Модульный урок по географии "Охраняемые природные территории Амурской области"

Разделы: География


Эпиграф: Человек! Помни! Нельзя защитить то, чего не любишь!

Нельзя любить то, чего не знаешь!

Вопрос урока: В чём уникальность природы Амурского края?

Номер модуля Содержание задания Руководство по усвоению модуля
М – 0 Комплексная дидактическая цель (интегрирующая):

В результате овладения содержанием модуля вы должны:

I.

1) Продолжить работу с понятиями “заповедник”, “заказник”, “реликт”, “эндемик”.

2) Расширить знания о заповедных территориях Амурской области.

3) Познакомиться с классификацией особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

II.

1) Продолжить формирование умений работать с терминами и понятиями, с контурной картой.

2) Анализировать литературные источники, учебник, экспресс-информацию.

3) Уметь самостоятельно работать над проектом: предлагать варианты создания проекта, делать выводы.

4) Воспринимать видеоинформацию.

5) Вводить элемент исследования.

II.

1) Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родной земле, осознание себя в окружающем мире.

2) Формировать навыки участия в природоохранных мероприятиях своего родного края.

 
М – 1 Цель: Определить исходный уровень подготовленности на начальном этапе работы.
  1. Каждая группа получает своё задание, результаты работы обсуждаются после выполнения.
  2. Итог: оценка работы группы.
Работа в группах.

Если испытываешь затруднения, пригласи учителя с помощью сигнала “+”.

М – 2 Цель: Составить общее представление об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) России и Амурской области.

1. Зафиксировать в тетради классификацию ООПТ в виде таблицы.

Формы ООПТ Встречаются на территории Амурской области
   
   

2. Пользуясь “Атласом Амурской области”, найдите на карте ООПТ.

3. Примите участие в обсуждении этого вопроса.

Работа вместе с учителем.

Пользуйтесь учебником с. 87, атлас “Охрана природы”.

М – 3 Цель: Уметь наносить на контурную карту ООПТ Амурской области.

На контурной карте условными знаками нанесите ООПТ Амурской области.

Проведите взаимопроверку в парах:

а) Оцените соседа;

б) Поставьте оценку за работу на контурной карте.

Чтобы точно нанести условные знаки, пользуйтесь картой атласа “Охрана природы”.
М – 4 Цель: Знакомство с животным и растительным миром ООПТ Амурской области.
  1. Каждая группа должна дать определение понятиям “реликт”, “эндемик”, “краснокнижный вид”.
  2. Знакомство с краснокнижными видами.
Работа в группах.

Пользуйтесь словарями.

Сообщения

М – 5 Цель: Научиться самостоятельно работать над проектом.
  1. Группам выдаётся памятка разработки мини-проекта.
  2. После выполнения работы заслушиваются ответы группы.
  3. Оцените работу каждого участника группы и поставьте оценку в лист взаимоконтроля.
Работа в группах.

В случае затруднения обратитесь к учителю при помощи сигнала “+”.

М - 6 Цель: Подведение итогов.
  1. Прочитать цель урока. Достигли ли вы её?
  2. Проведите взаимопроверку и оцените работу группы.
  3. Приготовьте карточки-сигналы, чтобы дать информацию об оценке, которую вы получили:
    • Красный лепесток – “5”
    • Зелёный лепесток – “4”
    • Синий лепесток – “3”
    • Жёлтый лепесток – “2”
  4. Домашнее задание:

1) для всех:

прочитать учебник с.82-89.

2) по выбору:

а) разработать памятку посетителям природного парка,
б) составить кроссворд об ООПТ Амурской области и их обитателях.

 

Здравствуйте, ребята!

В начале урока я хочу узнать, какое у вас настроение. Поднимите жетон того цвета, который сейчас наиболее подходит к вашему настроению (обратить внимание на расшифровку).

Мы начинаем урок.

