Открытое занятие студии "Витранс" "Северные мотивы"

Разделы: МХК и ИЗО


Образовательная цель: Ознакомление детей культурой кочевого северного народа - эвенков. Приобщение к народно-прикладному искусству.

Развивающая цель: Развитие интереса к прикладному искусству. Формирование умений и навыков изготовления национальной аппликации.

Воспитательная цель: Привитие уважения и любви к искусству северного народа, воспитание чувства интернационализма.

Методическое обеспечение:

  • выставка рисунков на тему “Северные мотивы”.
  • на классной доске работы детей “кулоны” и рельефные работы (панно “пээдьэ”, “Встреча солнца”, “Северяночка”, “Букет”.
  • на столе поделки “оленья упряжка”, “чум”, “куклы”.
  • показ национального мехового костюма эвенков.

ТСО: магнитофон с записью эвенкийских песен, телевизор с видеомагнитофоном, инструменты и принадлежности для работы.

Музыкальный ряд: эвенкийские песни.

Видеоматериалы: “Северные этюды”.

План занятия:

  1. История северного кочевого народа - эвенков.
  2. Беседа о северном олене.
  3. Женщины - эвенкийки умелые мастерицы.
  4. Правила техники безопасности.
  5. Последовательность работы изготовления сувенира “северянка”.
  6. Танец “Сээдьэ”.

Итог занятий.

Класс украшен меховыми изделиями, поделками из оленьего меха и рисунками детей о Севере. Включается музыка, дети в национальных костюмах заходят в класс. Их встречают две девочки и начинается обряд очищения.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. И мы отправимся в путешествие. Знаете, куда? На Север. Сегодня мы поговорим о культуре кочевого народа - эвенков, северном олене. А также научимся делать национальные сувениры.

Как вы знаете, на Севере живут разные национальности северных малочисленных народов. Это — долганы, чукчи, эвены, юкагиры и эвенки. И мы сегодня познакомимся с одним из них - северным кочевым народом - эвенками (включаю видеоматериал).

В древние времена эвенков, поселившихся вдоль реки - Енисей, называли -тунгусами. Потом эвенки постепенно перекочевали на север. Эвенки (тунгусы) единственный народ освоившие пространства горной тайги и тундры. Это очень добродушный и гостеприимный народ. Они всех прибывших в гости сыто кормили, делились с запасами еды, одаривали на дорогу. Эвенки своих детей очень рано приучали к труду и охоте, потому что трудолюбие и выносливость, честность, скромность и взаимопомощь были важнейшими ценностями у эвенков. А также они как все северные народы почитали огонь - как хозяина тайги. Перед едой обязательно угощали его и просили дать удачу на охоте. А охотились они на пушного зверя, птиц, ловили зверя, пасли оленьи стада.

- Скажите, ребята, для чего нужен олень северному человеку?

Ученики: одежда, еда...

Учитель: олень - для северянина - это и транспорт, и еда, и одежда, и жилье. (Показываю макет “олень с нартой”, меховой национальный костюм и макет чума).

- Ребята, а кто видел оленя? Опишите, как он выглядит. Кто был на празднике оленеводов, который проводился весной в прошлом году в городе Якутске? (Дети рассказывают о своих впечатлениях).

Учитель, показывая иллюстрацию северного оленя, рассказывает: А, вы знаете, что северный олень очень сильное, своенравное и выносливое животное. Как бы ни был приручен олень, его нельзя держать в хлеву или в стойле и кормить сеном.

Скажите, где живет олень?

Ученики: В тундре.

Ребята, олень живет в тундре на воле, на открытом воздухе. Он и зимой отдыхает, спит и пасется на снегу.

А чем же питается олень?

Ученики: Мхом.

Да ребята мхом, ягелем, весной - свежими побегами деревьев, осенью - грибами.

Вот, смотрите, олень никого не поедает, не трогает, он не хищник. Но у него есть враги. Кто они такие?

Ученики: Волки.

Правильно, волки. Но еще страшнее волков - маленькие хищники: гнус и овод.

“Гнус” - это крохотная мошка, меньше булавочной головки, но налетает она тучами, укусы ее болезненны, которые долго не проходят. А оленям они забивались в ноздри, и оленю трудно дышать. От них оленей спасали только дымовые костры. “Овод” - еще хуже - это большая серая муха. Самка овода откладывает свои яички прямо в кожу оленя. Созревшие личинки – червячки прогрызают шкуру, выходя наружу. И оленья шкура при обработке бывает вся в дырках от укусов овода. От них олень спасается в воде. Поэтому оленя часто можно увидеть пересекающего реку или протоку.

