Использование информационных технологий на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Новые педагогические технологии позволяют сделать учебный процесс более интенсивным, повысить его качество, заинтересовать школьников в предмете, способны разгрузить учителя и разнообразить сероватые школьные дни.

На сегодняшний день понимание термина “информационные технологии” менее канонизировано, чем, к примеру, понятие “информатика”, и данный термин трактуется весьма по-разному даже среди самих специалистов по информационным технологиям. Из энциклопедического словаря:

“Технология – процесс, обеспечивающих гарантированное получение нужного продукта из исходного материала.

Техника - <...> 2) совокупность приемов изготовления некоторого изделия”.

Типичный пример информационной технологической цепочки – этапы решения задачи с помощью компьютера.

Каждая технология появляется тогда, когда в ней возникает потребность. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы информации – устная и письменная речь уступают компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. В практике информационными технологиями обучения (по Г.К Селевко “Современные образовательные технологии”) называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, мультимедиа).

Я использую мультимедиа для наглядности. С этой целью я использую диски “Шедевры русской живописи”, “Эрмитаж. Искусство Западной Европы”, “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, которые помогают совершать виртуальную экскурсию. Это облегчает работу учителя по поиску наглядности, вносит разнообразие в ведение уроков. Диски позволяют прослушать и посмотреть краткую информацию по темам. Материал можно использовать на уроках по различным темам в 5, 6, 7 классах, подключая к мультимедиа и проецируя на большой экран.

Примеры тем уроков с мультимедиа:

  • “Жанры изобразительного искусства” (6 класс) – портрет, пейзаж, анималистический жанр и другие.
  • “Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства” (6 класс) – графические работы русских и зарубежных художников.
  • “Цвет – основа языка живописи” (6 класс) – живописные работы русских и зарубежных художников.
  • “Городской пейзаж” (6 класс) – презентация фото улиц города.
  • “Музеи мира” (6 класс) – виртуальная экскурсия в музеи.
  • “Красота движений человека” (7 класс) – скульптура.
  • “Обычная жизнь каждого дня – большая тема в искусстве” (7 класс) – бытовой жанр.
  • “Картины на темы истории” (7 класс) – исторический жанр.

Возможна организация с учащимися работы на компьютерах в программе Paint. Успешно проходят уроки по декоративно-прикладному искусству. Использование на уроках изобразительного искусства простейшего графического редактора типа Paint вполне достаточно с точки зрения учебных целей. Принцип рисования – закрашивание каждого отдельного пикселя рисунка (маленького элемента – точки), которые, сливаясь, дают общую картину. Для работы используются такие инструменты, как кисточка, карандаш, резинка, графические примитивы, применение которых похоже на использование циркуля, лекал, линеек при рисовании на бумаге.

Примеры тем для рисования на компьютерах:

  • “Конструкция и декор предметов народного быта” (5 класс) - эскиз прялки.
  • “Народная обувь” (5 класс) - татарский сапог.
  • “Что такое гербы и эмблемы” (5 класс) – презентация гербов (приложение №1).
  • “Витраж” (5 класс) – эскиз витража.

Абсолютное большинство учеников с удовольствием рисуют в графическом редакторе. При выполнении практических заданий заметно проявляются творческие способности детей к рисованию.

Конспект интегрированного урока ИЗО и истории Татарстана в 5 классе.

Тема: “Народная обувь (ЧИТЕК)”

Цель:

1.Организовать знакомство с орнаментом татарской обуви, древними корнями декоративного искусства татарского народа.

2.Способствовать развитию творческого воображения, умению выражать свое личное понимание декоративного искусства своего края.

3.Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость, художественный вкус, интерес и бережное отношение к традициям народов родного края.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: компьютеры, иллюстрации мотивов и образцов кожаной мозаики, атласы.

Ход урока

I. Актуализация.

Продолжение темы “Народная праздничная одежда”.

С какими элементами народного костюма вы уже познакомились? (головной убор, одежда)

Назовите мотивы украшения головных уборов? Одежды?

II. Формирование знаний.

Какой элемент костюма мы еще не рассматривали? (обувь)

Сегодня мы познакомимся с орнаментами татарской обуви, древними корнями декоративного искусства татарского народа.

1. Беседа по истории Татарстана.

1). Как называется наша страна? Столица?

2). Как называется наша республика? Столица?

3). Когда образовалось первое государство в нашем крае и как оно называется? (работа по атласам)

4) Какие народы жили в Волжской Булгарии?

