Использование проблемной ситуации на уроках русского языка в казахской школе

Разделы: Русский язык


Одним из приоритетных задач системы образования является развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Для того чтобы постоянно поддерживать и развивать у учащихся интерес к русскому языку как к средству общения и как к учебному предмету, стимулировать развитие их творческих способностей используются различные методы и приемы.

Умелое использование проблемно-поисковых методов на уроке русского языка в казахской школе позволяет создать систему работы, направленную на воспитание у школьников познавательного интереса к изучаемому материалу, активизацию их мыслительных способностей, на поиск и нахождение ответов на вопросы, возникающие в ходе усвоения новых языковых закономерностей, важных для овладения устной и письменной русской речью.

Сущность проблемного обучения заключается:

– в создании проблемных ситуаций,в результате которых возникают и формируются учебные проблемы;
– в решении проблем учащимися путем самостоятельного поиска знаний и способов их приобретения;
– в осознании и принятии этих проблем учащимися;
– в овладении обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач и проблемных вопросов.

Отличительной особенностью проблемного обучения является создание проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это осознание человеком того, что в известном есть нечто неизвестное, которое может быть понято и объяснено путем самостоятельного поиска.

На уроках русского языка в казахской школе можно реализовать нижеследующие типы проблемных ситуаций:

  • проблемная ситуация создается в том случае, когда учащиеся не могут дать объяснения новому факту, возникшему в ходе анализа языкового материала. Это вызвано тем, что их прежних знаний недостаточно для осмысления нового факта.
  • проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации.

Рассмотрим это на материале урока по теме “Причастие”, так как это тема представляет некоторые трудности для учащихся-казахов.

Цель урока: ознакомление учащихся с особой формой глагола, раскрытие способов образования причастий.

ХОД УРОКА

Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Работа по тексту (текст проецируется по графопроектору).

КАЛИНА

Калина, броская и нарядная, краснеет лишь к осени. При зеленых плодах это малозаметный кустик. А пришла осень – калина раскаляется докрасна. Ветви под тяжестью кистей гнутся. Плоды сочные, красивые, красные но в рот, не просятся – слишком горьки. Но вот ударили первые заморозки, и горечь почти пропадает, в плодах чувствуется сладость.
В большом почете у людей калина, с краснеющими ягодами – невеста осеннего леса. Веточками с ягодами калины украшали на Руси пышные свадебные караваи...
Возможно, яркое убранство свадебных караваев да румяные лица невесты и всех веселившихся послужила поводом рождения самой популярной русской народной песни “Калинка”.

(по А. Удовицкому, Ю. Лаптеву, Ю.Тринклеру)

Краснеет (что делает?)
Глагол
настоящее время
несовершенный вид
невозвратное сказуемое.

Красные (какие?)
Имя прилагательное
качественное
множествен. число
именительн. падеж
определение.

Краснеющими – ?

Задания по тексту:

  1. Выразительное чтение текста учащимися;
  2. Смысловой и лингвистический анализ текста;
  3. Выявление однокоренных слов ( краснеет, красные, краснеющими)
  4. Морфологический анализ однокоренных слов:

При анализе слова краснеющими выясняется, что это не глагол, так как в нем выделяются и признаки прилагательного. Но это и не прилагательное, так как выделяются и признаки глагола. Какие особенности вы можете в нем отметить?
Учащиеся делают вывод о том, что это слово имеет признаки глагола и признаки прилагательного, т.е. причастное к имени и глаголу. (при какой-то части речи). Наверное, причастие?

– Да, это причастие. А какие особенности вы можете в нем отметить?

Учащиеся делают вывод о том, что причастие имеет признаки глагола и признаки прилагательного, называют их.

Учитель: Давайте вдумаемся, что обозначает это слово?

– Одновременно обозначает действие и качество предмета.

Учитель: А если точнее?

– Обозначает признак предмета по действию. Имеет признаки глагола: вид, время – и признаки прилагательного: род, число, падеж.

Учитель: Но при какой части речи?