Олень никогда на одном месте не стоит, они постоянно кочует. И вместе с ним кочевали и эвенки. Мужчины охотились и пасли оленьи стада, а женщины хлопотали по хозяйству и воспитывали детей. А когда подрастали дети, отец сыновей учил пользоваться охотничьими снастям, а мать дочерей учила к рукоделью.

Женщины-эвенкийки очень умелые мастерицы. Они из оленьего меха шили одежду для всей семьи и нужные вещи для чума. А в наше время из оленьего камуса шьют красивые унты. А из остатков стали делать разные оригинальные сувениры (показываю стенд с сувенирами).

А у нас есть такая фабрика, где делают такие сувениры. Как называется фабрика?

Ученики: Сардана.

Мы с вами сегодня на этом занятии попробуем делать своими руками сувенир “Северяночка”. Для этого нам нужно работать очень внимательно и аккуратно (показываю готовый сувенир).

Перед тем, как начинать работать, давайте посмотрим на карту по технике безопасности при работе с ножницами (на каждом столе стоят карты).

Техника безопасности и правила приема работы
1 Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
2 Не держи ножницы кольцами верх.
3 Не оставляй их в раскрытом виде.
4 Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперед.
5 При вырезании круглых деталей поворачивай заготовку.
6 Детали со сложным контуром можно вырезать выполняя ряд надрезов.
7 Чтобы вырезать по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.

Учитель: А теперь, ребята, давайте наденем фартуки и нарукавники. (На столе у детей клей ПВА, кисточки для клея, ножницы, салфетки и тряпочка. Раздаю детям пакеты. Открывают пакет и осторожно достают детали на стол.

- Ребята, сколько деталей в пакете?

Ученики: 5 деталей (квадратный лоскут кожи, картон с рисунком фигуры человека, светло-розовый круг, тесьма, полоски из оленьего меха).

Теперь, переверните карту по технике безопасности. На обратной стороне карты увидите другую карту “Последовательность работы”. (Включаю музыку).

Последовательность работы
1 Берем картон, вырезаем ножницами аккуратно по рисунку фигуру человека.
2 Приклеить фигуру человека к квадратному лоскуту кожи.
3 Приклеить розовый круг в центре, где будет голова человека.
4 Вдоль лица человека приклеить олений мех, рукава и подол шубы.
5 Украшаем тесьмой шубу куклы.
6 Вывешиваем обтянутый тканью картон. На картоне приклепляемкуклу.

Учитель: Вот и получилась у нас славная кукла. Как назовем нашу куклу? Ученики: Северяночка.

Учитель: Но нашей кукле очень одиноко. К нашей кукле пришли ее подружки. Давайте прикрепим ее подружек рядышком. День светлый, поэтому прикрепляем солнышко. Рядом дом - чум, в котором живет наша кукла. Что у нас получилось? Смотрите дети. У нас получилась коллективная работа. А как можно назвать нашу коллективную работу? - “Встреча солнца”, так как у эвенков есть весенний праздник “Встреча солнца”, который они встречают, после долгой зимы. Радуясь появлению первых лучей солнца люди танцуют танец “Сээдьэ”. (Дети и учитель встают в круг и танцуют “Сээдьэ”).

После танца, когда дети сели учитель задает вопросы:

Какие национальности живут на Севере? (эвены, долганы, чукчи и эвенки).

Кто такие эвенки, чем они занимались? (эвенки - это кочующий северный народ. Охотились и рыбачили.).

Как распределяли работу в семье? (мужчины - охотились, женщины - занимались рукоделием).

Расскажите о северном олене, (олень очень выносливое сильное животное...).

Что такое сувенир? (сувенир - это игрушки и подарок).

- Сегодня вы потрудились на славу. Ознакомились с историей северного кочевого народа - эвенками. Посмотрели видеозапись о жизни эвенков, послушали народные песни. Также мы научились изготовлять сувенир “Северяночка”. Сделали коллективную работу “Встреча солнца”. Потанцевали национальный танец эвенков “Сээдьэ”. Изготовляя такие сувениры вы можете подарить и порадовать своих близких своими поделками.

На следующем занятии продолжим изучать еще глубже культуру северных малочисленных народов.

На этом наше занятие окончено. До свидания!