Обобщающий урок по литературе для учащихся 5-8-х классов по произведению В.П. Астафьева "Последний поклон"

Разделы: Литература


Цели:

  • понять специфику рассказов В.П.Астафьева как произведений о сибирской семье;
  • раскрыть богатство, сложность и противоречивость образа бабушки;
  • воспитывать внимание к художественному слову, умение ценить его;
  • совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения;
  • развивать воображение учащихся, их творческие способности.

Ход урока

1 ЧАСТЬ

“Когда наступил праздник, бабушка взялась переживать из-за моих штанов. Я уж сам ее утешал, разговаривал с ней про болезнь, про штаны старался и не поминать. Бабушка к этой поре маленько оправилась, и разговаривать с нею можно было сколько угодно.

-Чё же за болезнь такая у тебя, бабушка? - как будто в первый раз любопытствовал я, сидя рядом с нею на постели. Худая, костистая, с тряпочками в посекшихся косицах, со старым гасником, свесившимся под белую рубаху, бабушка неторопливо начинала повествовать о себе:

- Надсаженная я, батюшко, изработанная. С малых лет в работе, в труде все. У тяти и у мамы я семая была да своих чёртому дюжину.подняла... Это легко только сказать. А вырастить?

Но о жалостном она говорила лишь сначала, как бы для запева, потом рассказывала о разных случаях из своей большой жизни. Выходило по её рассказам так, что радостей в её жизни было куда больше, чем невзгод. Она не забывала о них и умела замечать их в простой своей и нелегкой жизни. Дети родились - радость. Болели дети, но она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер - тоже радость. Урожай на хлеб хороший -радость. Рыбалка была добычливой - тоже радость. Руку однажды выставила себе на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одной рукой жала и косоручкой не сделалась - это ли не радость?

Я глядел на мою бабушку, дивился тому, что у неё тоже были тятя и мама, глядел на её большие руки в жилках, на морщинистое, с отголоском прежнего румянца лицо, на глаза её зеленоватые, темнеющие со дна, словно вода в старом глубоком пруду, на эти косицы её, торчащие, будто у девчонки, в разные стороны, - и такая волна любви к родному идо стоноты близкому человеку накатывала на меня, что я тыкался лицом в её рыхлую грудь и зарывался носом в тёплую, бабушкой пахнущую рубашку. В этом порыве моём была благодарность ей за то, что она живая осталась, что мы оба есть на свете, и все-все вокруг нас живое и доброе”.

Этим вступлением хотелось бы пригласить вас к размышлению о светлом образе бабушки, о роли бабушки в семье в сборнике рассказов В.П.Астафьева “Последний поклон”.

“А он пропадет - и я не житель на этом свете”.

Это позиция бабушки, которая отдаёт себя полностью, посвящая свою жизнь внуку.

  • Почему мальчик живет с бабушкой и дедушкой?
  • А у них семья?
  • Что же такое семья?

(С.Ожегов. Семья - это группа живущих вместе родственников.)

- А кто же эти родственники?

Обратите внимание, слово-то состоит как бы из двух слов: “семь” и “я”.

- Что объединяет этих родственников в семью? (любовь, праздники, общее дело и т.д.)

В основе любой семьи лежит память наших предков.

ПАМЯТЬ

Она сохраняется в заложенных традициях.

ТРАДИЦИИ

Но семья - это самостоятельная частица общества, она должна жить и

развиваться, т.е. она должна трудиться.

ТРУД

А труд на благо семьи закладывается в воспитании каждого “я” в семье.

ВОСПИТАНИЕ

Эти слова станут своеобразным фундаментом нашего будущего дома.

Но наш дом может развалиться. Стены должны быть скреплены. Без чего эти слова потеряют своё значение? Правильно: любовь и доброта, которые защищают нас от всех невзгод, жизненных ненастий.

ЛЮБОВЬ, ДОБРОТА!

Итак, СЕМЬЯ - это:

  • Любовь - уважение
  • Терпение
  • Доброта к дому, к родине

Традиции - праздники почитание старших жизненный опыт воспитание.

Радость труда - на благо себе и людям (полезный труд)

Память - воспоминания фотографии традиции.

 2 ЧАСТЬ

Если всё это получает ребёнок в семье, то в жизнь он выходит-сильный духом, умный.

- А чем умный человек отличается от мудрого?

МУДРОСТЬ - ЭТО УМ + ДОБРОТА.

Большинство бабушек - мудрые люди. Они и добрые, и ласковые, и на всё-то у них хватает времени.

Обо всём этом я узнала из ваших сочинений. Давайте посмотрим на фотографии наших бабушек, какие они разные: молодые, спортивные, работающие, старенькие, домашние.

