Творческое композиционное занятие по декоративно-прикладному искусству на тему "Свет Египта"

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


Визуальный фон: захватывающий мир истории великих культур.

Идея: интерпретация по мотивам росписей фресок египетских пирамид.

Тип уроков: систематизация полученных знаний и ознакомление со спецификой создания художественного образа, изучая и исследуя предложенную историческую эпоху.

Цель: использование и примененние информации в творческом процессе. Понять природу рождения художественного образа.

Задачи:

  • образовательная – выявить уровень оперирования знаниями;
  • развивающая – способствовать совершенствованию владения композиционными, колористическими, техническими и технологическими приемами и средствами, умению работать с предложенным источником и творчески его интерпретировать;
  • воспитательная – помочь приобщиться к культурным достижениям мира и стимулировать потребность в постоянной познавательной деятельности.

“Вчерашний день создал меня и сегодня я здесь,
чтобы творить день завтрашний”

(Рамзес II)

Рассмотрение художественных произведений разных народов и эпох – это очень сложный (как эмоционально, так и психологически) процесс понимания детьми другого мироощущения.

Часто такое ознакомление сводится к простому поверхностно - натуралистическому описанию. Существующие тенденции школьного образования отдают предпочтение искусству словесному, тем самым ограничивая другие виды постижения.

Открыть детям иной, особый язык художников, в искусстве не словесном по своей сути – это одна из основных системных задач Детской Академии искусств и наших занятий по ДПИ и цветоведению.

Инновационность нашего заведения определят координальные изменения форм и методов воспитания, которые должны обеспечить реализацию творческого потенциала и созданию междисциплинарных связей на основе авторской концепции народного артиста Украины, академика Академии искусств Украины, члена-кореспондента Академии педагогических наук Украины, профессора Чембержи Михаила Ивановича.

Построение произведения с использованием определенных материалов и инструментов, передача пространства и настроения разными техническими и технологическими приемами, методика формообразования и цветопередачи – это те специфические выразительные средства, оперируя которыми дети получают замечательную возможность для реализации своих идей. (Для кого-то, из маленьких студентов, это наиболее органичный и приемлемый язык воплощений).

Изобразительное искусство, как любой другой язык, имеет свою грамматику в виде определенных закономерностей, изучение которых позволит будущим взрослым людям стать носителями образного мышления, тонкого восприятия с возможностями глубинно-интуитивного постижения.

Исследуя египетские рельефы и фрески, мы можем наглядно проанализировать стилистику приемов изображений ранних стадий развития художественных культур, творчески интерпретируя, а возможно и вдохновенно импровизируя.

Включаясь в работу над поставленным заданием, ребенок сообщит о понимании другого времени, о своих приоритетах, а главное – о своих представлениях, чувствах, умении видеть красоту и заявить о праве на вымысел.

Впечатления, пропущенные через душу детей, воплотятся в цельные и яркие художественные образы, потому что в них пульсирует энергия неравнодушного маленького художника. Ведь известно, что механизм запоминания заложен в наших чувствах и эмоциях.

То есть, путь к рождению произведения лежит через ощущение, восприятие, поиск, отбор, сопоставление, обобщение, где проявится необходимая синтетическая работа мышления.

Сам процесс творчества в значительной степени зависит от возникновения определенных ассоциаций.

Таким образом, работа начинается задолго до того, как ребенок прикасается к плоскости бумаги.

Параллельно этому заданию выполняются специальные упражнения, которые позволяют детям максимально реализовать замысел, решить учебно-аналитические задачи и основную проблему- эмоциональной выразительности.

Зрительная система работает на трех уровнях:

Наша задача объединить все эти процессы, тем самым активизировать работу как правого, так и левого полушария головного мозга.

Исполнение ряда упражнений также связаны с изучением и осмыслением композиционных законов, закономерностей и приемов.

Задания могут иметь характер как общий, так и специальный.

Общие понятия работают в любых композиционных построениях. К ним относятся: цельность, симметричность, асимметричность, ритмичность, пластичность и т. д.

Как специальная, предлагается к рассмотрению тема: “Орнамент – украшение в чистом виде”.

Попробуем разобраться и осмыслить понятие ритма, метра, мотива, стилизации, как основных компонентов построения простых ритмических рядов, используя геометрические и растительные мотивы.

