Классный час - беседа на тему "Познай себя"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель: сформировать у учащихся представления о своем характере, о пользе и вреде гороскопов, о роли цветовой гаммы в нашей жизни.

Предварительная подготовка: газеты и журналы с гороскопами; объявлениями о предсказаниях; разноцветные кусочки тканей; яркие графические иллюстрации.

Почему мы верим гороскопам?

Почему столь многие из нас с нетерпением ждут предсказаний астролога в свежем номере газеты, почему мы готовы верить этим предсказаниям и действовать в соответствии с ними? Ведь беспристрастные проверки не раз показывали несостоятельность и астрологических предсказаний, и астрологических анализов личности.

Наиболее вероятный ответ на этот вопрос состоит в следующем: люди верят в астрологические анализы и предсказания, потому что они, как это ни парадоксально, верны. Но (и это очень важное “но”!) верны они потому, что эти высказывания настолько общи, уклончивы и туманны, что пригодны для всех и ни для кого.

Здесь работает известное психологам явление, названное эффектом Барнума в честь известного в прошлом веке американского антрепренера и владельца цирка Финеаса Барнума, который говорил, что “ежеминутно на Земле рождается один простофиля”, и гордился тем, что в программе его цирка и ярмарочных балаганов каждый может найти что-то для себя. Эффект Барнума можно сформулировать так: человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов. Видимо, это связано с глубоким интересом, который каждый из нас испытывает к собственной личности и, конечно, к своей судьбе. Эффект Барнума исследуется психологами уже около сорока лет. За это время они смогли определить, в каких условиях человек верит предложенным ему высказываниям, какие люди склонны верить, а какие нет и какие высказывания вызывают доверие.

Так, в конце 50-х годов классическое исследование провел американский психолог Росс Стагнер. Он дал заполнить 68 кадровикам различных фирм психологическую анкету, которая позволяет составить детальное психологическое описание личности, а после этого составил одну общую фальшивую характеристику, использовав 13 фраз из разных гороскопов. Затем Стагнер попросил испытуемых прочитать эти характеристики, сказав им, что они разработаны на основании данных научного психологического теста. Каждый участник опыта должен, был отметить после каждой фразы, насколько, по его мнению, она верна и насколько истинно отражает его характер. Градации оценок были предложены такие: поразительно верно, довольно верно, “серединка на половинку”, скорее ошибочно и совершенно неверно. Более трети испытуемых сочли, что их психологические портреты набросаны поразительно верно, 40 % —- довольно верно, и почти никто не счел свою характеристику совершенно ошибочной. А ведь это были заведующие отделами кадров, то есть люди, казалось бы, опытные в оценке личных качеств!

Этот эксперимент раскрыл еще одну любопытную сторону эффекта Барнума. Вот какие две фразы участники опыта сочли наиболее верными: “Вы предпочитаете некоторое разнообразие в жизни, определенную степень перемен, и начинаете скучать, если вас ущемляют различными ограничениями и строгими правилами” и “Хотя у вас есть некоторые личные недостатки, вы, как правило, умеете с ними справляться”. Первое из них сочли “поразительно верным” и “довольно верным” 91 % участников, а второе — 89 %. Напротив, наименее верными были признаны такие два утверждения: “В вашей жизни не обходится без некоторых проблем” и “Ваши надежды иногда бывают довольно нереалистичны”. В общем, эффект Барнума срабатывает на положительных утверждениях, и это неудивительно: всем нам не особенно приятно узнать о себе что-то отрицательное.

Подобные исследования не раз повторялись в различных вариантах. Так, в конце 60-х годов один французский психолог поместил в газетах рекламу, предлагая свои услуги в качестве астролога. Он получил сотни заказов и выслал всем клиентам один и тот же “гороскоп”, составленные в общих, неопределенных выражениях. И что же? Более двухсот заказчиков написали ему письма с благодарностью за удивительно точный, мастерски составленный гороскоп.

Австралийский профессор психологии Роберт Треветен регулярно заставляет студентов-первокурсников записывать свои сны или описывать то, что они видят в разноцветных чернильных кляксах (известный тест Роршаха). Затем, якобы обработав принесенный ему материал, профессор под большим секретом выдает каждому студенту тот же самый “анализ личности” из 13 фраз, который использовал Стагнер, и просит высказать мнение о его правильности. Только после того, как при всей аудитории каждый студент заявит, что вполне удовлетворен правильностью анализа, Треветен позволяет им заглянуть в бумаги друг друга. Он считает, что это отличная практическая работа для введения в курс психологии.

