Урок изобразительного искусства по теме: "Изображение природы в разных состояниях. Зимний пейзаж"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели:

  1. Дать понять детям, что художник в картинах выражает свои чувства, настроение, своё отношение к жизни.
  2. Познакомить с картинами И. Грабаря “Зимний пейзаж” и П. Мальцева “Подмосковье. Зимний день”. Закрепить понятие “пейзаж”.
  3. Познакомить детей с новым способом изображения - мятой бумагой.
  4. Развивать эстетическое восприятие зимней природы, изображаемой в произведениях русских художников.

Предварительная работа: Наблюдения за состояниями природы, предварительная прорисовка деревьев красками на бумаге синего или голубого цвета.

Оборудование: репродукция картин И. Грабаря “Зимний пейзаж” и П. Мальцева “Подмосковье. Зимний день”, бумага синего цвета с прорисованными деревьями, калька, белая гуашь, фотографии с изображением зимы, записи музыкальных произведений на тему “Зима”.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2. Вступительная беседа.

- Ребята, прослушайте музыку, а потом скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка (звучит музыка Вивальди “Зима”)?

- Какие ещё настроения бывают у человека?

- Как отражается настроение на внешности людей, характере их действий?

- А как вы думаете, бывает ли настроение у природы?

- Влияет ли состояние природы на наше настроение?

- Что чувствует человек когда светит солнце, дует ветер, идёт снег, дождь, метёт пурга?

- А может ли художник выразить своё настроение и понимание природы в музыке, танце, стихотворение, живописном произведении?

3. Рассматривание картин.

- Посмотрите на картины и скажите: Какое время года изображено на картинах?

- Какое настроение они у вас вызывают?

- Какими средствами художники выразили это настроение?

- Как называется жанр живописи, изображающий природу?

4. Рассказ учителя.

- А вам нравится зима?

Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором, раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, ещё раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом. Русские поэты воспевали русскую зиму в своих стихах.

- Расскажите стихи о зиме. (Дети рассказывают 2-3 стихотворения)

5. Физминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили –
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

6. Практическая работа.

- А сейчас мы с вами попробуем нарисовать зимний пейзаж, но не обычным способом – без кисточки, мятой бумагой.

Кусочек кальки мнёте в комочек, обмакиваете в белой гуаши и примакивающими движениями рисуете иней на деревьях, снег на земле. (Показ учителем способа рисования.)

Во время работы звучит музыка Чайковского “Декабрь”.

7. Анализ работ.

Все рисунки вывешиваются на доске. Рассматриваются и выбираются лучшие.

8. Итоги урока.

- С какими картинами вы сегодня познакомились?

- Какими средствами художник выражает своё настроение в картинах?

- Что сегодня на уроке вам особенно понравилось?