Поиск орнаментальной организации плоскости сопровождается естественным отказом от объемной характеристики, способствуя быстрому пониманию специфики изучения основ ДПИ.

Анализируя варианты композиционных построений, хорошо, если учитель обратит внимание, что в любом изображении присутствует ритмическая основа и пластические связи (плавность переходов одних элементов в другие), и что декор – это универсальное средство украшения и гармонизации произведения. Недаром орнамент, песня, миф, легенда – это те формы человеческого творчества, которые неуничтожимы временем и так любимы народами, населяющими Землю.

Тема, замысел автора, направление сюжетной линии, соотношение основных масс, определение композиционного центра, главного и второстепенного, невозможно без колористического звучания. Поэтому составной частью учебного процесса в нашей Академии есть предмет “Основы цветоведения”, теория, которая может органично исследоваться в практической плоскости.

Главное - понять, что цвет может не только характеризовать объекты, но и подчеркнуть и усилить эмоциональную выразительность, являясь средством для воплощения замыслов.

Основные принципиальные приоритеты:

  • традиции и прошлое, как наследие духовной энергии народов;
  • ритм, как настроение;
  • стиль, как индивидуальность;
  • личность студента, как воплощение божественной гениальности, где дух определяет материю, а не наоборот.
  • Самостоятельный опыт художника – это благодатная сила, которая наполняет содержанием общее представление студента о предмете.
  • Идея, как основа композиционных построений.

Вывод: Успешно развивать творческие способности в принципе возможно при условии адекватной организации теоретическо-практической деятельности.

„Входя под древние своды, не собираемся оставаться жить под ними, но всегда помним поучительные начертания, усмотренные на старинных камнях.
Знания старины убережет от излишнего самохвальства.
А вдруг окажется, что когда-то что-то лучше делали или знали нечто нами утерянное"

Египтяне были странным народом ... Они не создавали искусство только ради искусства, ища прекрасное и утонченное, чтобы порадовать глаз, ум и сердце.

Каждое произведение или артефакт имеет четкую определенную функцию: то ли как предмет повседневного использования, то ли как проявление религиозности этого народа ...

Но если учесть, что египтяне положили начало практике теоретического обоснования самого процесса рисования и все-таки смогли определить композиционные закономерности, найдя сущность прекрасного, ясно, что обойти вниманием такую эпоху мы не могли.

Источник вдохновенья —> культура древнего Египта.

Основная цель: Интерпретация росписей фресок египетских пирамид. Развитие творчески - креативного мышления. Определение понятия декоративности.

(Декоративность – от лат. „dесогаге" - „украшать").

Актуальность проекта:

Ответ поищем в искусстве древних народов.

Образцы египетских фресок – прекрасный пример декоративно-художественного мышления с характерной для этого периода плоскостной трактовой формы, цвета и пространства.

В то же время следует заметить, что возможность путешествовать во времени позволит сделать еще один шаг к пониманию специфики стиля эпохи.

Не случайно египтяне толковали слово „художник”, как – „тот, что творит жизнь”.

Основной метод творческого наблюдения —> ассоциация  (от латинского „association”, что переводится, как „соединение”)

Ассоциация – это попытка соединить информационную среду с собственным эмоциональным состоянием.

Вид искусства: декоративно – прикладное творчество

Усвоение художественной терминологии:

Интерпретация – основанное на собственном толковании (творческое исполнение).

Воплощение замыслапридумывание конкретных форм (визуализировать замысел).

Форматразмер листа.

Эскиз – предварительный набросок, замысел будущей композиции.

Сюжет (фр. „sujet” – „подложенное”) – образное воссоздание замысла.

Пропорциональность ( лат.”proportion”- „соотношение”) – один из основных принципов композиции (соотношение частей целого).

Целостность (переводится, как „который имеет внутреннее единство”) – качество восприятия.

Масштабность – соотношение размеров.

Тождественностьравенство, одинаковость нескольких форм.

Ритм – чередование, повторение в определенной последовательности элементов композиции.

Компоновать – собирать целое из отдельных частей.

Сюжетно-композиционный центр – часть композиции, которая четко выражает главное, включает в себя сюжетную завязку с основными действующими лицами и аксессуарами.

