Классный час на тему: "Истерзанное раненое детство"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Формирование у учащихся нравственного потенциала, общечеловеческих ценностей гражданственности и патриотизма.

Оборудование:

1.Стенд с фотографиями Л.Кормакова, В.Степанова.

2. Иллюстрации художников с изображением родного края.

3. Подбор книг о войне.

4. Аудиозаписи песен о войне.

5. Живые цветы.

6. На доске эпиграф.

Война-печальней нету слова,
Война - светлее нету слова
В тоске и славе этих нет
И на устах у нас иного
Ёще не может быть и нет.

Ведущий:

Более 60 лет прошло с того дня, когда весь мир услышал долгожданное: “Победа”. Не тускнеет этот праздник, он наполняется всё новым содержанием. Этот праздник радости, свободы, братства.

Ведущий:

Добрый день, дорогие друзья. Вы помните, какое было сегодня утро? А вчера? И каждый день? Хорошо просыпаться и знать, что впереди у тебя прекрасный, длинный день. Что тебе ничего не угрожает и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым. Но какова цена нашего счастья, есть события, над которыми время не властно и чем дольше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие.

Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы сегодня проводим классный час на тему “Истерзанное, раненое детство”. Накануне Великой победы мы проводим встречу с интересными людьми.

У нас в гостях:

1. Дурова В.М. - малолетний узник концлагеря.

2. Морозова Н.П. - зам директора детского дома, созданного в годы войны.

3. Степанова Н.С. - мама погибшего на чеченской войне.

Ведущий:

Пусть перед вашим мысленным взором пройдёт война – величайшее испытание, выпавшее на долю старшего поколения. В памяти Земли навсегда будет сохранен ратный труд, боевой подвиг советского солдата. Отблески победы видны далеко-далеко. Они освещают прошлое, настоящее и будущее, напоминают о мужестве павших и живых.

Праздник Победы! Память о каждом из тех дней, когда клокотала в грохоте и огне, навязанная нам фашистской Германией война! Память о ратном и трудовом подвиге советских людей, ибо всех и о каждом, кто ковал Победу. Память о павших на поле брани во славу нашей Родины, во имя её свободы.

Вглядитесь в лица наших гостей! Четыре долгих года войны шли они к этому дню. Победа - великая, ни с чем не сравнимая радость, радость встречи, которой могло бы и не быть. Это радость народная, но это и скорбь народная.

(Звучит метроном, идёт телетайп).

- фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 7 тысяч городов и поселков, деревень нашей Родины

- разрушили 84 тысячи школ

- враг не щадил ни женщин, ни детей

- 55 млн. жизней унесла Великая Отечественная война, из них 27 млн. советских солдат

- Если в память о каждом погибшем мы будем молчать одну минуту, наше молчание продлилось бы 38 лет.

Ученик - стихотворение:

В час мира!

Все в мире сущие народы
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы
Что на земле застигли нас
Еще теплы стволы орудий
И кровь не всю впитал песок
Но мир настал, вздохните люди
Переступив войны порог.

(На фоне музыки “Бухенвальский набат”).

Ведущий:

Как суровое напоминание потомкам хранят памятники печаль и тоску погибших. Люди! Люди! Берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от зари страшных пожарищ и никогда больше не допускайте такого.

Мы вспоминаем не вернувшихся с фронта. К памятникам и обелискам на братские могилы приходят их родные, друзья, однополчане.

Не сгладит время горя матери, жены, любимой, детей. Для них погибшие останутся навсегда юными, молодыми, сильными.

(На фоне музыки “Журавли”).

Чтецы:

Слушайте!
Распахните глаза
Слушайте до конца!
Это мы говорим –
Погибшие!

Стучимся в ваши сердца
Не пугайтесь
Однажды мы потревожим вас во сне,
Мы тихо свои голоса пронесем в тишине.

Мы забыли, как пахнут цветы.
Как там птицы поют на небе без нас?
Как светлеет река?
И плывут облака над вами без нас?

Мы забыли траву,
Мы забыли деревья давно
Нам шагать по земле не дано
Никогда не дано.

Ведущий:

Солдаты России. Они остались навечно в своем последнем броске, на позиции врага: но они - воины, герои живые в нашей памяти, никогда не забудут люди об их подвигах.

Слово гостям.

Н.П.Морозова – до войны закончила Чкаловское педагогическое училище. В годы войны завучем детского дома в селе Ира Кумертауского района.

Н.П.Морозова (рассказ).