С оформленного стенда, где письменные работы учащихся с сочинениями зачитываются несколько разных отрывков. Дети должны узнать своих бабушек. Теперь зачитать отрывок из сочинения ученика, чья бабушка присутствует на уроке.

- А вот интересно, уважаемая (Ф.И.О. бабушки), мы видим вашего Диму в школе чаще молчаливым, серьёзным. А можете ли Вы открыть нам маленький секрет про “другого” Диму?

РАССКАЗ ПРИГЛАШЕННОЙ БАБУШКИ

- Посмотрите, ребята, какое взаимопонимание, дружба у близких и родных людей!

3 ЧАСТЬ

“Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою... Если бы мне дано было повторить жизнь, - я выбрал бы ту же самую... И лишь одного я просил бы у своей судьбы - оставить со мной маму. Её не хватало мне всю жизнь. Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются”. (В.П.Астафьев).

РАБОТА С ФОТОГРАФИЯМИ, расположенными над доской.

Рассказ учителя о матери и об отце писателя в нескольких словах

Оставшись сиротой в 8-ь лет, Витя живет в деревне Овсянка у своих бабушки и дедушки. Мы были с вами на экскурсии в этой деревне, видели скромный домик писателя, красивую библиотеку для односельчан, построенную на гонорары с произведений Астафьева.

Навсегда остались в памяти писателя (фото) Катерина Петровна и добрый и молчаливый Илья Евграфович. На одной из читательских конференциях в Овсянковской библиотеке у Астафьева спросили: “Судьбе какого человека вы могли бы позавидовать?” Писатель ответил, что завидует своему деду. “Дед очень много работал - всю жизнь. Работать умел красиво, с удовольствием. Вырастил 13 детей. Хорошо умел радоваться хорошему урожаю, ещё одному сыну, удачи соседа на рыбалке. Сейчас люди не умеют так радоваться самой жизни, как умел это дед”.

Много страниц автор посвящает этим трудолюбивым людям. Характерная черта литературного творчества Астафьева - автобиографичность.

- Ребята, а какие произведения писателя, посвященные его детским годам, вы знаете? (“Гуси в полынье”, “Мальчик в белой рубахе”, “Монах в новых штанах”, “Бабушкин праздник” и многие другие).

Повесть “Последний поклон” была собрана из разных рассказов, написанных ранее.

- Кто являются главными героями этого цикла рассказов?

Катерина Петровна по существу заменила ему родителей, дав ему столько любви и домашнего тепла, что хватило ему потом этой любви на всю дальнейшую сиротскую жизнь. Не явилась ли Катерина Петровна своего рода Ариной Родионовной для нашего будущего писателя?

НА ДОСКЕ

“Бабушка, Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям. Непосильная это работа. Нет у меня таких слов, которые передали бы всю мою любовь к тебе! согревает лишь меня одна надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта”.

- Каков же образ бабушки рисует В.П.Астафьев в этом сборнике?

Каков он этот “генерал в юбке”?

4 ЧАСТЬ

ИНСЦЕНИРОВКИ ЭПИЗОДОВ УЧАЩИМИСЯ

1эпизод.

Выразительное ЧТЕНИЕ отрывка из рассказа “Запах сена” в исполнении ученицы, которая сопровождает чтение красивыми иллюстрациями (фотографиями).

“Перекур.

В изнеможении упали на сено, провалились в нем по маковку. Мужики курят во дворе, тихо говорят о чём-то. Бабушка стряхивает платок.

- Баб! - окликнул я её. - Ты можешь траву узнать или цветок?
Бабушка у нас многие травы и цветки целебные знает, собирает их на зиму.

И знает их не только по названиям, но и по запахам, и по цвету, и какую траву от какой болезни пользуют, доктора на селе у нас нету, так ходят к бабушке лечиться от живота, от простуды, от сердца. Вот только самой ей самой некогда болезни свои лечить.

- Ну, где же я в потёмках-то? - ответила бабушка, но таким тоном, что нам совершенно ясно, - это она малый кураж напускает. Пошарив подле себя рукой, бабушка подозвала нас и показала при лунном свете, падающем в проём дверей: - Вот это осока. Легко отличается - жестка, с шипом, почти не теряет цвету. По Манской речке её много. А вот эта, - отделяет она от горсти несколько былинок, - метличка. Ну, её тоже хорошо знатко. Метелочки на

концах. А это вот, видите, ровно спичка сгорелая на кончике. Это купальница-цветок.

Жарок, да?

