Урок с элементами театрализации (А.Радищев "Путешествие…"). 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели: знакомство с эпохой Екатерины ІІ, через элементы театрализации познакомить с идейным звучанием “Путешествия…”, с политическими взглядами Радищева, обучение анализу прозаического произведения, развитие творческих способностей учащихся.

Слева на съемном стенде помещен портрет Радищева, иллюстрации к книге “Путешествие из Петербурга в Москву”. Перед стендом стол со свечами, над которым возвышаются весы: на одной их чаше – папка с надписью “Закон милосердия”, на другой – “Закон справедливости”. На доске записана тема урока, несколько строк из оды “ Вольность”, высказывания о писателе: “Сознательный и непреклонный враг тирании и эксплуатации” (В. И. Ленин), “Бунтовщик хуже Пугачева” (Екатерина ІІ). Справа от доски, вверху, на бечевке, как бы отделяющей от класса “сцену”, вывешена карта “Российская империя во второй половине XIX в. ” с обозначениями маршрутов путешествия Екатерины ІІ в Новороссию и Крым (1787)и “Путешествия из Петербурга в Москву”. Ниже – портретная рамка ,затянутая легким газовым платком. За ней будет находиться ученица, играющая императрицу, - это так называемый живой портрет Екатерины ІІ. Оставшееся пространство справа и под “портретом” закрывается присборенной портьерой.

Парты расставлены в два ряда, образуя единственный проход посередине. Он станет местом сценических действий. На краю парт стоят столбики – указатели населенных пунктов, которые называет Радищев в своей книге.

Урок начинается вводным словом учителя, в котором дается характеристика России конца XVIII в.

Звучит музыка (концерт № 4 фа минор А. Вивальди). За стол садится “сын Радищева Павел Александрович”. Он берет перо, начинает “писать” биографию отца (заранее 4 – 5 учащимся дается задание написать биографию Радищева от имени его сына, теперь читается лучший вариант).

После этого учитель рассказывает историю создания “Путешествия…”, предлагает ребятам отправиться вслед за автором.

Теперь участники представления разыгрывают инсценировки глав “А. М. К. ”, “Выезд”, “София”, “Любани”, “Чудово”, “Спасская Полесть”, “Зайцево”, “Хотилов”, “Медное”, “Тверь”, “Городня”, “Пешки”.

“Зайцево”, “Хотилов”, “Медное”, “Тверь”, “Городня”, “Пешки”.

А втором уроке еще раз прослеживается развитие сюжета “Путешествия…”, учащимся предлагается определить идею каждой главы. В результате этой работы на доске и в тетрадях появляется логическая схема:

София – хамство, обман, чинопочитание. Любани – трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон

Чудово – бездушие чиновников

Спасская Полесть – казнокрадство, использование служебного положения

Сон – кто виноват?

Царь знает, но не хочет видеть, ибо сам в крови.

Зайцево – крестьяне убили помещика , и это оправданно , законно

Хотилов – крестьян нужно освободить

Медное – крестьяне продаются подобно вещи

Тверь – Ода “Вольность”

Самодержавие – гидру, чудовище – нужно свергнуть вооруженной борьбой народа.

Смогут ли это крестьяне?

Городня – рекрутские наборы, хотя иные крестьяне способнее помещиков

Смогут!

Пешки – положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может!

После анализа глав учитель просит определить тему и идею произведения, сопоставить их с эпиграфом к книге. Для исторической роли Радищева в русском освободительном движении предлагается сравнить взгляды Е. И. Пугачева и А. Н. Радищева и заполнить таблицу:

Взгляды Радищева и Пугачева

ВЗГЛЯДЫ РАДИЩЕВ ПУГАЧЕВ

1. Отношение к крепостному праву.

2. Отношение к самодержавию.

3. Пути достижения цели.

4. Представление о будущем обществе.

При затруднении в 4 пункте можно предложить посмотреть оглавление книги и определить, в какой главе, судя по названию, может скрываться ответ на вопрос. Учащиеся обнаруживают логическую линию: Новгород – феодальная республика – республика как форма правления.

Затем внимание учащихся обращается к высказываниям Ленина и Екатерины ІІ. Какое вернее? Почему Екатерина ІІ назвала Радищева “бунтовщиком хуже Пугачева”?

В качестве домашнего задания предлагаем учащимся заочное “Путешествие из Петербурга в Москву в 2006 году”:

1. Определить маршрут (откуда и куда едете, с какой целью, на каком транспорте)

2. Отметить, какие объекты встречаются на пути (обратить внимание на архитектуру, на значимость зданий, сравнить новые и ветхие здания).

3. С какими сталкиваетесь людьми, чем они заняты, как выглядят. Какие чувства вызывают. Какие жизненные ситуации встречаются вам?