Проект "Пряники для праздника"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Беседа. Гостинец с ярмарки - сладкий пряник.

1. Тема блока: Народное творчество в изобразительном искусстве.

Урок по программе Кузина В.С. Декоративное рисование.

2. Творческое название:

Пряники, пряники
Вкусные и сладкие.

3. Данный проект охватывает тему: В мире изобразительного искусства

4. Основополагающий вопрос: Пряники для праздника. Какие они?

5. Тип занятия: Применение знаний на практике.

(Урок-повтор, импровизация)

6. Форма проведения: Защита проекта

7. Участники проекта

  • учащиеся 4 класса
  • учитель изобразительного искусства
  • учитель начальной школы

8. Время проведения - 4 урока

3 урока изобразительного искусства и 1 урок труда по расписанию.

9. Место проведения

  • кабинет изобразительного искусства
  • компьютерный класс
  • библиотека
  • кабинет начальной школы

10. Дидактические цели

  • Раскрыть обучающимся красоту, художественную ценность пряника, одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений народного творчества;
  • Выявить особенности разных видов пряников;
  • Создать условия для развития интереса к народному творчеству, культуре и традициям.
  • Расширить представление учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям.

11. Методические задачи

  • Приобщение к полезной деятельности;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие художественно-эстетического вкуса;
  • Формирование навыков по исследовательской деятельности;
  • Совершенствование умения работы со справочной литературой;

12. Темы исследований.

1. История пряника

2. Виды пряников (лепные, печатные, силуэтные)

3. Стихи, сказки, пословицы, загадки о пряниках

4. Декоративность пряника

5. Чудесные пряничные доски.

6. Искусство мастеров - резчиков и пекарей, связанное с многообразием обрядовой роли пряников в русском быту.

13. Учебный план проекта

Урок 1

Презентация урока

  • выдвижение проблемы и формирование основополагающего вопроса
  • выдвижение гипотез решения
  • формирование проблемных вопросов
  • создание групп

Урок 2-3

  • проведение практической работы (Эскизы и выполнение образцов из соленого теста)
  • создание буклета, презентации

Урок 4

  • презентация результатов деятельности
  • обсуждение и высказывание предложений по выполненным работам

14. Темы самостоятельного исследования учеников.

1 группа.

  • История пряника
  • буклет
  • стихи, поговорки о пряниках

2 группа

  • лепной пряник
  • альбом эскизов лепных пряников
  • выполнить образцы лепных пряников (соленое тесто)

3 группа

  • печатный пряник
  • альбом эскизов печатных пряников
  • пряничная доска
  • выполнить образцы печатных пряников (соленое тесто)

4 группа

  • силуэтный пряник
  • альбом эскизов силуэтных пряников
  • формы для пряников
  • выполнение образцов силуэтных пряников (соленое тесто)

15. Планируемый результат

  • Сбор информации по теме проекта;
  • Выполнение групповых и индивидуальных творческих заданий;
  • Выполнение методических материалов и пособий для использования на уроках изобразительного искусства и труда;
  • Создание творческого альбома с работами участников групп.

Ход урока

Пряники русские,
Сладкие, мятные,
К чаю ароматному
Угощенье знатное.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы подвести итог нашего труда. В течение нескольких уроков вы трудились над проектом - тема: Пряники для праздника.

Творческое название проекта -

“Пряники, пряники
Вкусные и сладкие”

Сегодня у нас последний этап. Работа каждой группы будет оцениваться. Критерии оценки: (выдать листы с критериями оценки выступления. Проговорить о пятибалльной системе выставления оценки)

  • увлеченность группы темой
  • культура выступления
  • практическая часть работы
  • достижение цели
  • наличие выводов

Итак, мы начинаем работу.

Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и труд. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня.

Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники.

Ученик: Из словаря Даля читаем:

Пряник - лакомство хлебное на меду, на патоке с разными пряностями.

Из словаря Ожегова :

Пряник – Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки.

Учитель: Прянички медовые - гостинцы добрые, они и глаз развеселят, и рот потешат.

Сказать, кто и когда изготовил первый пряник, невозможно. И как поется в песне - “Пряники русские”...

…Может , бабка, может, дед замесили тесто из муки, из патоки, выпекали пряники…

Ученики: I группа учащихся

“ История пряника”.

Цель. Узнать об истории пряника

Задачи:

  • найти различные источники об истории пряника, традициях изготовления;
  • обобщить найденный материал;
  • сделать выводы.

В конце нашего выступления мы предложим вам задание.

А какое - это секрет. Будьте внимательны!

Ученик: Пряник со времени своего появления прошел очень длинный путь... (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, презентация 1)

Ученик помощник. Ребята, у вас есть дополнения к материалу группы.

Ученица читает стихи (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Ученики: Сейчас мы хотим провести игру, кто быстрее отгадает кроссворд.

Трем группам выдаётся лист с кроссвордом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Учитель. Спасибо!

Подведём итог работы группы.

Группы выставляют баллы, поднимая карточки.

Баллы записываются в общую таблицу.

Учитель: Тема над которой мы сегодня работаем - Пряники для праздника. Какие они?