По-нашему - жарок. Завял он, засох, а краса его вся наземь обсыпалась. И люди вот так же, пока цветут, красивые, потом усохнут, сморщатся, что грибы червивые. НЕДОЛОГ ВЕК ЦВЕТКА, ДА ЯРОК, А ЧЕЛОВЕЧЬЯ ЖИЗНЬ НАВРОДЕ БЫ И ДОЛГАЯ, ДА ЦВЕТУ В НЕЙ НЕ ЛИШКА...

Девятишар, орляк, кошачья лапка, ромашка, тимофеевка, овсяница, чина и много-много пырея переселилось из леса на наш сеновал. А я вот ещё и земляничку нащупал, потом другую, третью. Свою я съел вместе со стебельком - ничего не случится. Ту, что бабушке отдал, она лишь понюхала и протянула Алёшке. Алёшка съел две ягодки и заулыбался”.

Какие качества характера Екатерины Петровны показывает этот отрывок?
(мудрость, жизненный опыт; она наполнила юную душу мальчика запахом трав, щебетом птиц, старинными присказками).

Что приобретает Витя? (знания о сибирской природе).

2 эпизод.

ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА.

Приглашаются на сцену будущие звёзды Большого театра (девочка - в роли бабушки, её внук - мальчик, автор - по выбору учителя). Перед сценкой задаётся вопрос:

- А всегда ли бабушка такая покладистая?

- Узнайте из нашей постановки, из какого рассказа взят отрывок?

“Я ждал. И не зря. Дело в том, что в китайской шкатулке хранятся

наиценнейшие бабушкины ценности, в том числе и леденцы, которые в магазине назывались монпансье, а у нас попроще - лампасье или лампасейки. Нет ничего в мире слаще и красивее лампасеек! их у нас на куличи прикрепляли, и на сладкие пирги, и просто так сосали эти сладчайшие лампасейки, у кого они, конечно, велись.

У бабушки всё есть! Для гостей. Снова раздавалась тонкая нежная музыка. Шкатулка закрыта. Может, бабушка раздумала? Я начинал громче шмыгать носом и думал, не подпустить ли голосу? Но тут раздавались бабушкины недовольные слова:

На уж, окаянная твоя душа! - И в руку мне, давно уже ожидательно
опущенную, бабушка совала шершавенькие лампасейки. Рот мой переполнен томительной слюной, но я проглатывал её и отталкивал бабушкину руку.

Не-е-е...

А чего же тебе? Ремня?

Штаны...

Бабушка сокрушенно хлопала себя по бедрам и обращалась уже не к генералам, а к моей спине:

- Эт-то што же он, кровопивец, слов не понимат? Я ему русским языком толкую - сошью! А он нате-ка! Уросит! А? Возьмёшь конфетки или запру?

Сама ешь!

Сама!? - Бабушка на время теряет дар речи, не находит слов. - Сама? Я-те покажу - сама!

Поворотный момент. Сейчас надо давать голос, иначе попадет, и я вёл снизу вверх:

-Э-э-э...

- Пори у меня, пори! - взрывалась бабушка, но я перекрывал её своим рёвом, и она постепенно сдавалась, принималась меня умасливать. - Сошью, скоро сошью! Уж, батюшко, не плачьуж. На вот конфетки-то , пому соли. Сла-а-аденькиелампасеечки. Скоро уж, скоро в новых штанах станешь ходить, нарядный, да красивый, да пригожий...

Наговаривая елейно, по-церковному, бабушка окончательно сламывала мое сопротивление, всовывала мне в ладонь лампасейки, штук пять - уж не обсчитается! Вытирала передником мне нос, щеки и выпроваживала из горницы, утешенного и довольного”.

(“Монах в новых штанах”).

- Злая ли здесь бабушка?

(нет, она, другая, воспитывает; она справедливая и т. д.)

3 эпизод.

Художественный ПЕРЕСКАЗ из рассказа “Конь с розовой гривой”.

-А вот что порой в сердцах может подумать Витя о своей бабушке, какие
страшные мысли приходят ему в голову?

“Оттуда, из-за моста, должна приплыть бабушка. Что только будет? И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чем не думай. А теперь что? Надеяться теперь не на что. Разве что на нечаянное какое избавление. Может, лодка опрокинется и бабушка утонет? Нет уж, лучше пусть не опрокидывается. Мама утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек. И пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет да ещё дедушка и все, а бабушка только кричит да ещё нет-нет да поддаст - у неё не задержится. Главное -дедушки нет. На заимке дедушка. Он бы не дал меня в обиду. Бабушка и на него кричит: “Потатчик! Своих всю жизнь потачил, теперь этого!..” “Дедушка, ты дедушка, хоть бы ты в баню мыться приехал, хоть бы просто так приехал и взял бы меня с собою!”

Из какого рассказа мы услышали этот отрывок?

В связи с чем пришли такие мысли герою? (он обманул бабушку).

