"Тофалария"

Разделы: География, Внеклассная работа


ВВЕДЕНИЕ

Мало осталось мест на земле, где плоды и тяжелая рука цивилизации координальным образом не повлияли на экологию региона. Но тем не менее есть такие места , и человек живет там и занимается хозяйством ! Более того, одно из таких замечательных мест находится в Иркутской области!

Нет ее как административной единицы, как национального образования. Сейчас Тофалария – это условное наименование южной горной части Нижнеудинского района

На стыке с Красноярским краем и Тувой. На юго-востоке Тофалария граничит еще и с Бурятией.

Что же привлекло мое внимание к этой замечательной стране? Да, да, именно стране!

Со своими законами, с принципами естественного отбора, со своим народом и языком…

А привлекла меня нетронутость здешних мест, удивительная природа, удивительная культура народа Тофаларии. Здесь в стремительных горных реках вы не найдете стекол от разбитых бутылок, жестяных банок на их берегу и других “грязных” проявлений цивилизации.

Да, меня поразил этот уголок земного шара, и я хочу рассказать вам о нем тоже. Рассказать вам о стране живописных гор, стремительных рек, дремучей тайги и альпийских лугов. Ослепительно белые даже в разгар лета снежные вершины, манящие к себе …

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Территория Тофаларии, названная по имени самой малочисленной народности нашей страны – тофов, проживающих здесь, лежит в центральной части восточного Саяна, между 95 37’ и 100 05’ З.Д. и 51 53’ и 54 59’ С.Ш. в центре Азии и значительно удалена от морей и океанов .

Занимая юг Нижнеудинского района, территория Тофаларии в виде неправильного четырехугольника вытянута с северо-запада на юго-восток.

До 1949 года Тофалария была самостоятельным административным районом, сейчас на этой обширной территории, занимающей 26 тысяч км. квадратных, почти равной по площади государства Албании, расположено три селения : Верхняя Гутара, Нерха и Алыгджер. Последнее является своеобразным административным политическим и культурным центром.

Граница Тофаларии сложилась в результате освоения племенем тофов ее территории в качестве охотничьих угодий и оленьих пастбищ в течение последнего тысячелетия.

Границами в основном служат естественные рубежи, особенно четко выделяющиеся на юге и востоке Окинский и Удинский хребты. Северные и западные границы проходят по долинам рек .

Особенности экономико-географического положения Тофаларии определяются ее удаленностью от экономических центров, области и района и от важных транспортных магистралей, господством горных ландшафтов, суровыми климатическими условиями на всей территории и исключительно низкой плотностью населения.

Зимой можно связаться с “центрами цивилизации” по зимникам, временным дорогам, проложенным по льду замерзших рек, просекам. А летом – либо конные вьючные тропы, либо авиация. По воздушным линиям сюда доставляют практически все, от мебели до кирпича. Но если видимость плохая – а это в горах не редкость – или размокли от дождя травяные “аэродромы”, то связь с “материком” может прерваться на несколько недель.

НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ

Сведения об окружающем мире

Практический опыт, накопленный тофаларами в процессе взаимодействия с окружающей средой и хозяйственной деятельностью, нашел свое воплощение в приспособленности их материальной культуры к условиям географической среды обитания, в приемах оленеводства и охоты. В соответствии с этим опытом возникли хозяйственный календарь, меры длины и времени, представления об окружающем растительном и животном мире, народная медицина .

Однако положительные знания зачастую переплетались с неверными представлениями об окружающем мире. Было мало реальных знаний о строении вселенной, о народах, с которыми отсутствовала практическая связь. Фантастический характер носило большинство представлений о закономерностях в природе, хотя тофы очень наблюдательны.

В представлении тофаларов существовало три мира: верхний, где располагался бурхан, творец всего сущего на земле; средний мир, где живут люди и все живые существа; и нижний мир, мир мертвых, где господствовал Эрлик-хан, владыка этого мира.

У тофов есть краткая легенда о сотворении мира, в которой говорится, что не было ничего. Летела утка и в это ничего снесла яйцо. Когда это яйцо разбилось, то из вытекшей жидкости образовалась вода, озера, реки, моря, а из скорлупы – земная твердь, горы. Потом бурхан сотворил человека.

Народных знаний у тофаларов было в минимуме достаточно, чтобы обеспечить их традиционное охотничье-оленеводчиское хозяйство.