Герой нашего урока - вопрос - КАКОЙ?

Он будет часто сегодня встречаться. Он поможет нам узнать сегодня все о пряниках.

II группа

“Лепные пряники”

Какие они – лепные пряники?

Цель: Узнать все о лепных пряниках.

Задачи:

  • познакомиться с характерными особенностями лепного пряника;
  • дать характеристику видам лепного пряника;
  • обобщить материал о лепном прянике;
  • выполнить творческую работу;
  • сделать вывод

Лепной пряник – самый древний. Лепной пряник пришел к нам из языческой Руси... (ПРИЛОЖЕНИЕ 4, презентация 2)

А сейчас мы хотели бы, чтобы вы ребята придумали творческое название для пряников, которые мы вам предлагаем - 1, 2, 3.

Ученица читает свои стихи (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Учитель (помощник учителя): Какие оценки будут у нас сейчас?

ТАНЕЦ ПОД МУЗЫКУ ПЕСНИ “Русские пряники”

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III группа

Старичок к старухе воротился.
Что ж? Перед ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне.
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным.

Из какого произведения эти строки? (отрывок из “Сказка о рыбаке и рыбке” Пушкина С.А.)

“Печатные пряники” - самые красивые

КАКИЕ ОНИ?

Цель: Узнать историю о печатных пряниках

Задачи:

  • найти информацию о печатном прянике
  • обобщить найденный материал
  • выполнить творческую работу
  • сделать вывод

Пряники печатные,
До того приятные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!

Слайд-программа

Пряники с рисунками, сделанные при помощи досок, в народе называли печатными.(ПРИЛОЖЕНИЕ 6, ПРИЛОЖЕНИЕ 7, презентация 3)

Игра.

Ученики группы предлагают определить лишний пряник. - СЛАЙД С ИГРОЙ

(ПРИЛОЖЕНИЕ 8 “ЛИШНЕЕ СЛОВО”, Презентация 5)

(ученик-консультант группы четко объясняют ответ, но только после ответа учащихся групп)

Учитель (помощник учителя): Спасибо.

Обсудим в группе и выставим оценки.

IV группа

“Силуэтные пряники”

КАКИЕ ОНИ?

Цель: Узнать все о силуэтных пряниках

Задачи ( можно не зачитывать задачи, а сказать, что они такие же как и предыдущих групп)

  • найти различные источники о силуэтном прянике;
  • представить результаты поиска в виде творческой работы, слайд-программы;
  • обобщить найденный материал
  • сделать вывод.

"Обойди весь белый свет - красивей нет"

Пряники-пряники!
Что за чудо - пряники!
И с начинкой, и простые,
Облитые, расписные.

С появлением сахара, когда пряничное производство и торговля пряниками достигли наибольшего объема, исчисляемого тысячами тонн, появились пряники силуэтные...(ПРИЛОЖЕНИЕ 9, презентация 4)

Ученики: ИГРА - КТО БЫСТРЕЕ СЛОЖИТ ПРЯНИК.

(9 ЧАСТЕЙ)

Группам выдаются конверты, в которых находится рисунок пряника, разрезанный на 9 частей. Ребятам необходимо как можно быстрее сложить рисунок и назвать изображение, которое получилось.

Дополнение (можно не останавливаться и не дополнять)

Оценим работу группы.

Учитель (помощник учителя): Пока подсчитывают итоговые баллы, проведем с вами игру. Текст игры может быть оформлен слайдами в программе Power Point или на листе бумаги укрепленным на доске.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

Подведение итогов работы групп.

Слаженно и дружно потрудились.

Спасибо всем.

Ребята, посмотрите на слова, расположенные на доске -

ИСТОРИЯ

ТРАДИЦИЯ

ИСКУССТВО МАСТЕРОВ

ПАМЯТЬ

ПОДАРОК

ЛАКОМСТВО

Учитель: Ребята, что можно сказать, используя эти слова на тему - “Пряники для праздника”. Подходят ли они к слову - пряник? И почему, не смотря на большое разнообразие сладостей - пряник всё же есть и пряник остается ?

Ученик: Пряник - вкусное лакомство.

Сегодня пряник не только лакомство, но и память об искусстве изготовления пряников в далекие времена.

Искусство пряника — живая национальная традиция. Как не может иссякнуть родник, дающий начало великой Волге, так никогда не иссякнет народное творчество. Мудрое и прекрасное, оно учит видеть красоту в простом и малом.

Мы с вами сегодня познакомились с историей пряничного ремесла на Руси. Сегодня мы тоже можем лакомится пряником.

Мы можем купить пряники: мятные, с начинкой, шоколадные, покрытые разноцветной глазурью…

Наши кондитеры города Лесного тоже подходят к изготовлению пряника с любовью, творчески. В подарок кондитеры кофе “Гномик” испекли яркие, красочные пряники. Ребята рассматривают пряники.

В процессе работы над темой вы подготовили и представили пословицы и поговорки (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

О них, более подробно вы поговорите на уроке внеклассного чтения. (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)

Творческие работы.

Фото.