Какие дополнительные факторы, кроме осторожного выбора уклончивых, но в целом положительных фраз, влияют на веру в результат гадания? Конечно, наивные и легковерные люди попадаются легче. Эффекту Барнума одинаково подвержены и мужчины, и женщины. Престиж и известность астролога влияют мало, но, в общем, никогда не вредно подчеркнуть, что он, скажем, пользуется тайными знаниями ассировавилонских жрецов, расшифрованными лично им по глиняным табличкам.

Важный фактор, — какие вопросы задает астролог для анализа. Например, больше веры тем, кто требует указать точное время и место рождения. Так, американский психолог Росс Снайдер дал своим испытуемым один и тот же гороскоп. Им оказались более удовлетворены те, у кого “для составления гороскопа* он спрашивал не только год и месяц, но и день, и час рождения.

Еще один важный фактор в действии эффекта Барнума состоит в том, что мы любим комплименты, но относимся с сомнением к критическим высказываниям в наш адрес. Это не значит, что гороскоп, чтобы в него поверили, должен состоять из одних восхвалений. Допустимы и указания на некоторые простительные недостатки характера. В одном эксперименте Снайдер и его сотрудники установили, что результаты астрологического анализа личности казались особенно приемлемыми в том случае, если в них было в пять раз больше положительных замечаний о характере, чем отрицательных. И напротив, люди отказывались узнавать себя в описаниях, содержащих вдвое больше отрицательных черт, чем положительных.

Еще один фактор, работающий в пользу эффекта Барнума, таков: к астрологам чаще обращаются люди несчастные, озабоченные, запуганные жизнью, впавшие в депрессию, опасающиеся будущего... Кстати, не объясняет ли этот набор симптомов внезапную веру в астрологию, охватившую наше общество в последние годы? Таким людям особенно нужна положительная и основанная на “древней науке” информация об их характере и будущем. Для них это еще и своеобразная форма психотерапии, ослабляющая волнения, страхи, неуверенность в будущем. В отличие от других форм терапии, которые требуют усилий от пациента, чтобы признать и понять свои внутренние проблемы, а затем изменить свое отношение к жизни и поведение, здесь требуется только дать астрологу сведения о времени и месте рождения.

С ходом времени предсказания кажутся все более и более оправдывающимися. На эту особенность памяти обратил внимание еще Фрейд: человеку свойственно помнить положительные высказывания о себе и своем будущем и забывать отрицательные. Важно и то, что услуги астролога, как правило, довольно дорого стоят. Заплатив за личную консультацию или за журнал, целиком посвященный гороскопам, вы подсознательно не пожелаете признать, что выбросили деньги зря. И еще один эффект, известный психологам. Гороскопы влияют на людей, для которых они составлены. Так, прочитав, что вашему знаку Зодиака свойственна особенная честность, вы будете стараться не ударить в грязь лицом и поддержать репутацию своего созвездия.

О вас, ребята, могут рассказать не только гороскопы, но некоторые ваши личные вещи.

Свет мой, шкафчик, расскажи…

Хироманты берутся определить характер человека по руке, графологи — по почерку, а вот психологи из Тьюлейнского университета (США) утверждают, что можно определить характер человека, заглянув в шкаф, где он хранит свои вещи. После многолетних исследований и наблюдений они пришли к следующим выводам:

  • люди, в чьих шкафах царит идеальный порядок (то есть повседневная и выходная одежда отделены друг от друга, вычищены и выглажены), крайне рациональны, часто являются образцом для подражания, не тратят времени впустую и весьма предусмотрительны;
  • те, чьи шкафы полны бумаг, старых писем, школьных тетрадок и всякого рода памятных безделушек - крайне замкнуты, никогда не делятся своими приятными воспоминаниями, очень чувствительны и легко ранимы;
  • если шкаф полон старых вещей, то это говорит о том, что их хозяин неисправимый мечтатель. Перебирая старые вещи, такие люди обожают строить планы... редко их осуществляя.

Ваши наручные часы могут сказать о вас многое

Считают американские психологи Фрэнк Каприо и Джек Лиеди

Дорогие часы. Если вы носите золотые или другие роскошные часы — значит, вы любите и умеете работать, ваша работа вам по нраву. Вы человек организованный и, похоже, добьетесь немалых успехов на выбранном поприще.

Модные часы. Если на ваших часах стоит имя или фирменный знак знаменитого модельера, дизайнера, стало быть, вы элегантны, аккуратны и любите, чтобы все было на своих местах.

Диковинные часы. Некоторые часы имеют два циферблата, другие приспособления, показывают фазы Луны и т. п. Люди, носящие такие часы, как правило, настроены игриво, легко смеются, любят розыгрыши — не спешат расставаться с милыми чертами характера, присущими детям.

