Урок-исследование "Электрическое поле"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Создать условия для формирования у учащихся представлений об электрическом поле и его свойствах.
  2. Сформировать у учащихся представления об этапах и методах исследовательской деятельности.

Формируемые умения: формулировать гипотезы и проверять их, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование:

  1. Электроскоп; насос Комовского; шарик из фольги, подвешенный на штативе с помощью непроводящей нити; палочки из стекла и эбонита; кусочки шелка, меха, шерсти.
  2. Диск 1 С: Физика. Используются видеофрагменты, на которых демонстрируются силовые линии электрического поля, портреты М. Фарадея и Д. Максвелла и их биографии, компьютер, проектор, экран.
  3. Раздаточный материал – Словарь с изучаемыми терминами (см. приложение).

План урока.

Элемент урока Временной интервал
1 Организационный момент 3 мин
2 Актуализация знаний 5 мин
3 Изучение нового материала: 24 мин:
4
  • Постановка проблемы
  • Выдвижение гипотезы
  • Формулировка задач. Пути решения задач и их реализация.
  • Формулировка выводов.
- 5 мин
- 3 мин
- 12 мин
- 4 мин
5 Итоги урока. Рефлексия. 6 мин
6 Домашнее задание 2 мин.

Ход урока

Этап урока Комментарий
  Организационный момент  
  Актуализация знаний

Осуществляется через работу по повторению основных терминов, необходимых на уроке: Вещество, Взаимодействие, Гипотеза, Исследование, Материя, Объективность, Поле, Реальность.

В конце данной работы учащимся раздается распечатанный словарь, в котором нет формулировки понятий Электрическое поле и Электрическая сила. Заполняется по ходу урока.
  Изучение нового материала

Постановка проблемы.

Демонстрация: Шарик, подвешенный на нити.

Вопрос: Как заставить шарик двигаться?

Вывод: Необходим “посредник для передачи механического взаимодействия.

Примеры: буксировка одного автомобиля другим (посредник – трос), действие звука на барабанную перепонку (посредник – воздух).

Условие: взаимодействие передается с конечной скоростью.

Демонстрация: Отклонение стрелки электроскопа при приближении заряженной палочки, без соприкосновения.

Вопрос: Как передается взаимодействие?

Демонстрация: Взаимодействие листочков электроскопа в вакууме, созданном под колоколом насоса Комовского.

Вывод: Воздух не может быть таким посредником.

Выдвижение гипотезы

Возможно, существует “нечто”, что осуществляет электрическое взаимодействие.

Пояснение учителя: К такому же выводу пришли английские ученые Фарадей и Максвелл. Они утверждали, что вокруг заряженных тел существует особая материя, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником при взаимодействии является электрическое поле.

Итак, мы сделали открытие. Теперь электрическое поле необходимо исследовать, т. е. изучить его свойства.

Формулировка задач. Пути решения задач и их реализация.

Вопрос: Какие свойства поля мы можем сформулировать. Как мы их можем проверить экспериментально.

Учащиеся с помощью учителя формулируют следующие задачи.

Задача 1: Каким образом можно обнаружить электрическое поле?

Решение: Электрическое поле действует на электрический заряд, внесенный в это поле с силой – это - электрическая сила.

Демонстрация: Взаимодействие заряженной гильзы и заряженной палочки, без соприкосновения.

Задача 2: Можно ли электрическое поле каким-либо образом наглядно представить.

Демонстрация: Видеофрагмент с диска “Силовые линии электрического поля”

Задача 3: От чего зависит действие электрического поля?

Решение: Проверить зависимость электрического взаимодействия от расстояния и величины заряда.

Демонстрация: проверка данных зависимостей с помощью электрометра и заряженной палочки.

Формулировка выводов

В выводах учащиеся еще раз повторяют основные понятия данного урока, и записывают их в словарь.

Выслушиваются ответы учащихся, если нет предложения - Поднести заряженное тело, задать наводящие вопросы.

Ребята обязательно скажут, что через воздух!

При необходимости, необходимо помочь учащимся.

Демонстрируются портреты и читаются биографии.

 

 

На этом этапе учащимся чаще всего необходима помощь, при необходимости нужно задать наводящие вопросы.

 

 

При наличии необходимого оборудования в кабинете, можно продемонстрировать

  Итоги урока. Рефлексия. В настоящее время существует много вопросников, с помощью которых можно организовать этот этап урока.
  Домашнее задание

§ 28, вопросы после §, выучить термины из словаря.

Использовался учебник “Физика – 8”, А. В. Перышкин, М. “Дрофа”, 2004 г.

Приложение