Внеклассное мероприятие с учащимися 6-х классов "Собака - друг человека"

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  1. Воспитание бережного и ответственного отношения к животным.
  2. Способствовать развитию интереса к проблемам существования собак рядом с человеком, учить учащихся не быть равнодушными к явлениям жестокого отношения к животным.
  3. Поощрять активное участие в подготовке и проведении занятия.

Форма проведения: устный журнал.

Предварительная подготовка.

Занятие проводится преподавателем биологии. В подготовке принимают участие в качестве консультантов преподаватели литературы, рисования, музыки, школьный библиотекарь.

Занятие можно проводить во время “Недели биологии” в школе.

За 2–3 недели до проведения занятия на классных часах можно путем анкетирования выявить интерес учащихся к теме. Учащиеся пишут мини-сочинения о своих питомцах, в фойе школы оформляется фото – выставка и выставка рисунков под названием “Собака-друг человека”. В школьной библиотеке оформляется выставка книг по собаководству, художественных и научно-популярных изданий, журналов.

Помещение, где проводится занятие, также необходимо оформить рисунками и фотографиями с изображением современных пород собак. Учащиеся приносят мягкие игрушки, поделки, изображающие собак, знакомятся со сценарием. Распределяются роли, подбирается музыкальное сопровождение, готовятся призы наиболее активным участникам.

Звучит фонограмма детской песни “Мой щенок”,сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова. В зале участники – ведущие, чтецы, юные актеры, певцы, зрители.

Первый ведущий:

Животный мир богат и разнообразен. Нам известно около 1 000 000 насекомых, 2000 видов земноводных, около 9000 видов птиц. А домашних животных всего несколько десятков видов, но они самые близкие. Собака – одно из них. Собака – друг человека. Кто из нас в детстве не мечтал о таком преданном пушистом друге?! Собаки встречаются повсюду, где есть люди. Они встречаются даже у самых диких народов.

А как и когда появились первые домашние собаки? Как шло одомашнивание собак? Инсценировка по сказке Р. Киплинга “Кошка, гулявшая сама по себе”. Собрались в Диком и Мокром лесу все Дикие Звери. Сбились в одно стадо и, глядя на свет огня, не знали, что это такое. Дикий пес задрал дикий нос, понюхал, как пахнет баранье жаркое, и сказал:

– Пойду погляжу, а потом расскажу. Мне кажется, что там не так уж плохо. Кошка, пойдем со мною!

– Не-е-е-т, – промяукала Кошка.

Я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе.

– Ну, тогда я тебе не товарищ, – сказал Дикий Пес и побежал к Пещере во весь дух.

Дикий Пес подошел к Пещере, он диким носом приподнял лошадиную шкуру и стал упиваться прекрасным запахом бараньего жаркого.

Женщина, колдовавшая у огня, сказала, смеясь:

– Ты из Дикого Леса, Дикая Тварь, что тебе надобно здесь?

И ответил Дикий Пес:

– Скажи мне, о Враг мой, Жена Врага моего, что так пахнет нежно среди этих Диких Лесов?

И нагнулась Женщина, и подняла с полу кость, и бросила Дикому Псу, и сказала:

– Ты, из Дикого Леса, Дикая Тварь, отведай, погрызи эту кость.

Взял Дикий Пес эту кость в дикие зубы, и она оказалась вкуснее всего, что грыз он до той поры, и он обратился к Женщине с такими словами:

– Послушай, о Враг мой, Жена моего Врага, брось мне скорее другую такую же кость.

И отвечала ему Женщина:

– Ты, из Дикого Леса, Дикая Тварь, пойди, помоги моему Мужчине каждый день ходить на охоту, а каждую ночь стеречь эту Пещеру, и я дам тебе столько костей, сколько будет нужно.

Дикий Пес забрался в Пещеру, положил голову Женщине на колени и сказал:

– О Мой Друг, Жена моего Друга, хорошо. Я готов каждый день помогать твоему Мужчине охотиться и буду стеречь по ночам вашу Пещеру.

Проснувшись, Мужчина спросил:

– Что здесь делает этот Дикий Пес?

И ответила Женщина:

– Его имя уже не Дикий Пес, а Первый Друг, и он нам будет Другом на веки веков.

Второй ведущий:

История приручения и одомашнивания диких животных насчитывает несколько тысячелетий. Даже представить трудно жизнь людей в первобытном обществе без защитников и помощников – собак. Собаки были одними из первых домашних животных наряду с козами, свиньями, кошками.

