Урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме: "Произведения устного народного творчества о Муйской долине"

Разделы: Литература


Цели:

  • знакомство с устным народным творчеством жителей Муйской долины.
  • развитие навыков выразительного чтения, пересказа текста, инсценирования сказок.
  • воспитание уважительного отношения к истории культуре родного края, к людям, живущим здесь.

Тип урока: урок-исследование

ФОПД - эвристическая беседа, работа в группах, индивидуальное выполнение заданий учащимися.

П.С.: учитель – ученики собеседники

М.О: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательская деятельность.

Средства: фрагменты фильма, сборники сказок, презентация урока.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний учащихся.

Что такое фольклор? (Слово в русском языке появилось в XIX веке. Пришло из английского языка. Обозначает “народная мудрость, устное народное творчество).

Чем различаются фольклор и литература?

Фольклор Литература
- Нет персонального создателя - Есть конкретный писатель (поэт)
- Возникло и развивается как устное творчество - Возникла и развивается с письменностью
- Живет во множестве вариантов - Имеет один вариант, написанный писателем (поэтом)
- Можно передавать речитативом, приплясывая, распевая слова - Писатель написал, читатель читает.

Какие вы знаете жанры фольклора?

(Сказки, песни, анекдоты, загадки, пословицы, поговрки, скороговорки, считалочки, небылицы, предания, легенды)

В фольклорных произведениях выражается общенародный эстетический идеал- представление народа о прекрасном человеке, отношениях и поступках. Общенародный идеал со временем меняется, но главные ценности остаются вечными.

Каковы основные черты общенародного идеала?

II. Что мы знаем о своей родной земле?

I. Рассказ учителя

Мы живем с вами на древней земле, обживаем этот суровый северный край. Что здесь было раньше? Об этом мало что известно. Сегодня на уроке мы попытаемся заглянуть в прошлое нашего края. А помогут нам это сделать ребята из клуба “Поиск”, учащиеся 10 “А” класс.

II. Сообщение учащихся

(Рассказ сопровождается показом слайдов о природе края, жителя п.Таксимо).

Мое Забайкалье, родная земля!
Как доброго друга, люблю я тебя,
Как нежную маму, тебя я берегу,
Как верную клятву забыть не могу.
Тут все: и раздолье, и гордая высь.
Тут русская песня с бурятской слились
Ах, черные косы да русская прядь,
За крепкую дружбу хочу вас обнять,
Мое Забайкалье, родная земля!
Всей русской душою люблю я тебя! (Л.Архипова)

Среди безбрежного моря сибирской тайги, далеко на Севере, находится Муйская долина.

Обилие влаги и тепла, высокоплодородная почва, создали здесь особый мир, оазис среди сурового холода.

Заливные луга, белые березы, могучие тополя, высокие сосны и ели, сибирские лиственницы создают неповторимый мир. Название долине и окружающим ее горам дал Кропоткин Петр Алексеевич (1843-1921), русский ученый, географ-исследователь Сибири, революционер-анархист, руководитель экспедиции по изысканию пути из Южного Забайкалья на Ленские прииски в 1866 году. Происходит из старинного княжеского рода.

До прихода русских в Муйской долине кочевали эвенки (Муйские безродовые орочоны), занимавшиеся оленеводством и охотничьим промыслом.

Первыми в долине реки осели якуты, пришедшие сюда в 1863 году из Чары. Они оценили здешний климат и стали заниматься земледелием и скотоводством.

Посевы овса, пшеницы, яровой ржи вызрели и дали хороший урожай. Стали возникать новые поселения.

А с открытием золотых россыпей начала развиваться золотодобывающая промышленность. С 1899 по 1914 гг. здесь действовало 18 приисков по рекам Нижний и Верхний Орлов, Каралон, Каменный, Самокут, Парама, Келяна и другим. Высокое содержание золота в песках, вызвало “золотую лихорадку” и массовый наплыв рабочих (было занять 3080 рабочих). Некоторые прииски были выработаны еще до революции, на остальных добыча продолжалась до 50-х годов. В 1962 году был законсервирован последний из действующих - Каралон.