У них был выработан свой календарь, по которому они вели свою хозяйственную деятельность и быт. Весь год у них был разбит на 13 месяцев по 4 недели каждый. В основу названий месяцев были положены характерные черты либо сезонных изменений в природе, либо хозяйственной деятельности. Например, июль – аи Кызыл ай, что в переводе обозначает “месяц красной сараны”, поскольку в это время цветет сарана

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДИВШИЕ В ТОФАЛАРИИ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ

Смена образа жизни

Переломным моментом в жизни тофаларов стал конец 20-х годов. При новой власти они не только получили новое имя – тофы, но и вынуждены были отказаться от привычного образа жизни. Новая власть решила, что тофалары должны перейти к оседлости как более прогрессивному и цивилизованному образу жизни. Специально для тофаларов было построено в 1930-1931 гг. три ныне существующих поселка, и с кочевым образом жизни пришлось расстаться. Конечно тофалары не стали жить в поселках “безвыездно” - пастухи остались при оленьих стадах , охотники надолго покидали поселок , когда в охотничий сезон расходились по своим угодьям , порой весьма далеко от дома. Тем не менее значительная часть тофов стала оседлой . Изначально в этих поселках поселились и русские , и с тех пор межнациональное общение стало тесным и регулярным. Возникали прочные соседские, дружеские, а позднее и родственные связи.

Рост населения, изменение национального состава

С 60-х годов наметился устойчивый рост численности населения. В 1966 году тофаларов на своей этнической территории стало уже 522 человека, не считая тех, кто мигрировал в горда. В 1985 было уже 596 , а в 1995- 677 человек. С учетом уехавших этот прирост становился все еще более ощутимым. В 1989 году по СССР было 731 тофаларов.

Анализ статистики говорит о том, что после полутора веков “застоя” в численности, с 70-х годов она вдруг стала быстро расти, со скоростью более 3% ежегодно. В чем же причина столь быстрого роста населения ?

Как выяснилось, никакого “взрыва” рождаемости в эти годы не происходило. Об отсутствии высокой рождаемости говорит и не очень значительный размер тофаларской семьи – в среднем 4 человека. Итак никакого “демографического взрыва” нет. Но он есть!

И вот еще один противоречащий логике факт – процент детей среди тофаларов оказался очень велик – 38 % , у местных же русских только 28% . Опять противоречие?

Разгадка этого парадокса лежит не столь в демографической, сколько в этнографической сфере. Выяснилось, что примерно в эти же годы в Тофаларии наблюдался быстрый рост числа национально-смешанных браков, стремительно увеличивалось число метисов среди родившихся (таблица 1 , 2).

Смена языка

Приезжий человек может общаться с коренными жителями Тофаларии без особых затруднений – практически все тофы владеют русским языком, на нем же идет обучение в школе. Но если сюда пожалует лингвист с целью изучения тофаларского языка, то далеко не к каждому местному жителю он сможет обратиться – этого языка уже многие не знают. В настоящее время русский язык занимает в среде тофаларов намного более прочные позиции, чем свой собственный (таблица 3,4).

ТОФЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИШЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Национальной замкнутости у тофаларов по отношению к пришлому населению не наблюдается. Вот дополнительные данные: 98% опрошенных старше 7 лет имеют друзей иных национальностей , 95% взрослых тофов имеют родственников иных национальностей.

Отношение к национально-смешанным бракам так же не позволяет говорить о национальной замкнутости. Лишь для 5% опрошенных одно-национальный брак оказался более предпочтительным !

Так, значит, все благополучно в межнациональных отношениях? Вообще-то у меня сложилось именно такое впечатление, однако нельзя сказать, что все так идеально, бывают и определенные трения ! в 1985 году недовольство тофаларов вызвали факты , когда приглашенным со стороны русским специалистам тут же выделяли новую квартиру, в то время как многие тофаларские семьи годами дожидались своей очереди. Вопрос это скорее социальный с национальным оттенком.

В 1995 году встретилась и еще одна причина для недовольства с национальным оттенком. В Тофаларии развернули деятельность водочные коммерсанты, которые меняли на водку продукты таежных промыслов. Это воспринималось в общественном мнении как спаивание и грабеж коренных жителей с целью наживы . Среди этих “предпринимателей” тофов не было , а значит недовольство получило и национальный оттенок. Этих людей здесь просто ненавидят, тем не менее при первой возможности сами шли к этим людям на поклон, не в силах сдержать непреодолимую тягу к алкоголю . Уровень алкоголизма в 1995 году был заметно выше , чем за 5 лет до этого . Сейчас же алкоголизм ставит тофов под угрозу вымирания .

ПРОБЛЕМЫ ТОФАЛАРИИ

В условиях экономического кризиса тофалары считают, что необходимы срочные меры по преодолению возникших проблем. Такими проблемами тофалары в наше время считают прежде всего: безработицу- 35% опрошенных, снабжение необходимыми товарами – 18% , нехватку средств к существованию, невыплату зарплат, пенсий и пособий – 14% , высокие цены – 7% . На вопрос о том, что больше всего угрожает существованию тофаларского народа , 20% не смогли ответить , 10% уверены, что ничего не угрожает, остальное же большинство утверждают, что алкоголизм.

Перспективу своего дальнейшего существования тофы оценивают крайне пессимистично: лишь 12% считают, что тофалары сохранятся через 2-3 поколения. Еще 15% предположили, что тофы сохранятся частично, а вот уверенных в обратном оказалось явно больше – 58% !

