Опытническая работа младших школьников на занятиях кружка "Мы познаём природу"

Разделы: Внеклассная работа


Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное отношение к делу и окружающей действительности.

На занятиях кружка для младших школьников Мы познаем природупреобладающим видом деятельности является практическая работа. Воспитанники приобщаются к научным способам познания мира, осуществляется наблюдение за природными явлениями, ставятся простейшие опыты.

Условия учреждения дополнительного образования детей и внеклассная работа позволяют привлечь воспитанников к развитию познавательных интересов, к участию в исследовательской деятельности.

Основной метод получения научных выводов - сравнение наблюдений, опытов и экспериментов. Для воспитанников начальной школы практикуется постановка несложных опытов, не включенных в программу общеобразовательной школы.

При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов) данные опытов вносятся в таблицы. При анализе проведенной работы воспитанники сравнивают результаты опытов и наблюдений. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах - самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных.

Обработку результатов проводим после окончания опытов на основании записей.

После того, как собранные материалы обработаны и проведено обсуждение полученных результатов, воспитанники возвращаются к поставленным задачам и смотрят, ответил ли исследователь на поставленные вопросы. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных опытов. Формулируя выводы, помним, что отрицательный результат - тоже результат, и он тоже отражается в выводах.

Данная работа описывает организацию и проведение опытов на занятиях кружка для младших школьников Мы познаем природупри изучении темы “Семенное размножение растений”.

Опыт 1. “Значение размера семян”.

Задание:

1. Сгруппировать семена в зависимости от размера.

2. Посеять семена разных размеров на одинаковую глубину.

3. Заполнить таблицу.

4. Сравнить данные таблицы и определить зависимость всхожести семян от размера.

Название культуры Дата посева Размер семян Число дней от посева до всходов
Крупные Средние Мелкие
           
           

Опыт 2. “Значение глубины посева семян”.

Задание:

1. Посеять семена одного размера на разную глубину.

2. Заполнить таблицу.

3. Сравнить данные таблицы и определить зависимость всхожести семян от глубины посева.

Название культуры Дата посева Дата появления всходов при глубине Число дней от посева до всходов
1 см 2 см 3 см 4см 5см
               
               

Опыт 3. “Значение намачивания семян на их прорастание”.

Задание:

1. Разделить семена петунии на три группы.

2. Одну группу семян петунии оставить сухой.

3. Вторую группу семян петунии поместить в чашку Петри с простой водой.

4.Третью группу семян петунии поместить в чашку Петри с микроэлементами.

5. Посеять семена в грунт и результаты записать в таблицу.

6. Сравнить данные таблицы и определить зависимость всхожести семян и энергии прорастания от намачивания в чистой воде и в воде с микроэлемнтами.

Вариант культуры Дата посева Число проросших семян через указанное количество дней Всхожесть в % Энергия прорастания в %
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10    
Сухие семена                          
Семена, намоченные воде                          
Семена, намоченные с микроудобрениями                          

Опыт 4. “Значение намачивания и подсушивания семян на их прорастание”.

Задание:

1. Разделить семена петунии на две группы.

2. Одну группу семян петунии оставить сухой.

3. Вторую группу семян петунии намочить в простой воде и подсушить.

4. Посеять семена в грунт и результаты записать в таблицу.

5. Сравнить данные таблицы и определить зависимость всхожести семян от намачивания и подсушивания.

Вариант культуры Дата посева Число проросших семян через указанное количество дней Всхожесть в % Энергия прорастания в %
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10    
Сухие семена                          
Семена, намоченные воде и подсушенные                          

Опыт 5. “Набухание семян при прорастании”.

Задание:

1. Десять-пятнадцать семян в банке залить водой примерно до половины их высоты

2. В другой банке столько же семян оставить сухими.

3. Обе банки закрыть пленкой.

4. Сравнить набухание семян.

Опыт 6. “Прорастание семян при скарификации”

Задание:

1. Семена горошка душистого разделить пополам.

2. Одну половину семян осторожно разрыхлить наждачной бумагой .

3. Вторую половину оставить необработанной.

4. Уложить семена в чашки Петри в марлю. Залить водой.

5. Результаты записать в таблицу.

7. Сравнить всхожесть семян и энергию прорастания обработанных и необработанных семян.

Вариант Число посеянных семян Число проросших семян через указанное количество дней Всхожесть в % Энергия прорастания в %
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10    
Обработанные семена                          
Необработанные семена,                          

Опыт 7. “Протравливание семян ”.

Задание:

1. Семена астр в марлевых мешочках погрузить в воду.

2. Нагреть воду с семенами до 40, 50, 60, 70 градусов.

3. Выдержать в течение пяти минут.

4. Подсушить семена.

5. Посеять семена в грунт

6. Результаты записать в таблицу.

7. Определить оптимальную температуру воды для обеззараживания семян термическим способом.

Вариант нагрева воды Число посеян-ных семян Число проросших семян через

указанное количество дней

Всхо-жесть в % Всего проросших семян
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10    
40 градусов                          
50 градусов                          
60 градусов                          
70 градусов                          

Приложение

Литература

  1. А.В.Бинас, Р.Д.Маш, А.И.Никишов и др. Биологический эксперимент в школе. Книга для учителя.- М., Просвещение, 1990.
  2. А.А.Чувикова, С.П.Потапов, Т.Г.Черных, А.А.Коваль; под ред. С.П.Потапова. Практикум по цветоводству. – М., Колос, 1984.