Это объясняется высокой степенью развития их предков волков, у которых прекрасное обоняние, острое зрение, хорошо развитая нервная система.

Домашними животными, преследовавшими первобытных людей, могли стать львы, тигры или лисы, но они так и остались дикими. Одомашнить их до сих пор не удалось.

Первый ведущий:

Отношения между людьми и собаками были сложными. Первые домашние собаки появились 10–12 тысяч лет назад, но знакомство людей с волками и шакалами произошло намного раньше.

Часто человек был объектом охоты для диких хищников. Охотиться на людей диким животным было сложно. Их жертвами могли быть дети, одинокие или больные люди.

Возможно, было и так, что голодные люди могли забирать у хищников их добычу. А волки могли пользоваться остатками охоты человека.

Да и человек в те времена был не так брезглив. Собаки для древних людей тоже могли быть охотничьей добычей. У некоторых народов в настоящее время мясо собаки используется в пищу.

Второй ведущий:

А бывало и так, что голодные собаки и голодные люди отправлялись на охоту вместе. И далее все зависело от того, кто первый добудет добычу: если собаки, то людям останутся объедки, а если люди, то объедками придется лакомиться собакам.

Ученым известны любопытные случаи из жизни древних людей, когда родившихся младенцев выкармливали молоком ощенившейся собаки. Легенда об основателе города Рима, вскормленного молоком собаки, имеет под собой основу.

Жизнь человека в те времена была подчинена природе, к ней он приспосабливался, ее обожествлял.

Таким образом, одомашнивание шло не так быстро и не так просто.

Учитель:

Сколько книг написано про собак (демонстрация книг, имеющихся в школьной библиотеке). Героев многих произведений мы хорошо знаем.

Из каких произведений взяты эти отрывки?

“И он начал учить ее разным наукам. В первый урок она училась стоять на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над головой держал учитель”.

А. П. Чехов “Каштанка”

“У него не было хозяина, который дал бы ему кров, кормил бы его и заботился о нем, как о своем друге. Он стал бездомным псом-бродягой угрюмым и недоверчивым. Мать, вскормившая его, скоро потеряла к нему, как и к его братьям, всякий интерес. Он научился выть, как волк, так же длинно, мрачно и тоскливо.

Он был грязен, часто болел, рылся на свалках возле столовых, получал пинки и ушаты грязной воды наравне с такими же бездомными и голодными собаками”.

Ю. Казаков “Арктур – гончий пес”

“Он привязывает вожжи к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. Он сознает только одно: что времени терять нельзя ни секунды. Его обдает вонью и смрадом. На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, и он вспоминает, что она (Жучка) сидит там уже целые сутки. Это его успокаивает, и он спускается дальше”.

Н. Гарин-Михайловский “Тема и жучка”

“Ах, что я видел во сне!

Будто я директор собачьей гимназии. Собаки сидят по классам и учат “Историю знаменитых собак”, “Правила хорошего собачьего поведения”, как надо есть мозговую косточку и прочие подходящие для них штуки.

Зачем вообще варить и жарить? Я недавно попробовал кусочек сырого мяса (упал на кухне на пол, – я имею право его съесть!). . . Уверяю вас, оно было гораздо вкуснее всех этих шипящих на сковородке котлет)”. . .

С. Черный “Дневник Фокса Микки”

“Тем временем на улицах снова стали появляться люди. А однажды он увидел, что их очень много, они густой толпой двигались по мостовой, и (Тяпа), осторожно проскользнув с тротуара между ног зелено-серых незнакомцев, стрелявших в него (их тоже было много), постарался затесаться в эту толпу людей, речь которых была ему знакома с давних пор”.

Р. Заславский “Тяпа”

Первый ведущий:

Человеческое общество развивалось. Люди освоили земледелие, скотоводство и рядом с человеком всегда была собака, освоившая новую для нее профессию – пастуха.

Проходили века. Человечество взрослело, умнело, и рядом по-прежнему шел самый первый, самый верный и самый близкий сосед по планете – собака. Некоторые собаки имеют очень древнее происхождение. Индейцы уже имели домашних собак до того, как испанцы привезли туда европейскую породу. У некоторых индейских племен собакам воздавали почести. Жрецы во время жертвоприношений дули в собачьи черепа. А в древнейших перуанских могилах находят собачьи мумии.

Второй ведущий:

Наиболее древними, считают кинологи (специалисты, изучающие собак), были борзые, гончие, доги, таксы. Они, по сведениям ученых, существовали уже 4 или 5 тысяч лет назад. Их изображения находят на египетских наскальных памятниках и на виллах римских императоров.