В годы войны много детей осталось без родителей. Было принято решение в селе Ира открыть детский дом в 1942 и собрать там всех ребятишек из Куюргазинского района. В первые дни было очень трудно: не хватало одежды, продуктов, кроватей и многое другое. В первые годы было около 100 детей разного возраста. Детей привозили грязных, вшивых, обессиливших. Учителя их мыли, кормили. Имели свой сад, сами там работали, сами готовили себе дрова. Была своя баня, прачечная, пекарня. Все дети с семи лет учились в школе, было закреплено шефство старших над младшими. Летом ходили купаться на р. Белую, проводили пионерские костры, пекли картошку, пели песни. Младшие дети очень скучали по своим семьям. Мы учителя, заменяли им родителей. Было нелегко, но мы преодолевали все трудности.

Детский дом просуществовал до 1960 г.

Слово гостям. - Дурова В.М.

(рассказ внука о бабушке, с 16 лет была отправлена в Германию, малолетний узник концлагерей)

Рассказ внука о своей бабушке.

Когда началась война, моей бабушке Дуровой Валентине Михайловне, было 16 лет. Она жила в городе Донецке. Бабушка закончила 7 классов, когда Донецк захватили немцы.

Страшный июльский день 1942 г. остался в памяти бабушки навсегда. Молодежь схватили полицаи, погрузили в товарные вагоны и отправили в Германию. Родственники долго не знали, где находилась бабушка. Пять суток везли на Восток. Так бабушка оказалась в Франкфурт-на-Майне.. Фашистам была нужна бесплатная рабочая сила и тысячи несчастных юношей и девушек, почти дети, провели молодые годы в неволе, на чужой земле, за колючей проволокой, под дулами автоматов. Сколько нужно было иметь силы, чтобы выжить.

Пленные дети представляли собой такое печальное зрелище, что некоторые немцы помогали пленным одеждой, продуктами. Но девушки не просто ждали освобождения, но и вели подпольную работу. Трудно всё это вспоминать моей бабушке. Ей сейчас 80 лет, она часто болеет, но я очень её люблю.

Милая бабушка живи долго, спасибо тебе за наше детство!

Ведущий:

У этой войны еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде.

Война-явление жестокое, страшное, но пока существуют на земле злоба, ненависть будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей и близких.

Стихотворение (читает ученик 10 класса на фоне музыки “Одинокий пастух”).

Я убит на чеченской войне.

- Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил,
Получал я пятёрки и двойки
Но я школу свою любил.
Не спешите, постойте, ребята!
Побеседуйте тихо со мной
И скажите, какой он весёлый
И какой он ещё молодой!
Подождите девчонки смеяться,
Посмотрите на этот портрет,
Мне исполнилось лишь 18,
А меня уже нет, просто нет…
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел
Чтобы вас здесь никто не убил,
Мне бы бегать на поле футбольном,
И подругу встречать по весне.
Я зимой не вернулся из боя
Я убит на чеченской войне?
Мать рыдает, горюет страдая
Над могилою ранней моей,
Да поет по весне, заливаясь,
Подпорожский шальной соловей
Побывайте у мамы в квартире
Навестите родную мою,
Чтобы знала она, что о сыне,
Кто-то помнит в родимом краю.
Погрустите и вы над могилой,
Принесите цветов полевых,
Чтобы пахло мне Родиной милой
На дорогах моих неземных.

(Тихая музыка).

- Тихое кладбище. Памятник с именем. Возраст 18 лет. Каким он был? Как жил? Что останется от жизни длиною всего в 18 лет.

(Слово матери - Степанова Н.С.)

Слово о сыне.

Виктор был старшим сыном в семье, успешно закончил 9 классов в школе, затем горный колледж. Был скромным, трудолюбивым даже немного застенчивым мальчиком. Любил рыбалку, много читал. Погиб не дожил до дембеля месяц.

Ведущий:

Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество. В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын отечества есть одно и то же.

(Выходят дети, с любимыми игрушками, под музыку).

Я хочу, чтобы утром птицы
Нас будили песней своей,
Наливался колос пшеницы
Не стихал шум зелёных ветвей.

Я хочу, чтобы утром ранним
Мы спешили к друзьям своим,
Чтоб шагали вместе с друзьями
По бессчетным тропинкам земным.

Чтобы не умирали дети,
Чтобы солнце дым не затмил,
Чтоб на самой прекрасной планете
Навсегда поселился мир.

Пусть с весенним переливом
Смотрит радуга в окно,
Детство быть должно счастливым,
Детство мирным быть должно.

(Исполнение песни “Детство) (Вручение цветов гостям)