5). Чем они занимались: основное занятие и ремесла?

6). Какие ремесла были развиты?

7). Почему было развито кожевенное ремесло?

2. Чтение учителем отрывка о воинах Волжской Булгарии:

“Любопытно сообщение летописца о сапогах, в которых, к несказанному удивлению славян, оказались обуты все булгарские воины, взятые в плен войском киевского князя Владимира, одержавшего победу над своими соседями в 985 году”.

3. Рассказ учителя о кожевенном деле булгарского народа:

Во многих странах Запада и Востока высоко ценился особый сорт обработанной кожи - сафьян (тонкая кожа),называемый “булгари”. Секрет его изготовления был известен только булгарским мастерам. Из нее шили сапоги (читек). Они были с мягкой подошвой, которые носили дома, и с твердой – для улицы.

Материалом является цветной сафьян, жесткая юфть, и реже козловая кожа (толстая грубая). Кожа окрашивалась органическими красителями на желтый, голубой, зеленый, синий, коричневый, красный цвет – фон обуви. Узоры в технике мозаики сшивались шелковыми, золотыми и серебряными нитями.

Старинные булгарские сапоги состояли из трех частей:

1. Передок

2. Голенище

3. Верх.

Верх выделяется другим цветом, линия шва фигурная.

Мотивы орнамента означают символику (опираясь на наглядность на доске, учитель вместе с учениками выясняет значение мотивов): оторванный рог, букашка, сердечко, гнездо, перевернутое гнездо, трилистник, бутон, кружево, цветочный листок, завитки, тюльпан, мотивы растительного орнамента.

Особенностями мотивов являются:

Контраст с фоном

Вписывание одних фигур в другие

Многочтение узоров.

III. Практическая работа.

Задание: Создать компьютерный вариант эскиза мозаики сапога. Для выполнения задания разделимся на пары, займите свои места за компьютерами. Работаем в программе Pаint. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся).

IV. Домашнее задание.

Узнать у родителей народные праздники, как их празднуют. Подготовить устный рассказ.

V. Итог урока.

1). Назовите мотивы, используемые в кожаной мозаике татарского народа.

2). Носят ли сейчас татары читек? Где это можно увидеть?

(Показ учителем иллюстраций и фотографий из выступлений татарского ансамбля песни и пляски, татарских театров им. Г.Камала и К.Тинчурина)

3). С 19 века в композиции татарского сапога появляются симметричные узоры, которые сильно упрощаются (показ иллюстрации из книги “Изобразительное искусство Советской Татарии” - декоративный комплект: сумка, перчатки, сапожки, стр. 221)

Конспект урока в 5 классе.

Тема: “Что такое гербы и эмблемы”

Цель:

  1. Организовать знакомство с символическим языком декоративного искусства средних веков на примере гербов, флагов, эмблем, формирование навыков составления композиции герба с учетом сочетания цветов.
  2. Способствовать расширению понимания роли декоративного искусства в жизни человека, развитию творческих способностей, навыка анализировать наглядность, умения работать в техники аппликации.
  3. Совершенствовать навыки общения в группе, самоорганизации при решении конструктивно-технических задач, ответственности за качество коллективной работы, формировать интерес к искусству родного края.

Тип урока: комбинированный.

Методы: монологического, диалогического изложения материала, технология групповой работы, информационная, проектная технологии.

Оборудование: компьютерная презентация, образцы цветовой символики гербов, герб России, Татарстана и городов Татарстана.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Учитель: - На прошлых уроках мы познакомились с украшениями в жизни древних обществ – Египта и Греции. Что характерно для декоративного искусства Древнего Египта? (ювелирные изделия от предметов быта до личных украшений) Иллюстрация работами учащихся.

- Каковы особенности декоративного искусства Древней Греции? (ценились спортивные и военные заслуги, широко изображаемые на вазах; ювелирные украшения использовались мало) Иллюстрация работами учащихся.

II. Формирование новых ЗУН.

1). Введение в тему. Беседа.

- Сегодня мы мысленно отправимся в средние века (X – XVI века) и познакомимся с одним из направлений декоративного искусства – геральдикой (табличка), которая возникла в Европе. Кто знает, что такое геральдика? (наука о составлении гербов)

Чтение темы на доске. Итак, задача сегодняшнего урока выяснить, что такое герб, познакомиться с правилами композиции и выполнить коллективную творческую работу в технике аппликации.

2). Рассказ учителя по теме урока.