Часы как украшения. Если вы предпочитаете часы, вмонтированные в браслеты, кулоны, брелки, кольца,— можно смело сказать, что вы любите окружающих вас людей, новые встречи и... поболтать.

Высокотехнологичные часы. Часы, оснащенные микрокалькуляторами, необычными будильниками, электронными “записными книжками”, присущи людям с деятельным умом, быстро устающим от однообразной работы, предпочитающим любопытные задачи, любящим поковыряться с техническими новинками.

Часы с римской нумерацией. Вы любите классическую музыку, хорошие рестораны, довольно консервативны, но аккуратны в одежде. Вас отличает пунктуальность и некоторый педантизм.

Часы с отметками вместо цифр. Вы отлично знаете, что хотите от жизни, у вас острый деловой ум. Не так уж легко оказать влияние на ваши убеждения.

Обычные цифровые часы. Вы человек, ищущий и артистичный, всегда придумываете какое-нибудь новое решение старой проблемы. Вы верите, что от быстрых действий больше пользы. Что касается одежды, вы отдаете предпочтение добротности и крепкости.

Без часов. Вы легки на подъем и совсем не ленивы. Вас можно отнести к тем людям, которые запросто поднимаются среди ночи — заняться каким-нибудь интересным делом. Вы способны найти самое лучшее решение проблемы, хотя не самое быстрое.

Цвет — зеркало души

Установлено, что и мужчины и женщины отдают предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше, чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т. д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает какой-то цвет, может меняться с течением времени, но ведь и наш характер, наше эмоциональное состояние тоже изменяется.

Итак, попытайтесь вспомнить, понять, почувствовать, какой цвет вы предпочитаете всем остальным (или какой цвет предпочитает близкий вам человек),— и сделать соответствующие выводы. Такую же по важности информацию несет в себе нелюбимый цвет, Итак...

Психологи утверждают, что так называемые “холодные” цвета (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти. А “теплые” цвета передают сигналы о силе, властности, активности и радостном настроении.

Красный — цвет страстей. Человек, который любит этот цвет, смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный. Чаще всего альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает, комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стремление к стабильности в отношениях.

Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Но в геральдике этот цвет означает лицемерие и притворство.

Желтый цвет — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, смелость, любопытство, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.

Розовый — это цвет жизни, он говорит о потребности любить и быть добрее. Те, кому он нравится, люди впечатлительные и эмоциональные, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей прагматичных и рациональных такой цвет вызывает раздражение.

Коричневый цвет и все его оттенки предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги, кто ценит традиции, семью. Когда же такой цвет неприятен, это говорит о самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.

Зеленый цвет — цвет надежды и открытого пути — в психологическом портрете несет немного иные функции. Люди, предпочитающие этот цвет, настойчивы, последовательны, иногда упрямы в достижении цели. Они очень разборчивы в знакомствах и не очень хорошо ладят с сослуживцами из-за собственной несговорчивости, негибкости, критичности, прямолинейности.

Синий цвет — цвет неба, его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если нравится синий цвет, это говорит о скромности и меланхолии, ровном, спокойном настроении, стремлении к сотрудничеству и взаимопониманию. Эти люди — хорошие и исполнительные подчиненные. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление всемогущего и всесильного. Но на самом деле он — образец неуверенности и замкнутости.

Белый цвет — это синтез всех цветов, поэтому он является “идеальным” цветом, “цветом мечты”. В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передает и сияние света, и холод льда. Но, к сожалению, в психологическом отношении это малоинформативный цвет, поскольку, как установили исследования, его предпочитают люди с совершенно противоположными чертами характера. Единственное, о чем он может свидетельствовать — да и то косвенно,— об аккуратности и чистоплотности человека, предпочитающего этот цвет в своей одежде и в своем доме.

Черный цвет противостоит белому. Этот цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное (не будем брать в расчет траурную символику, которая только подчеркивает значение этого цвета), нередко воспринимает жизнь в мрачных тонах, неуверен в себе, несчастлив, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на более яркий, броский — показатель того, что пессимистические настроения часто развеиваются.

Серый цвет — любимый цвет рассудительных и недоверчивых, ранимых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Этот нейтральный цвет выбирают люди с повышенным эмоциональным контролем, те, кто предпочел бы оставаться в тени и не вступить в большое количество контактов.

Конечно, нельзя сказать, что сегодня мы полностью разобрались в своем характере. Но думаю, что некоторые до этого неопределенные черты своей личности стали для вас более понятны. А если вы еще и задумались над какими-то вещами, о которых мы сегодня говорили, если ваши раздумья действительно помогут вам разобраться в себе, в других, в ваших отношениях с этими другими – значит, нам повезло отыскать путь к цели, которую себе ставили.