ИТОГИ

Подводя итоги, можно сказать о явной противоречивости и неоднозначности идущих у тофаларов этнических процессов. Порой складывается впечатление, что в разных областях жизни и культуры эти процессы идут в прямо противоположных направлениях. Четко прослеживается две тенденции, определяющее дальнейшее этническое развитие тофаларов. С одной стороны выделяются факторы , указывающие на угрозу ассимиляции. Но заметны и противоположные тенденции, способствующие сохранению тофов в качестве особой этнической единицы.

К первой группе факторов можно отнести массовую метисацию, полную смену языка, утерю многих национальных черт в материальной и духовной культуре.

Ко второй группе факторов относятся удаленность Тофаларии от индустриальных центров и транспортных магистралей, то есть территориальная и географическая изолированность. Рост доли тофов в общем населении , сохранение охоты , оленеводства, таежных промыслов .

ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

Тофалария – это большая горная страна, где нет никаких дорог, но зато есть здесь то, чего нет в других местах. И быть может все это есть здесь потому, что дорог сюда нет, а только тропы зверей. Местные жители, которых здесь около 800 человек, тоже пользуются тропами, которые натоптали своими лапами и копытами за много лет дикие звери.

В полной гармонии с окружающей природой живет здесь уже несколько столетий человек, потребляя все, что дает ему для жизни природа. Пасет домашних животных, охотится на диких, выращивает огородные растения и собирает дары леса. Что-то употребляет сам, а что-то продает или меняет на нужные товары, которые производит цивилизованный мир.

Нетронутый топором девственный лес; деревья растут и умирают не от рук человека, а сами собой; животные и птицы, порой ни разу не видевшие человека, иногда даже не боятся его; чистейшие озера, ручейки и реки, текущие с высоких гор притягивают и завораживают своей жизнью и красотой.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

КИНЗИЛЮКСКИЙ ВОДОПАД

В течение долгого времени самым высоким считался у нас водопад Илья Муромец, высота которого 141 метр, который находится на Курильских островах. Эти данные устарели. В 1949 году в отчете ботанической экспедиции академии наук СССР учеными-ботаниками был впервые описан водопад в центральных Саянах – Кинзилюкский, высота которого определялась ими более 300 метров.

Крупный водопад в любой стране всегда элемент национального богатства и гордости.

Далеко запрятала природа это чудо от глаз человеческих. С любой стороны света лететь к водопаду на вертолете несколько часов.

ЗАГАДОЧНЫЕ КАМНИ КАСТАРМЫ

В единственном музее Тофаларии в городе Нижнеудинск я обратила внимание на загадочные камни. Даже невозможно поверить, что эти каменные фигурки сделаны не руками человека

По легенде местных жителей эти камни сделаны руками бога Кастармы, живущего высоко в горах в своем озере. Пролетает над озером птица – Кастарма слепит ее из глины.

Пробегает мимо озера какой-нибудь зверь – слепит и его фигурку и положит прямо на берег. Говорят, что подобные камни встречаются еще где-то в южной Америке и более нигде в мире.

ТАБЛИЦЫ

Таблица 1. Изменения национального состава Тофаларии

  1966 1985 1995
человек % человек % человек %
Тофалары 522 49.9 596 55.4 677 58.1
Русские 498 47.6 450 41.9 463 39.7
Прочие нац. 26 2.5 29 2.7 26 2.2

Таблица 2. Половозрастная структура тофаларов

Возраст 1966 1985 1995
Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
80 и старше 1 2 2 4 1 3
75-79 1 3 - 3 2 1
70-74 2 3 5 4 2 4
65-69 6 7 5 5 9 4
60-64 1 11 2 7 3 4
55-59 5 6 14 3 11 6
50-54 9 13 7 6 6 9
45-49 10 11 12 8 13 9
40-44 13 13 6 10 36 28
35-39 21 12 14 10 19 27
30-34 17 14 34 31 39 28
25-29 16 16 21 28 21 27
20-24 7 12 45 30 14 16
15-19 26 25 23 28 29 40
10-14 48 39 18 22 62 46
5-9 32 50 31 48 46 49
0-4 41 29 62 48 31 32
итого 256 266 301 295 344 333

Таблица 3. Родной и основной разговорный язык тофов (в %)

  Тофаларский язык Оба языка Русский язык
Родной язык 16.3 5.3 78.4
Основной разговорный 2.8 4.9 92.3

Таблица 4. Степень владения языками (в %)

  Владеют свободно Владеют с некоторыми затруднен. Владеют со значит. затруднен Понимают, но не говорят Не владеют
Тофаларским 14.5 5.2 8.7 18.4 53.2
русским 97.9 1.8 0.3 - -

ФОТОГРАФИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Более наглядно ознакомиться с этой прекрасной страной Тофаларией вы сможете благодаря практической части моей научной работы, это фильм и фото экспозиция.

Я постаралась ознакомить вас с жизнью и бытом тофов, с их великолепной родиной.

Если, ознакомившись с моей работой, у вас появилось желание посетить этот уголок природы, то я считаю свою работу успешной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследовательские работы местных краеведов.