Стиль (лат. stilus”„ палочка для письма”) – единство содержания художественной формы, образной системы, что сложилась в конкретные исторические периоды.

Символ (гр.”symbolon”–„ знак, примета, признак”) – условное обозначение любого понятия, предмета, явления.

Гипербола (гр. „hiperballo”„прохожу через что-либо”) – художественный прием преднамеренного преувеличения с целью усиления выразительности.

Смежные цвета – главные цвета, размещенные в спектральном кругу рядом, которые образуют условную границу для определенных оттенков (красный и желтый средний, голубой и ультрамарин и т.д.).

Родственные цвета – похожие, подобные.

Колорит – система соотношений цветов и оттенков с четко выраженной доминантой.

Контраст – ярко выраженная эмоциональная противоположность по форме, цвету, светотени, фактуры и т.п.

Задание: Построение фронтальной тематической композиции с определеным эмоциональным звучанием.

Особенности: Плоскостный характер выполнения.

„фронтальная композиция” происходит от лат. „fгоntіs", или фран. „fгоntаl", переводится, как „лобовой " и отличается от других видов двухмерностью, то есть изображение может передаваться условно.

Условия для достижения цели:

1. Приобщиться к духовной сокровищнице искусства Древнего Египта через полноценное творчество и сотворчество.

2. Синтезировать изобразительные средства выразительности с умелым использованием основных композиционных законов и колористических закономерностей.

3. Свободно владеть приемами техники гуаши.

4. Выполнять упражнения на закрепление выученных законов, приемов композиции и формирование представлений о роли этих средств в практическом воплощении авторской идеи.

5. Ознакомиться с принципами построения орнаментальных структур.

Содержание поставленных композиционных заданий:

1. Создать сюжетную композицию с акцентом на организацию предметного пространства.

2. Основные принципы и условия решения замкнутой композиции:

а) компоновка элементов в заданной плоскости;

б) ритмическая организация;

в) выявление композиционного центра;

г) второстепенное подчинить главному, а главное - общей идее сохранения единства и целостности;

д) тождественность - самая простая связь между элементами.

  1. Статическое и динамическое равновесие на плоскости.
  2. Гармоничное сочетание контрастов и нюансов. Контраст как средство усиление динамичности и выразительности.
  3. Орнамент как метод организации композиции. Декор как возможность обогащения пространства.

Основные учебные вопросы по цветоведению:

Цвет как средство образной и эмоциональной выразительности:

  1. Понимание декоративных возможностей цвета.
  2. Цвет как пространственный ритм. „Выступающие" „Отступающие" цвета.
  3. Использовать изменение светлости и насыщенности главных цветов спектра.
  4. Контрастно-родственные сочетания хроматической группы с ахроматической. Проследить действие симультанного контраста.
  5. Цветовая гармония и колорит.

Поставленные задания способствуют:

* творческому развитию художественно-профессиональной грамотности и мастерства в сфере декоративно-прикладного искусства;

* умению анализировать, синтезировать и интерпретировать;

* сознательно применять приобретенные знания в процессе творчества;

* развитию художественного вкуса, ощущению меры, стилистического единства, творческой инициативы;

* выявлению субъективных композиционных и цветовых приоритетов как метода развития индивидуальности.

Последовательность творческого процесса:

  • ознакомление с темой и основной целью задания;
  • осмысление, систематизация, анализ приобретенных сведений;
  • поиск возможных вариантов (выполнение предварительных эскизов);
  • композиционная интерпретация и звучание сюжетной линии;
  • разработка, уточнение линейного и колористического решения. Выбор окончательного варианта;
  • выполнение специальных заданий;
  • практическое воплощение идеи;
  • завершающий этап - выполнение проекта и его экспозиция.

Вывод:

Искусство - это огромное достояние человеческой культуры, где важнейшей чертой можно считать отображение мировоззрения художника как личности, которая познает мир и вдохновенно делится своими размышлениями, тем самым влияя на мысли и чувства других людей.

Мы пытались постичь стилистические достижения, рассмотреть характерные особенности, которые сложились в том историческом отрезке времени, что называется “египетской культурой”, и немножко пофантазировать.

Наше путешествие завершено и остались прекрасные художественные произведения, которые будут волновать и вдохновлять на будущие размышления.

Желаем захватывающего путешествия во Вселенную нового творчества!

Рисунки