Мнение разделились: одни говорят, что при глаголе, другие – что при прилагательном

Учитель: Проаргументируйте свои предположения.

– Это особая форма глагола, так как имеет вид, время, обозначает признак предмета по действию

– Это особая форма прилагательного, имеет признаки прилагательного (род. число, падеж обозначает признак предмета)

На помощь приходит учитель:

– Как видите, у тех и у других равносильные доказательства. Значит к истине ведет какой-то третий путь. Что еще надо учесть?

– Как оно образуется?

– От глагола.

– Это особая форма глагола.

Ученики сверяют свои выводы с материалом в учебнике

Таким образом, создавая проблемные ситуации, ученики сами делают выводы, активно участвуют в процессе общения, самостоятельно составляют таблицу “Причастие”:

Слово учителя о действительных и страдательных причастиях при помощи иллюстрированной таблицы.

, укращающие , украшенный ,
, разбившая , разбитая

Выполнение лексико-грамматических заданий

1. Найти лишнее слово. Объяснить, почему оно лишнее

  • Придуманный, прочитанный, приглашенный, снежный;
  • Рассказанная, основанная, черная, организованная;
  • Умное, рожденное, связанное, внесенное.

2. Графический диктант

Причастие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Действительное     + + + +   +   +
Страдательное + +         +   +  

Прочитанная книга, разбитый стакан, любящий муж, распухшая нога, погибшие воины, два осиротевших человека, разбитое корыто, темнеющее поле, решаемая задача, усиливающаяся боль.

3. Использовав таблицу,от данных глаголов образовать возможные формы причастий

Глагол

Настоящее время

Прошедшее время

Действительное

Страдательное

Действительное

Страдательное

Любить
решать
надеть
лежать
создать
связать
любящий любимый любивший

4. Списать, вставляя суффиксы причастий

“Горький отрадный дым костров тут и там таял в ясном неощ...аемом воздухе... Стая прилете...их из леса и готов...ихся в путь скворцов спустилась в поле... Белая колокольня разговор...ной церкви явственно выделялась на спокойном, по-осеннему кротком небе”

(В. Белов)

“Только там, при легком шуме бег...ей реки, посреди цвет...их и зелене...их деревьев и кустов, теплом и благовонием дыш...ей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни...”

(С. Аксаков)

5. Проблемные задания.

Как могут “встретиться” в одном слове:

а) существительное, прилагательное?
б) прилагательное, глагол?

Ответы:

а) субстантивированное прилагательное,
б) причастие

Вопросы к схеме образования причастий:

а) Почему причастия наст.вр. (действительное и страдательное) образуются лишь от глаголов несовершенного вида, а от глаголов совершенного вида не образуются?
б) Почему действительные причастия образуются от глаголов переходных и непереходных, а страдательные только от переходных?
в) От каких глаголов можно образовать лишь одно причастие?

Ответы:

а) Совершенный вид не имеет настоящего времению.
б) Действительные причастия могут указывать на процессуальный признак действия и безотносительное к его обьекту (спящий человек и т. д), стрдательное причастия обязательно связаны с распространением их действия на предмет; подобным свойством обладают лишь переходные глаголы.
в) Одно причастие – от непереходных глаголов совершенного вида.

Решение таких познавательных задач требует от ученика хорошего знания. Паралельно с приобретением знаний такой подход активно формирует у школьников умения наблюдать факты и явления, обобщать, делать выводы, высказывать собственные мысли и обосновывать суждения, отстаивать их.
Таким образом, обеспечивается активность, сознательность, самостоятельность учебной деятельности школьников.
Необходимо чаще создавать на уроке проблемные ситуации, ставить учащихся перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, критиковать; чаще практиковать формы самостоятельной работы школьников на уроках, учить их рациональным приемам организации учебной деятельности.

Литература:

  1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. Москва; Рольф; Айрис-пресс, 2000 год
  2. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка” Москва, Просвещение, 1985 год
  3. Махмутов М.И. Современный урок, Москва, Просвещение, 1985 год