Таксимо возникло в 1914-1915гг. Жители занимались земледелием и животноводством, чтобы обеспечивать приискателей продуктами.

В 30-е годы были созданы сельскохозяйственные артели в п.Муе, Параме, Баргалино, Таксимо, объединившие 75 хозяйств, которые позднее были объединины в колхоз “Таежник”, который в начале 40-х годов переименован в колхоз имени Буденного.

Из письма Матрены Игнатьевны Замошниковой- первой учительницы п.Таксимо.

“Это был самый отдаленный, в глухой тайге, поселок, как бы затерявшийся среди гор, не имеющий ни с кем никакой связи, куда раз в году наведывался кто-либо из райцентра (Багдарино) в зимнее время.

Но, несмотря на отдаленность и труднодоступность, люди там работали много и добросовестно: пахали, сеяли, полностью обеспечивали себя и окружающих продуктами питания – мясом, рыбой, молоком, маслом, хлебом.

Председателем в то время был украинец Коляда Илларион Никитьевич, с хорошими организаторскими способностями, очень энергичный, пользующийся авторитетом человек (он погиб по время Великой Отечественной войны на фронте).

Сельское хозяйство, возникшее как продовольственная база золотых приисков, в 50-е годы, в связи с закрытием многих из них, утратило свое назначение. Люди стали уезжать в другие места. В 1954 году колхоз имени Буденного объединили в колхоз “Путь коммунизма” и перевели в долину реки Амалат.

В 60-е годы в Таксимо проживало 50 человек. Это был охотничье-промысловый поселок. Число жителей постоянно сокращалось.

Второе рождение поселка произошло в 1980 году в связи со строительством железной дороги.

Учитель: Спасибо, ребята, за интересный рассказ. Мы попросим вас быть сегодня членами жюри. Вы поможете оценить ответы ребят. Пожалуйста, займите свои места за столом, приготовленном для вас. А теперь проверим, кто внимательнее других слушал рассказ старшеклассников. Итак, назовите первых жителей Муйской долины.

Аня Б. первыми жителями были эвенки. Они кочевали по долине и занимались оленеводством.

III Учитель: Эвенки относятся к малочисленным народам Крайнего Севера. Исконное занятие-охота, рыболовство, оленеводство. Их и называли в зависимости от того, чем они занимались: мурчены - коневоды, ламучены- рыболовы, орочены-оленеводы.

Многие названия в нашем краю – эвенкийские. Например, Таксимо – “деревянная чаша”. Названия рек Суринда – “сиговая”, Делинда – “таймень”, Ципа – “пташка”.

- А что обозначает название реки Муя? Слово тоже эвенкийское, и оно имеет несколько толкований. Послушайте предания на эту тему.

- Сообщение учащихся.

Миша Р. Передает содержание предания “Муя”.

- По Витиму жили два брата Гурча и Хилтыжэн. Случилась между ними ссора. Братья поругались, да так, что одни другого стал прогонять с Витима. Хилтыхэн был хитрее и Сумел прогнать Гурчу. Гурча затаил на своего брата злобу и откочевал за Витим, через долину в глухую тайгу.

В той тайге Гурча со своим родом еще сильнее разбогател: развел множество оленей, родня ему давала много пушнины, и он ей торговал со скупщиками. Когда Хилтыхэн услышал, что брат его разбогател пуще прежнего, что в той тайге зверей больше, чем на Витиме родится. Он задумал перекочевать в брату Гурче. Гурча – тунгус тоже себе на уме был, взял, перевел свой род поближе к реке, которая шла по долине и устроил для брата засаду.

Хилтыхэн подошел к реке, и в него полетели стрелы, брат не стал силой прорываться через реку, ушел снова на Витим.