В Северной Африке есть порода собаки, которая называется арабская кабанья собака. Ее внешний вид напоминает изображение собак, с которыми охотился фараон Хеопс.

В настоящее время известно 400 пород собак. И каждая имеет определенную профессию.

Учитель проводит игровую паузу.

1.  Какие собаки самые маленькие? (Чи-хуа-хуа, вес от 800 г до 1,5 кг)

2.  За что боксер получил свое название? (Голова похожа на боксерскую перчатку)

3.  Что такое “мертвая хватка” бульдога? (Короткие и сильные челюсти, особое расположение зубов позволяет крепко удерживать добычу)

4.  Какие собаки храпят во сне? (Например, мопсы, у которых укорочен нос)

Первый чтец читает стихотворение А. Барто “Сторож”.

Учитель:

Профессий у собак много – есть и сторожевые, и спасатели, и поводыри. Но есть еще одна – делать жизнь людей ярче, эмоциональнее. Таким “профессионалами” являются чаще всего обыкновенные дворняги, влюбленные в своего хозяина, преданные ему до конца жизни. Они учат нас, людей, быть мудрее, добрее, человечнее. А как мы отвечаем на эту любовь? Зачитываются отрывки из наиболее интересных детских сочинений (выбираются только положительные).

Но бывает и по-другому. Очень остро стоит в нашей стране проблема брошенных собак. Сколько их, злых и голодных, бродит в поисках пищи, роется в мусорных кучах, разнося болезни. Сколько сломанных собачьих судеб? Сколько искусанных людей?

Второй чтец читает стихотворение С. Есенина “Песнь о собаке”.

Третий чтец читает стихотворение “Собачья исповедь” (текст автора – Громовой Н. Ф)

Я был хозяйским псом когда-то,
Не знал проблем с ночлегом и едой,
Но в доме подросли ребята,
И я был выгнан с глаз долой.
Я принят был в семью иную
Бездомных псов таких, как сам.
Мы вместе где-нибудь ночуем,
Объедки делим пополам.
Своей не зная родословной
Я в битвах добываю честь,
Я – в стае лидер безусловно,
Под шерстью шрамов мне не счесть.
У мамы было нас гак много,
Но я любимый был сынок.
Я красотой похож на дога. . .
Л может мой отец бульдог?
Смыкаю зубы, как мастино,
И лапы волчьих посильней,
Хожу по-королевски важно, чинно. . .
И почему я стал ничей
Из детства помню лишь детали.
Принцесса Пудель, рыжий цвет. . .
Мы в “догонялки” с ней играли.
Тогда нам мало было лет.
Ее хозяева любили,
Она породистой была.
Не на выставки возили,
И говорят: “Призы брала”.
После прогулок лапы мыла.
Кипела в жилах моих кровь.
Тогда неведомо мне было,
Что и у собак бывает неразделенная любовь.
И вот однажды в переулке
Вели ее на поводке.
И я был тоже на прогулке-
Гулял я здесь невдалеке.
К ней подбежал, дыша так тяжко,
Я был от счастья вне себя,
Но я услышал
“Ты – дворняжка,
И псиной пахнет от тебя”.
Я молча выслушал укор,
Я возразить ей не посмел.
Да, то был страшный приговор
И жить я больше не хотел.
Потух мой взор, повисли уши,
Болтался хвост теперь безвольно,
Но друг сказал: “Меня послушай,
Кончай скулить по ней, довольно”.

Второй ведущий:

И все-таки, собак мы очень любим. Выбираем самые красивые клички, покупаем самый вкусный корм, не забываем выгуливать, и очень переживаем, если они болеют.

Группа учащихся исполняет песню В. Шаинского “Пропала собака”.

Завершается мероприятие награждением участников.

Список использованной литературы

  1. Л. Г. Белоглазова “Ваш четвероногий друг: радости и заботы” г. Екатеринбург, “Деловая книга”, 1995 г.
  2. В. Бульванкер “От кота до кита”, Ленинград, “Детская литература”, 1992 г.
  3. Ю. Дмитриев “Домашние животные”, М. , “Олимп”, 1997 г.
  4. Р. Киплинг М. , “Алгоритм”, 2000 г.
  5. В. Нехаев “Восемь лап, четыре уха”, М. , “Детская литература”, 2001 г.
  6. А. Брем “Жизнь животных”, М. , “Эксмо”, 2003 г.