Предшественниками гербов можно считать изображения тотемов, которым поклонялись первобытные люди – это изображения животных или растений (с. 7-8 из пособия “Искусство” на партах). Считая себя “сыновьями” или “братьями” кого-либо из них, люди просили у них защиты. Человек носил на себе фигурку или изображение своего зверя как оберег. В подтверждение находили в могильниках на берегу моря – фигурки черепах, дельфина; в степях – фигурки змей; у лесных племен – медведя, оленя, волка; в Европе – ель; в Африке и Азии – лотос. Подобные символы можно увидеть на печатях и монетах древнейших государств.

В X веке началась эпоха РЫЦАРЕЙ.

- Кто такие рыцари? (это конный воин, герой, аристократ по духу и крови) Их так назвали на языке страны, где они появились (Германия) – riterвсадник, что потом стало звучать во всех странах как рыцарь. Чтобы отличаться от других, желая проявить себя, рыцари придумали делать это в виде изображения животных или предметов в знаках. Каждое изображение относилось к единственному, конкретному человеку. Был изобретен новый способ рассказать о человеке в особом знаковом рисунке – в ГЕРБЕ. Гербы имели знатные аристократические семьи. Рыцари этих семей участвовали в турнирах, состязаясь в силе и ловкости. На щите и флаге рыцаря изображался его личный герб (см. иллюстрации рыцарей на доске).

На турнирах присутствовали герольды (табличка) – люди, изучающие гербы. Они определяли, из какой семьи рыцарь.

Попробуйте дать определение, что же такое герб? (это композиция из различных символов, которая отражает степень знатности рода, основные занятия и заслуги). “Герб” (нем.) – “наследство”

В гербе все имело значение (таблицы на партах):

  • Символика цвета
    • золотой, желтый – богатство, справедливость, сила, верность, знатность
    • серебро, белый - невинность, чистота, благородство
    • красный – любовь, смелость (цвет огня)
    • голубой – красота, величие, ясность, возвышенность (цвет воздуха)
    • зеленый – изобилие, надежда, свобода (цвет воды)
    • фиолетовый – могущество, достоинство, мужество
    • черный – мудрость, печаль, постоянство, образованность (цвет земли)
  • Символика изображений
    • Дуб, медведь – сила, предусмотрительность
    • Факел, раскрытая книга – знание
    • Пчела – трудолюбие
    • Дракон – могущество
    • Собака – преданность, повиновение
    • Кошка – независимость
    • Орел – власть, великодушие
    • Ворон – долголетие
    • Змея – вечность
    • Роза – чистота, святость
    • Лилия – рассвет

Свои гербы имеют и города, и государства. Они как визитная карточка многое могут рассказать о владельцах. Предлагаю познакомиться с древними гербами городов Татарстана и расшифровать их значение.

3). Презентация образцов гербов на компьютере. Я просила дома подготовить информацию о гербах. Кто нашел? (Сообщения учащихся)

Казань. Крылатый змей, в свою очередь, является древнетюркским и болгарским символом. "Царь-змей" - мифологическое существо - выступал защитником слабых и символом власти и силы. С крылатым змеем связана татарская легенда об основании Казани и ее герба. В соответствии с легендой, территорию города первоначально занимали змеи. В XVIII веке был записан более подробный вариант этой легенды, по которому крылатый змей после гибели своих сородичей перелетел на пригородный холм Джилантау, с которого долгое время наводил ужас на город, пока не был убит. После взятия Казани русские основали на холме Джилантау монастырь, именуемый в писцовых книгах XVI века Илантовым. В писцовых книгах XVII века он стал значиться Зилантовым. Такое название за ним и сохранилось. Крылатый змей Зилант стал гербом Казани. К названию герба имеет прямое отношение и название холма. Джилантау означает "змеиная гора".

- Теперь как герольды попробуйте “прочитать” гербы других городов.

Арск. "В верхней части щита герб Казанский. В нижней срубленная из дубового леса, с тремя башнями в серебряном поле крепостица, каковая в сем городе в самом деле и поныне имеется".

Булгар (Спасск). "В верхней части щита герб Казанский. В нижней, древняя башня в золотом поле, в знак того, что подле сего нового города, в близости находился древний татарский город Болгары, в котором и по сие время таковые башни не разрушены".

Мамадыш. "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - два серебряные серпа и в середине оных золотой сноп пшеницы в зеленом поле, в знак изобилия сей страны всякого рода житом".