Через несколько лет Хилтыхэн опять подошел к реке, но Гурча, как и прежде, не пускал его в свою тайгу и сказал:

- Пусть эта река разделяет нас, я к тебе не буду ходить, ты ко мне. Не переступай реки.

Хилтыхэн чуть от этих слов не лопнул. Злился на брата, но не мог с ним ничего сделать.

Река по долине навечно разделила двух братье. От этого ее тунгусы начали называть Муей, а вместе с ней прозвали Муей и всю долину, которая тянется намного сот верст.

Гурча и Хилтыхэн прожили всю жизнь врозь, до самой смерти не видели друг друга, потому что их разделяла граница. От этой границы и название пошло.

Саша М. пересказывает легенду “Как произошло название “Муйская долина”?

Муйская долина - так названа совсем недавно, при наших прадедах, рассказывали раньше старики. Случилось это совсем просто. Раньше тунгусы кочевали по всей земле свободно, куда хотели, туда и шли. Перейдут, бывало, Витим выйдут на долину, которая теперь Муйской зовется, там пойдут на Верхнюю Ангару: так целыми веками они бродили. Но вот услышали тунгусы, что якуты на Ангаре не ужились и начали переходить на саамы Север, и как будто они отогнали на правый берег Верхней Ангары баргутов. Тунгусы самих якутов на своей земле не видели, но мир слухом живет, и перестали они через долину ходить. В то время по Витиму жили тунгусы из рода лалигир, а верховодил ими тунгус по имени Тамнавул.

Вот этот-то Тамнавул взял с собой нескольких своих родичей, отправился за Витим к долине, чтобы проведать, правду ли люди говорят, что теперь дальше долины тунгусам охотиться нельзя, что на них нападут баргуты или якуты.

Много месяцев бродил Тамнавул по долине и по тайге, но никого не встретил. Повернул он назад и хотел своим родичам радостную весть сказать, что земля долины как была, такой и осталась тунгусской. Но не усмел он перейти обратно реку (потом ее Муей назвали), как увидел человеческие следы. На тунгусские они не были похожи. И подумал Тамнавул, что слухи правильные, не охотиться им больше на песцов в этих местах. Пришел Тамнавул в свой род на Витим, рассказал своим людям обо всем и предупредил их, чтобы они дальше долины на север не ходили, что там уже кочуют другие народы.

Так долины и рекой стала для рода лалигир границей, за которою они не смели ходить. За это реку и долину назвали Муей. Долго ли там было, старики наши не помнят: когда они сюда пришли, то тунгусы с орочонами начали ходить за Мую и не боялись, что на них нападут какие-то другие люди.

Учитель:

- Что же обозначает название Муя?

Света Ф.:Слово имеет несколько значений. Это “граница”, “передел”, “рубеж”, “вода”.

Учитель:

- Совершенно верно. Кроме того, если проводить сравнения с другими языками, то в финском языке есть слово Муйоки- “мойка”, что значит - “болото”, “река”. По всей вероятности Муя – это “вода”.

Какие вы еще знаете предания о нашем крае?

- Катя Р. Пересказывает легенду “Храбрый Муякан”.

Данным – давно, может быть, в это время в наших краях и народа-то было мало, жил-был тунгус по имени Муякан. В своем роду он значился старшим, и никто, бывало, без его разрешения ни лишнего зверя не убьет, ни птицу не подстрелить. Холи Муякан по тайге и горам, промышлял зверя, ловил рыбу в здешних реках и озерах, и было всему тому Муяканскому роду хорошо и привольно. Род любил своего Муякана: хоть он и состарился, но все его слушались.

Так бы, может быть, он и умер своей смертью но не суждено ему было, напал на его род злой Чингисхан. Пришла Чингисовцев рать тьма-тьмущая. Заполонила она тут все народы, но только не удалось ей схватить Муякана. Напали Чингисовцы на Муяканский род, хотели они его к себе забрать, все богатство отнять и самого Муякана своим слугой сделать.

