Методическая разработка урока по литературе для 10-х классов по теме: "Кто он?.. Стало быть, подлец?!" (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")

Разделы: Литература


ЦЕЛИ:

  • раскрыть сущность образа Чичикова, учитывая как положительные, так и отрицательные качества;
  • ответить на вопрос Чичиков-герой или антигерой?

ХОД УРОКА

1. Учебная мотивация.

а) Назовите по одному лучшему качеству, которыми обладали герои (помещики) поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”.

(Примерные ответы учащихся:

– деликатность

– бережливость

– энергичность

– деловитость

– способность копить

б) Есть ли среди ваших знакомых люди, обладающие всеми этими качествами? Кто они в жизни? Успешны ли они?

в) Может ли кто-нибудь из героев поэмы обладать в совокупности этими качествами?

г) Запись темы урока: Кто он…? (вторую часть темы не пишем).

2. Исследование.

Задания группам. Используя текст поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”, ответьте на вопрос: соответствуют ли этим качествам герои поэмы:

1группа – образ Манилова;

2 группа – образ Коробочки;

3 группа – образ Ноздрёва;

4 группа – образ Собакевича;

5 группа – образ Плюшкина;

6 группа – образ Чичикова.

Свой ответ аргументируйте.

3. Обсуждение исследований учащихся.

Вывод: Из всех основных героев поэмы данными качествами обладает Чичиков. Значит, Чичиков обладает качествами положительного героя “добродетельный герой” (Н. В. Гоголь). Но вот парадокс – Н. В. Гоголь называет Чичикова подлецом. (Учитель зачитывает текст: “А добродетельный человек всё-таки не взят в герои… Нет, пора припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!”)

(Продолжим запись темы урока: “Стало быть, подлец?”).

4. Эвристическая беседа.

а) Почему Н. В. Гоголь “добродетельного” человека называет подлецом?

б) С какой целью Чичиков совершал все эти поступки?

Вывод: Какая бы благородная цель не была бы у человека, он всегда должен оставаться порядочным. “Для достижения цели все средства хороши – не работает: как не работало в X веке, так не работает и в XXI. Можно быть “ангелом”, но если неразборчив в средствах, всё равно будешь подлецом. Так и Чичиков в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”…, несмотря на положительные качества является антигероем.

5. Знакомство с понятием.

Антигерой – художественный образ, который помогает глубже разбираться в действительности, показывает, что осуждает писатель и что считает он положительным в жизни, вызывает стремление бороться с отрицательными явлениями в ней.

6. Слово учителя.

И всё-таки мне хочется поставить восклицательный знак в последнем предложении нашей темы урока.

Чичиков обладает положительными и отрицательными качествами. Н. В. Гоголь хотел дать ему, как и Плюшкину, второй шанс во втором и третьем томе. Писатель хотел показать возрождение героя, путь, каким пришёл Чичиков к истине, к свету, как из антигероя он превратился в героя. Но, к сожалению, второй том Н. В. Гоголь сжёг, остались только отрывки, а третий том так и не успел написать.

7. Творческое задание. (по группам)

Если бы сбылась мечта Чичикова, и он имел бы свой дом. Придумайте и опишите или нарисуйте герб, который бы украшал его дом и отражал сущность Чичикова.

8. Защита работ.

9. Домашнее задание.

Напишите эссе на тему “Чичиков через … лет”.