Внеклассная работа с младшими школьниками в системе личностно ориентированного обучения

Разделы: Внеклассная работа


Современный этап педагогической деятельности - это переход от информационно-объяснительной технологии к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка является целью образовательной системы, а не средством достижения какой – либо отвлечённой цели. Цель личностно ориентированных технологий – разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.

Учителю стоит помнить, что он пришёл в школу не преподавать учебные предметы, а решать проблемы детей средствами учебных предметов и другой внепредметной деятельностью. Поэтому судьбы детей зависят от того, насколько добр и внимателен учитель, профессионален в контакте с ними. Учитель делает детей активными участниками педагогического процесса, пробуждая у них стремление к высоким достижениям и сотрудничеству.

Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности. Отсюда задача учителя - присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом, проявить истинное уважение к детям, попытка их понять, принять такими, как есть, и пробудить у них стремление к достижениям, без которого не может быть успеха в учении, увлечённости познанием. Ведь период младшего школьного возраста является сензетивным, когда проявляется особая пластичность нервной системы ребёнка к педагогическому воздействию. Вот почему важно, чтобы это воздействие было продуктивным, гуманным, ориентированным на выявление скрытых потенциальных возможностей младших школьников.

Школьное образовательное учреждение - ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в школьном возрасте. Именно дошкольное детство и младший школьный возраст особенно расположены к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема освоения фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Учебная работа в школе связана программой, ограничена во времени и не в состоянии удовлетворить все разнообразные интересы и запросы учащихся. В задачу внеклассной работы входит организация досуга и разумных развлечений учащихся. Устное народное творчество может охватывать очень широкий и разнообразный круг вопросов, на которых учитель не имеет возможности останавливаться во время учебного процесса, а они-то как раз и очень интересны для учащихся.

В программах обучения младших школьников достаточно слабо изучается фольклор, мало материала: на уроках чтения младшие школьники изучают некоторые сказки, загадки, пословицы и поговорки, на уроках русского языка встречаются пословицы и поговорки.

Содержание уроков в начальной школе имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы. В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:

  • Углубление основных вопросов содержания школьной программы.
  • Формирование умений и навыков исследовательского характера.

Следует отметить, что и в том и в другом направлениях широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Главными целями осуществления внеклассной работы являются следующие:

  • Научить школьников понимать фольклор и привить любовь к нему.
  • Углубить знания о своём крае, его культуре.
  • Развивать представления учащихся о культурной среде страны.
  • Формировать интерес к изучению устного народного творчества.

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы определяются общими целями и задачами обучения. Одной из важных задач внеклассной работы является формирование у младших школьников знаний об устном народном творчестве.

Младшим школьникам присущ динамизм, стремление как можно быстрее увидеть конечный результат, большое желание сделать что-либо самостоятельно, но отсутствует достаточная теоретическая подготовка, неумение надолго сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. Поэтому учителю необходимо учесть эти особенности при планировании работы с этой возрастной группой – чередовать теоретические и практические занятия, чаще контролировать, направлять.

Развитие внеклассных занятий требует от учителя постоянного творчества, перехода от простых форм знаний к более сложным, например, от беседы - к диспуту и т.п.

Цель внеклассной работы: воспитание разносторонне развитой личности младших школьников.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности.

Внеклассная работа, будучи составной частью учебно - воспитатеной работы школы, имеет целью направлять самостоятельность и активность на повышение образовательного и культурного уровня, на развитие способностей, расширение кругозора и углубление знаний, а также на приобретение ими полезных умений и навыков.

Внеклассную работу всегда планируют с учетом возрастных особенностей школьников. Предлагаемый им материал должен быть конкретным и образным: не доклады, а рассказы, беседы с иллюстрациями, экскурсии и наблюдения, игры на местности. В зависимости от возможностей школы, направленности интересов учащихся и подготовленности учителя внеклассная работа имеет разнообразные формы:

  • массовая работа, охватывающая большой коллектив школьников;
  • групповая;
  • индивидуальная работа с учащимися.

Формы внеклассной работы в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно, чтобы любая форма организации внеклассной работы наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся.

Формы и виды внеклассных занятий постоянно совершенствуются, усложняются, становятся более разнообразными и содержательными.

Кружок – это наиболее распространенная и устоявшаяся форма внеклассной работы. Эффективность кружковой работы во многом зависит от того, насколько удачно составлен план работы и как он осуществляется на практике. Учет работы кружка проводится путем ведения дневника или журнала, а работы кружковцев – по индивидуальным дневникам.

Чтобы работа кружка проходила интересно, все кружковцы являются не только слушателями, но и активными его участниками. Занимательность на занятии - одно из важнейших условий его успешности, залог интереса к пополнению новых знаний. Оживляет работу кружка решение и составление ребусов, кроссвордов, шарад, головоломок.

В ходе планирования работы в кружке “Народная культура”, мы воспользовались рекомендациями М.Ю. Новицкой. По её мнению, народная культура должна предстать перед детьми в своей целостности. Это значит, что разные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены в процессе обучения младших школьников как органические единые части целого.

Программа курса, разработанного М.Ю. Новицкой, строится на конкретных трёх направлениях:

  • Человек и природа в народной культуре.
  • Человек и семья в народной культуре.
  • Человек и родная земля в народной культуре.

Программа 1 класса является пропедевтической. В ней предлагается предварительно познакомить детей с тремя ведущими темами курса. Это знакомство происходит на основе сравнения образов богатырей, сопоставления колыбельных песен, загадок, примет, закличек, пословиц, характерных для творчества разных народов. Такое сопоставление позволяет сделать вывод о том, как много общего в культуре разных народов мира и России.

Сквозная сюжетика занятий по программе 2-го класса построена на освоении мировоззренческой проблемы “Единство годового круга жизни природы и человека”. Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут. Дети узнают через сюжеты и образы народных сказок; какое место во Вселенной, по народным воззрениям, занимал человек на протяжении своей жизни и после неё; как эти воззрения отражаются в календарных обрядах, в символике народного костюма и жилища.

В 3-м классе программа построена на освоении философии проблемы “Смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины”. Жизнь человека представлена в главных своих этапах и важнейших семейно-бытовых обрядах.

Программа 4-го класса посвящена освоению проблемы “История страны и храм души человеческой”. Она решается на материале исторических жанров фольклора (былины, исторические песни, предания, легенды), духовных стихов, традиционных лирических песен.

Была разработана программа, где предметом изучения являются все виды фольклора, предметы прикладного искусства, народный костюм. Программа нацелена на развитие творческой деятельности ребёнка.

  • программа обеспечивает подготовку учащихся к восприятию курса литературы в среднем звене при изучении древнерусской литературы, курса истории и краеведения.
  • содержание программы предполагает реализацию, как в учебной, так и во внеклассной работе.

Для проверки эффективности реализованной программы был проведён эксперимент в 4классе и мониторинг, где за критерий был взят познавательный интерес младших школьников к устному народному творчеству. Уровень развития познавательного интереса младших школьников повысился: высокий уровень сформированности познавательного интереса вырос на 17%, средний уровень - на 6%, учащихся с низким уровнем стало меньше на 23%.

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанной программы. (Программа прилагается (Приложение 1), 4-й класс).

Список литературы.

  1. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988. –328с.
  4. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
  5. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. –49с.
  6. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
  7. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.