Урок-путешествие в 5-м классе по стране "Устное народное творчество"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Систематизировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества;
  2. Развивать аналитические навыки, навыки выразительного чтения, умение
  3. рассуждать и аргументировать свою точку зрения;
  4. Прививать любовь к устному народному творчеству.

Материалы к уроку: на доске солнышко без лучиков, на котором написано УНТ, символы-солнышки для награждения, диск с записью русских народных песен.

Ход игры–путешествия

I. Вступительное слово учителя.

Устное народное творчество родилось в глубине веков, передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Оно выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев.

- Ребята, какие жанры устного народного творчества вы знаете?

Дети пишут на «лучиках» жанры УНТ.

Ребята размещают свои «лучики» к «солнышку» на доске.

Наше «солнышко» засияло, заулыбалось, потому что вы, ребята, правильно назвали жанры УНТ. Это сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, частушки, небылицы, считалки.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по станциям УНТ и посмотрим, как вы умеете различать жанры УНТ, какие произведения знаете.

Перед тем как отправиться в путешествие, объясняю условия игры. За правильный ответ ребята получат «солнышко». Победит тот, у кого будет самая большая коллекция.

Итак, в путь по станциям устного народного творчества.

II. Игра-путешествие.

1. Станция «Загадочная».

Загадка – древнейший вид устного народного творчества. Своё название она берёт, как полагают фольклористы, от слова гадати, то есть думать, рассуждать, раскрывать что-то скрытое.

Красненький петушок
По жердочке бежит. (Хворост в костре)

Красное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)

Утка в море
Хвост на заборе. (Ковш)

И жнет и косит,
А хлеба не просит. (Комбайн)

Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)

Железный нос в землю врос
Роет, копает
Землю разрыхляет. (Плуг)

Дети получают «солнышки» за правильные ответы.

2. Станция «Небылицына»

Нарисовать иллюстрацию к небылице

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На буланой, на телеге,
На скрипучей лошади
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.

Дети рисуют и размещают на доске свои иллюстрации.

Согласны ли вы, ребята, с тем, что небылица – это шутливая сказка, в которой перевернуты признаки действия.

Ребята высказывают свои мнения и получают «солнышки» за лучшие иллюстрации.

3. Станция «Частушечная»

Учитель раздаёт косынки всем желающим исполнить частушки.

Просила меня мать
Загонять гусака.
А я вышел за ворота
И давай плясака.

Гуляй, Матвей!
Не жалей лаптей.
Батька лыка наберет
Лапти новые сплетет.

А я маленькая, аккуратненькая.
Все, что есть на мне
Пристает ко мне.

Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова,
Причесала языком.

Хлебом – солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.

На веселое гулянье
Я пришла без ремешка.
Девяносто песен знаю,
Ещё дома два мешка.

4. Станция «Пословиц и поговорок».

- Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

  • Труд кормит, а лень портит.
  • Каков мастер, такова и работа
  • От скуки бери дело в руки.
  • Умел начать, умей и окончить.
  • Ешь досыта – работай до поту.

- А теперь вспомните пословицы и поговорки о дружбе.

  • Один за всех и все за одного.
  • Один в поле не воин.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Где лад, там и клад.
  • Без беды, друга не узнаешь.
  • Для друга и семь верст не околица.

- Ребята, а кто знает пословицы и поговорки про ученье?

  • Век живи, век учись.
  • Ученику – удача, учителю – радость.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Грамоте учиться всегда, пригодиться.
  • Знание никому не в тягость.

- Ребята вы хорошо справились с эти заданием. А чем отличается пословица от поговорки?

Все участники конкурса получают «солнышки»

5. Станция «Скороговорочная»

Объявляется конкурс на самое быстрое и отчетливое чтение скороговорок.

От топота копыт пыль по полю летит.

Летят пичужки, через три пустые избушки.

Цапля чахла,
Цапля сохла,
Цапля сдохла.

Хохлатые хохотушки
Хохотали, хохотали!
Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

6. Станция «Сказочная»

Угадайте название сказок (прослушиваются отрывки из сказок)

Дети угадывают.

Ребята обыгрывают сказку «Золотая тетерка»

III. Подведение итогов.

Подсчитываются «солнышки», победители награждаются книгами.