)

- Какая музыка по характеру? (веселая, звонкая, игривая)

- Какой музыкальный лад соответствует этой пьесе? Мажор или минор?

Катится клубочек дальше.

(Звучит музыка «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргского)

- Как вы думаете, чья эта музыка? (Бабы Яги)

- Какая музыка по характеру? (колючая, острая, осторожная, подкрадывающаяся, отрывистая)

- А почему эта музыка подходит к бабе Яге? (Баба Яга такая же по характеру)

- Какой музыкальный термин подойдет к этой музыке? Мажор или минор?

- Так какой лад звучания? Минорный или мажорный?

- В каких сказках встречается Баба-Яга? (Гуси-лебеди, Царевна лягушка, Василиса Прекрасная)

- А какая избушка? (старая, ветхая, деревянная, соломенная крыша, поворачивается со скрипом)

7. Пластический этюд – дети ёжатся.

- Ребята! Что-то холодом повеяло. (звучит музыка Снежной Королевы)

- Да это же промчалась сама Снежная Королева.

- Хотите полететь вслед за ней?

- Тогда надевайте шапки-невидимки, закрываем глаза, кружимся, происходит волшебство.

8. Ребенок читает стихотворение «Песня» И.Никитина

«Зашумела, разгулялась
в поле непогода,
принакрылась белым снегом
гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не видать и следу.
Поднялася пыль да вьюга,
Не осталось свету».

(дети под музыку «Дед Мороз» Р. Шумана имитируют движениями рук бурю)

10. – Куда мы попали?

– Вот мы и у Снежной Королевы.

Снимите свои шапки-невидимки и ступайте неслышно, потому что здесь всегда скрипит снег от сильного мороза (скрип снега) Снежная Королева заснула. Тише! Тише! Слышите! Откуда-то слышится перезвон. (звучит пьеса «Колокольчики звенят» В.А.Моцарта)

- Какой это голосок? (сказочный, звонкий, легкий, хрустальный и т.д.)

- У кого в Королевстве может быть такой голосок? (у снежинок)

- Снежинки так разговаривают, касаясь друг друга хрустальными лучиками.

10. Дидактическая игра «Что звучит?»

дети выбирают из лежащих музыкальных инструментов тот, который похож на голосок хрустальных снежинок.

11. Ребята! Осталось последнее задание. Если мы нарисуем снежинки и подарим их Снежной Королеве, то она поможет нам найти Карандашкина.

Предложить детям нарисовать снежинки свечой на белой бумаге и солью на темной снежинке.

(звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»)

предложить детям собрать снежинки в ладошку и дунуть на них, чтоб все снежинки полетели к Снежной Королеве.

- А вот и наш Карандашкин.

- Спасибо, ребята, за помощь, теперь я с вами буду всегда. Давайте все снежинки с солью повесим на ёлку, чтоб наши все желания в Новом году сбылись.

- Вот и закончилась зимняя сказка. Пора возвращаться в детский сад на праздник Ёлки.

- Обули сапоги-скороходы, покружились. Прощай сказка! Вот и наш детский сад «Незабудка».

Снимайте сапоги-скороходы.

- Понравилось вам в сказке?

- Кого мы спасли?

- Какими мы были? (смелыми, сильными, неравнодушными)

- Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. Становитесь в круг и поблагодарим друг друга за отличную работу. Я возьму в руки свечку, и мы будем передавать ее друг другу и говорить добрые слова (мне очень приятно с тобой работать).

А сейчас пришла пора прощаться.