Тетюши. "В верхней части щита герб Казанский. В нижней два серебряные рыцарские копья и два щита в красном поле, в знак того, что обыватели сего места суть старых служб служилые люди, употреблявшие в древности с похвалою оные орудия".

Елабуга. "В верхней части щита герб Вятский: в золотом поле из облака выходящая рука, держащая натянутый лук со стрелою, а над ней в верхней части щита крест красный. В нижней - в серебряном поле сидящий на пне дятел, долбящий оный, ибо там множество сего рода птиц".

Бугульма. "В верхней части щита герб Уфимский. В нижней - в голубом поле серебряная рыба с голубыми пятнами, называемая пеструшка, которыми сей страны воды весьма изобилуют".

Мензелинск. "В верхней части щита герб Уфимский. В нижней - летящий золотой кречет, в знак изобилия такового рода птиц в голубом поле".

В разных странах форма герба была разной – овальной, треугольной, прямоугольной, вырезной. Восточный тип герба – круглый.

На компьютере предлагается изображение герба Татарстана. Что вы можете рассказать о его символах? (Сообщения учащихся).

Татарстан. Центральное место в гербе Татарстана занимает крылатый барс. Еще в VII веке волжские болгары использовали этот символ - символ богатства, плодородия, благородства, покровитель данного государства. Барс считался у волжских болгар священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями. Приподнятая передняя лапа барса символизирует верховную власть в государстве, подчеркивает ее величие. Острые зубы и когти животного говорят о его способности постоять за себя и за тех, кого оно защищает. Поднятый хвост барса обозначает уверенность, свободолюбие, независимость. На боку барса изображен щит, в центре которого находится восьмилепестковый цветок астры. Щит обозначает защиту, покровительство; астра - один из любимых садовых цветов у татар. Красное поле щита, на котором изображен могучий крылатый барс, обозначает цвет восходящего солнца. Татары издавна говорили о нем как о самом священном и могущественном источнике света и жизни на земле. Красное солнце имеет не только божественное значение, но и символизирует безоблачность, непорочность и чистоту, олицетворяет доброе знамение. Обрамляет герб по зеленому кольцу популярный растительный орнамент казанских татар. Лепестки орнамента выполнены в виде волн, так как Республика расположена в междуречье трех крупных рек Европы: Камы, Волги, Вятки. Орнамент ниспадает к надписи "Татарстан", как бы переходит в нее. Круглая форма герба обозначает щит.

Юлий Цезарь (римский император) ввел в герб двуглавого орла на золотом фоне – символ власти над Западом и Востоком империи. Этот символ сохранился во многих империях: Византийской, Римской, Арабского Халифата, России и других. (Показ на компьютере герба России)

Домашнее задание - найти информацию о значении символов герба России.

На символах городов часто изображаются достопримечательности. (Показ первого герба города Нижнекамска) Какие достопримечательности нашего города здесь представлены? Что они символизируют? (На красном прямоугольном щите серебром выполнен барельеф в виде круга. В центре его - ректификационные колонногазовые резервуары - символ того, что основной отраслью города является нефтехимия. Название городу дала река Кама и это нашло отражение в гербе: ниже центра круга 3 белые чайки над бегущей волной. Нижняя часть круга выполнена в виде шины .Символом юности города являются молодые ветви, венчающие эмблему, вершины которых сходятся у мастерка с датой закладки города – “1961”).

4). Гербы были и у ремесленников. Это были не личные, фамильные гербы, а гербы объединений, занимающихся одним видом деятельности. На них изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. Предлагаю рассмотреть иллюстрации двух гербов и определить род занятий этих цехов. (кузнецы, пекари).

III. Закрепление ЗУН.

Сегодня вы разделитесь на группы и создадите герб ремесленного объединения.

1). Деление на случайные группы при помощи цветных жетонов (4 группы).

Задание: выбрать вид деятельности, разработать герб, распределить между членами группы выполнение его элементов, выполнить на листе в технике аппликации.

2). Самостоятельная работа в группах. Индивидуальные консультации и помощь учителя по группам.

IV. Итог урока.

1). Рассматривание и анализ работ групп. Оценивание.

2). – Что такое герб? Кто такой герольд? Какова роль герба в современном обществе? (Помогает при определении происхождения исторических памятников, снабженных гербом, установлению подлинности, принадлежности, авторства, места производства предметов быта, произведений искусства, книг, а также определения ценности имущества, культурных связей)

VI. Домашнее задание. - Найти информацию о значении символов герба России.