Муякан собрал весь свой род и стал с Чингисовцами вести борьбу. Дрался он день, другой, видит, что победа не на его стороне, ушел он в тайгу, набрал еще войска и снова пришел на схватку с Чингисом. Смотрит Чингис, что храбрый перед ним Муякан стоит, и говорить ему: “Отдай мне в мое войско всех девок и женушек молодых, а сам иди домой и доживай век спокойно”.

Муякан выслушал Чингиса и говорит: “Тунгусы тебе не братья, ступай туда, откуда ты пришел”. С этими словами он выстрелил из лука в Чингиса и подбил ему правый глаз. “Левый закроешь - сказал Муякан, - смотреть не будешь, ослепнешь, отца своего не увидишь”.

Осердился Чингис и послал все свое войско на Муякана. Храбро бился Муякан, три ночи и три дня из рук лука не выпускал, все дрался и дрался. На четвертый день Чингис его осилил, своих войск несметное количество потерял, но в плен взять его так и не сумел.

Унесли Муякана на руках свои родичи.

Сто дней несли, а донесли до того места, где он родился, и там похоронили его вместе с луком. По храброму Муякану и речке имя дали. Лежит он на берегу в тайге, и звери и птицы берегут там его могилу. (стр. 93-94 Байкальские легенды и сказания. Издательство: Буркнижиздат, 1984 г., Улан-Удэ).

IV. Учитель:

– Так объясняют народные предания названия наших рек.

Жили эвенки в чумах. Сказки, или “нимчаканы” исполнялись в определенных условиях.

Нельзя было рассказывать, если пролетали над стойбищем гуси. Они могли унести на крыльях слова из сказки, и тогда у сородичей начнутся несчастья. Поэтому все слушатели выскакивали из чума, а сам рассказчик падал лицом вниз, чтобы гусь шаман не заметил рассказчика.

Эти люди были необыкновенно близки к природе. Они, как никто другой, ощущали себя частью природы, хорошо знали повадки, особенности жизни животных, и по-своему в сказках о животных пытались объяснить окружающий мир, и были уверены, что сказки или “нимчаканы” могут помочь в борьбе со злыми существами.

К сегодняшнему уроку группы учащихся инсценировали некоторые из этих сказок.

Света Ф., Надя М., Виталий Т., представляют сказку “Медведь и бурундук”.

Инсценирование сказок.

“Медведь и бурундук”

Проспал всю зиму медведь в берлоге. Потом, когда стало согревать землю солнце, медведь вылез из берлоги, пошел по тайге. Был он голоден, ведь всю зиму ничего не ел, только лапу сосал.

Идет он по тайге, пищу ищет. Шел, шел, ничего не мог найти. Видит - пенек стоит. Схватил этот пень передними лапами, обнял и давай выворачивать. Нет сил у медведя, и ничего он не может сделать, ослабел за зиму.

Выскочил из-под пня бурундучок и спрашивает медведя:

- Почему ты такой сердитый?

- Голоден я. Нет ли какой пищи у тебя?

Ушел бурундучок в свой чум. Оттуда он вынес сладких ягод, корней и кедровых орехов.

На, кушай, дедушка, - угощает своими припасами бурундучок медведя.

Медведь набросился на еду и тотчас все съел. Потом он погладил лапой спину бурундучка и похвалил его.

- Маленький ты зверек, а накормил меня, старика.

У бурундучка образовалось на спине пять полосок.

С тех пор у всех бурундучков стало на спине пять черных полосок.

Вопрос классу:

- Что хотели объяснить этой сказкой эвенки?

Надя М., Слава К ., Марина М. предлагают вашему вниманию сказку “Лиса и рысь”.

Идет лиса по бережку, а навстречу ей рысь:

- Здравствуй, лиса! – говорит рысь.