В те времена, когда слагались сказания, наши края назывались землёй Ыхмифа. Нетронутыми стояли дикие леса, непроходимая тайга, простирались топкие болота, реки и заливы, сопки и распадки. Шумел лес, летали птицы, резвились животные… Привольно чувствовали себя обитатели тайги. Коренные народы преклонялись перед царством Природы.

Так обычно начинались все сказки о нашем Дальневосточном крае.

Вы, наверное, догадались, о чём сегодня урок. О природе Амурской области.

Тема сегодняшнего урока “Охраняемые природные территории Амурской области”.

Эпиграф урока гласит: Нельзя защитить то, чего не любишь! Нельзя любить то, чего не знаешь!

Поэтому цель нашего урока: Узнать в чём уникальность природы Амурского края? Какие заповедные территории есть на Амурской земле? В чём заключается ваш вклад в охрану природы родного края?

Обратите внимание на М – 0.

1. Какие понятия вам уже знакомы?

2. Что нового узнаете на уроке?

На ваших столах вы видите план нашей работы, по которому мы сегодня будем работать, приложения и лист взаимоконтроля, который вы сдадите в конце урока с оценками.

Мы с вами работать будем в группах.

Обратите внимание на цель М – 1. Какая она?

Каждая группа получает своё задание, результаты работы обсуждаем после выполнения.

Давайте выслушаем ответы групп.

1 группа.

Кто знает, что означает в переводе “комплекс”?

Комплекс – “сочетание”, “сплетение”. Сплетение всех компонентов природы.

Как человек изменяет ПТК?

2 группа.

Ребята! К нам поступили телеграммы из жалобной книги Природы. К вам за помощью обращаются обитатели природного комплекса леса. Помогите разрешить их проблемы.

3 группа.

4 группа.

Охранять природу необходимо. Я твёрдо уверена, что в каждом из нас есть любовь к природе, родному краю, заповедным уголкам. А что значит заповедные?

5 группа.

В России выделяют несколько форм особо охраняемых природных территорий (ООПТ). И мы сегодня познакомимся с их классификацией.

Для этого нам необходимо обратиться к М – 2.

Начертите таблицу в тетрадь. Кто знает, что можно отнести к охраняемым территориям (отвечают ребята, если не знают модуль, объясняю сама).

В ходе объяснения заполняется таблица. (Видео)

Ребята! Назовите мне цель М – 3.

Нанести на контурную карту ООПТ Амурской области.

Провести взаимоконтроль.

Я сорвал цветок – и он увял,
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что к красоте нужно прикоснуться Сердцем. (Прасолов)

Обратитесь к М – 4 (цель).

Видеть красоту природы может только тот, кто её любит и бережет. На охраняемых территориях Амурской области произрастают уникальные растения и обитают прекрасные животные. Но прежде чем мы познакомимся с растениями и животными, давайте узнаем, что означают такие понятия как “реликт”, “эндемик”, “краснокнижный вид” (работа в группах).

Сообщения ребят

Рододендрон Журавль
Лилия даурская Медведь
Саранка Тигр
Пион Утка мандаринка
Орхидея  
Лотос Комарова  

Приамурье моё

Приамурье моё! Приамурье моё!
Ты прекрасно от края до края! Я раздольем твоим восхищаюсь
Даже в дикой глуши, каждый кустик И под тёплым дождём,
мне – люб. И под панцирем льда.
Всё родное, моё и души в нём не чаю, Восхищённой душой
И срывается песня с запёкшихся губ. Пред тобой преклоняюсь -
Красотою твоей я пленён навсегда. (В. В. Бодров)

Чтобы сохранить эту красоту, предлагаю вам создать мини – проект обустройства одной из городских зелёных зон г. Шимановска. Для этого вам необходимо обратиться к М – 5.

К концу подходит наш урок.

Нам подводить пора итог.

Прочитайте цель урока. Достигли ли вы её?

Проведите взаимопроверку и оцените работу группы (М – 6).

Домашнее задание.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном;
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4