Значит, в семье могут быть не только радости, но и печали, а даже враньё, ОБМАН. Обман - это грех. Наказала ли бабушка внука за столь тяжкий грех? Легко ли нашему герою?

 4 эпизод.

Художественное ЧТЕНИЕ из рассказа “Конь с розовой гривой”.

“В кладовку завернул дедушка, вытянул из-под меня кожаные вожжи и подмигнул: “Ничего, дескать, терпи и не робей!” - да ещё и по голове меня погладил. Я заширкал носом, и так долго копившиеся слёзы хлынули из моих глаз, и не было им никакого удержу.

- Ну, что ты, што ты? - успокаивал меня дед, обирая большой рукой слёзы с моего лица. - Чево голоднай-то лежишь? Попроси прошшенья... Ступай, ступай, - легонько подтолкнул меня дед в спину.

Придерживая одной рукой штаны, прижав другую локтем к глазам, я ступил в избу и завел:

- Я больше... Я больше... Я больше... - и ничего не мог дальше сказать.

- Ладно уж. умывайся да садись трескать! - всё ещё непримиримо, но уже без грозы, без громов оборвала меня бабушка. Надо было двигаться к столу, садиться, глядеть на людей. Ах ты господи! Да что бы я ещё хоть раз сплутовал! Да я...

...И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конча, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую “кривую дорожку” оно меня ещё уведет, коли я так рано взялся щаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощения, ни возврату нету...

Бабушка устала, выдохлась, а может, и почуяла, что уж того она, лишковато все ж меня громила.

Было покойно в избе, однако все ещё тяжело. Не зная, что делать, кА дальше жить, я разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из неё нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой...

Я зажмурился и снова открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ.

- Бери, бери, чё смотришь? Глядишь, зато ещё когда омманешь бабушку... Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”.

Так за что же бабушка все-таки дарит этот пряник конём? (раскаяние через осознание своей вины).

Какой урок дала Екатерина Петровна своему внуку? (надо уметь прощать; через страдание к обретению).

Какой вы теперь представляете бабушку Виктора Петровича?

Но наш портрет был бы не полным, если бы мы не сказали о редких праздниках в жизни Екатерины Петровны. А на самом деле, есть ли у бабушки праздники? “Случалось это раз в два-три года”.

 Заключение урока

Я хотела бы закончить сегодняшний урок отрывком из рассказа “Бабушкин праздник”.

“Вскоре после Ильина дня, как только заканчивался сенокос, в наш дом собиралась вся многочисленная родня - гостевать, точнее, праздновать день бабушкиного рождения...

Шаньги, печенюшки, мясо так, мясо этак. Малосольная стерлядь, верещага-яичница, сладкие пироги, вазы с брусникой, ещё прошлогодней, вазы с вареньем черничным, хворост, печенье, сушки, орешки, из теста нажаренные!..

Всё горой, всего много, все со стола валится.

Сейчас бы есть да пить, да не тут-то было. В последний момент бабушка исчезла, и все сидели, томительно ждали. Дед потоптался, потоптался, буркнул что-то и определился под божницу, на своё место.

- Вечно выламывается!

Поднялись Кольча-старший и дядя Ваня. Они бережно ввели бабушку под локоть. В горнице они подморгнули Августе и Апроне, чтоб те не прыснули и не нарушили церемониал. Дальним путем, мимо ребятишек, провели бабушку старшие сыновья в передний угол, отодвинули стул:

- Мама, тебе почет и место!

Бабушка знала, как трудно даются речи этим пятидесятилетним робятам, и на большее не рассчитывала. Скромно так, застенчиво она опустила глаза и дрогнула губами:

- Спасибо, дети мои, спасибо за уважение.

Это ещё не все, далеко не все. Бабушка повернулась к божнице, однако позицию выбрала такую, чтобы все застолье охватить взглядом можно было. И начала креститься. Все задвигали стульями, скамейками, уронили вилку со звоном, зашикали друг на дружку, и взрослые перекрестились на образа, а малыши и я вместе с ними, к неудовольствию бабушки, остались сидеть. Всё. Бабушка на месте. Ждёт. В роль вступил дед. Из-под стола он выудил четверть с водкой и молча разлил её по стаканам. Дед поднял граненый стакан, негромко, стеснительно призвал:

- Ну, робята, со свиданьицем, за здоровье старухи!”

5 ЧАСТЬ

В заключение сегодняшнего урока мне вспомнилась одна притча: “Каждый человек должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына”.

Эту народную мудрость воплотила всей своей жизнью Катерина Петровна.

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Сочинение-рассуждение “Уроки доброты бабушки Катерины Петровны” по рассказам В.П.Астафьева “Последний поклон”.