- Здравствуй, рысь!

- Ой, какая у тебя шкура красивая. Что ты делаешь, чтобы такой красивой быть?

- Ничего особенного. Ты тоже можешь так делать.

-  Как же? Научи.

- Научу, научу, - отвечает лиса. И смеется про себя. – Вон видишь наледь. Беги туда и ляг. Пролежишь день и ночь и красавицей станешь.

Обрадовалась рысь. Легла на наледь, лежит, мерзнет.

- Ой, лиса, лиса, я замерзаю, - говорит рысь.

- Лежи, лежи! Лучше станешь. Кожа твоя сделается толще, а шерсть пушиста.

- Ой, лиса, лиса! Не могу больше.

- Терпи, терпи!

Не утерпела рысь. Вскочила на ноги. Хочет бежать, оторваться не может. Хвост примерз. Рванулась рысь изо всех сил. Оторвался хвост. Так без хвоста и убежала. С тех пор и пошли рыси бесхвостые.

- На какую русскую народную сказку похожа эта сказка?

Марина М.: Эта сказка похожа на русскую народную “Лиса и волк”.

Виталий Г.:

- Эвенкийская сказка объясняет, почему рыси бесхвостые. А русская народная просто показывает, что лиса – хитрая, изворотливая, может обмануть всех.

Учитель:

Итак, эвенкийские сказки о животных отличаются от русских народных тем, что эвенки в них пытаются объяснить окружающий мир, отразить свои знания о животных, о их характере, повадках.

- Какие еще вы знаете эвенкийские сказки?

(Учащиеся называют сказки).

- Какие сказки вам больше всего понравились? И почему?

(Учащиеся пересказывают отдельные эпизоды из сказок. Демонстрируют рисунки к ним).

V. Обобщение. Подведение итогов.

Учитель:

Слово представляется жюри. (жюри оценивает ответы ребят, их рисунки).

VI. Проверка усвоения нового материала:

Вопросы классу:

  • Как лиса обманула рысь?
  • Чем эта сказка похожа на русские народные сказки о лисе?
  • Какие еще эвенкийские сказки вы знаете?
  • Чем они вам нравятся?

(учащиеся называют сказки и демонстрируют свои рисунки к эвенкийским народным сказкам)

VII. Слово учителя: У эвенков имелись специальные сказки и загадки для детей. Когда охотник впервые убивал животного, он должен был быстро отгадать любую загадку.

- Тар экун? – спрашивали его.

-Что это? Попробуем и мы проверить свою сообразительность. А помогут нам в этом ученики вашего класса.

Двое ученик по очереди загадывают эвенкийские загадки.

- Старик на огне сидит, поднимает шапку и поет (чайник)

- Два парня соревнуются, один другого никак перегнать не могут (ноги человек)

- Два брата все вокруг видят, а друг друга увидеть не могут ( глаза)

- Всю жизнь его кормят, а он не наедается (огонь)

- Что самое главное у человека (ум)

- Днем бывает голодное, а ночью сытое (одеяло)

VIII. Подведение итогов.

  1. Жюри оценивает ответы учащихся
  2. Вопросы классу:
    • Что интересного и нового вы узнали на этом уроке?
    • Что вам больше всего понравилось?

IX. Дача домашнего задания и инструктажа

1) “Наши экспонаты в музей”

Нарисовать иллюстрации, сделать поделки к эвенкийским народным сказкам, местным легендам и преданиям.

2) Прочитать сказки Пушкина и Лермонтова.

Приложение 1

Приложение 2

Литература

  1. Верхотурова Г. А., Жерлов В. Ф. Золотой край Бурятии, - Улан-Удэ, 2001г.
  2. Воскобойников М. Г. Фольклор эвенков Прибайкалья. –Улан-Удэ, 1967г.
  3. Элиасов Л. Е. Байкальские легенды и предания. – Улан-Удэ, 1984г.