Урок – «круглый стол» в 5-м классе

Разделы: Математика


Цели урока:

Обучающие

  • обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “Натуральные числа. Обыкновенные дроби”;
  • усиление прикладной и практической направленности изученной темы;

Развивающие

  • расширение кругозора учащихся и их родителей,
  • развитие интереса учащихся к различным дисциплинам
  • развитие познавательной и творческой деятельности учащихся
  • развитие личностных качеств, коммуникативных свойств личности

Воспитательные

  • воспитание чувств коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, магнитофон, таблицы на доске, высказывания о здоровье.

Подготовительный этап:

Предварительно предлагается ребятам нарисовать свои ладоши на цветной бумаге, используя только цвета: красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый. Затем на вырезанных бумажных “ладошках” написать выражение, пословицу, поговорку о здоровье.

Ход урока

I. Организация и начало урока:

Команды занимают свои места в зависимости от цвета заготовленных “ладошек”. На столах приготовлен раздаточный материал, на доске плакаты с рисунками, высказывания. За отдельным столом располагаются ученики-специалисты: гомеопаты, диетологи, инструкторы по спорту

II. Постановка целей и задач урока:

Учитель сообщает, что на уроке отрабатываются практические навыки действий с натуральными числами и обыкновенными дробями. Через содержание задач проводится пропаганда ЗОЖ, методов оздоровления организма.

III. Обобщение, повторение, систематизация материала

Вступительное слово учителя:

Учитель: Что дороже денег?

Конечно, здоровье. Недаром народная мудрость гласит “Здоровье потеряешь – все потеряешь”. Почему же мы болеем и теряем свое здоровье? Это и плохой воздух, отравленный выхлопными газами автомобилей и ядовитыми выбросами промышленных предприятий (на экране через мультимедийный проектор высвечиваются слайды с окружающими школу автомобильными стоянками и промышленными предприятиями).

Поэтому сразу возникают вопросы: как уберечь себя от болезней, которые могут возникнуть вследствие загрязнённой атмосферы, как сохранить здоровье на долгие годы ?. Конечно, это здоровый образ жизни, профилактика заболеваний и знание некоторых способов “лечения без лекарств”.

Самым щедрым и полезным другом для человека является лес (появляются слайды с репродукциями леса).

Ребята, как вы думаете, дикие животные болеют? Конечно, болеют и в роли Доброго Айболита играют деревья, цветы, лекарственные травы, которые животные употребляют в пищу.

Давайте мысленно представим, что мы с вами в лесу, на полянке (на экране появляется слайд с изображением поляны). Слово предоставляется экскурсоводу.

Экскурсовод: Нас окружают множество цветов и деревьев, которые имеет свои тайны.

1 тайна. В Средневековье это дерево породило множество легенд. В немецкой мифологии его связывали с именем бога грозы Донара. Считалось, что это дерево защищает людей от злых чудовищ. До сих пор сохранился обычай прибивать его ветки к дверям домов для оберега от злых духов. В медицинской практике сушёные плоды этого дерева применяют в качестве профилактического средства при авитаминозах. (Рябина )

2 тайна. В старину корой этого дерева “заговаривали” зубы и лихорадку. Вырежут из коры треугольник, чтобы отдать дань Богу Отцу, Богу Сыну, святому Духу, и труд дёсны, читая молитву. А потом треугольник прикладывают на место, откуда вырезали. И боль утихает.

Видовое название происходит от слова tremere – “дрожать” - по способности листьев дрожать даже от лёгкого ветерка. В народной медицине применяется при невролгии, в качестве противоревматического средства. (Осина)

Какие деревья носят эти тайны?

Учитель: ответить на эти вопросы поможет приготовленное домашнее задание

На доске вывешена таблица

А – 6904 Н - 348
Б – 1521 О - 195228
Г – 84 Р - 6902
Е – 15210 С - 195576
И – 8149 Я - 8075

Группы под четными номерами отвечают на первый вопрос, а группы под нечетными номерами – на второй.

(На экран проецируются слайды с написанием тайн, затем с помощью анимации высвечиваются картинки этих деревьев).

Экскурсовод:

Ребята, посмотрите, какие красивые цветы растут на поляне (высвечивается следующий слайд с полевыми цветами на поляне).

А на доске расположен плакат с рисунком. < Рисунок 1>

Учитель продолжает: для вас cследующее задание - назовите цветы, которые занимают большую часть поляны.

Экскурсовод: Научное название рода дано в честь мифического существа кентавра Хирона, который якобы был превосходным врачом и пользовался соком этого растения для лечения ран. Когда Геркулес отравленный стрелой ранил Хирона, Кентавр залечил свою рану этим цветком. Так растение стало известно как цветок Кентавра. Русское название дано по украинской легенде в честь молодого паренька Василия, околдованного и погубленного русалкой, которая увлекла его в поле и превратила в синий цветок, напоминающий своей окраской голубую воду. Конечно, вы догадались, что это васильки.

Гомеопат: В народной медицине василёк применяется в качестве мочегонного и противовоспалительного при заболеваниях почек и мочевого пузыря. (На экране появляются слайды с текстом и картинками, на которых изображены васильки).

Учитель : Как не хочется уходить с нашей виртуальной поляны. Но сильно жжёт солнце, на улице

очень жарко. Что всегда хочется?. . . Конечно, пить. Но сначала давайте решим следующую задачу (плакат с рисунком на доске): < Рисунок 2>.

Сколько порций сока нужно налить в пустые стаканы, чтобы каждый ряд стаканов содержал в целом 26 порций?

рис. 2

Каждый стакан сделан из картона. На задней стороне одного из стаканов написан небольшой текст (см. ниже).

Учитель продолжает: Давайте возьмем стакан, в котором больше всего воды. Нам откроется одна тайна…

Диетолог: лучшие утоляющие жажду напитки – отвары сухих фруктов и шиповника, морсы, зеленый чай. Если сахара в напитке больше 1-2%, он слабая подмога при жажде. Поэтому трудно напиться сладкими лимонадами и колами – они для этого чересчур “засахаренные”. Если питье теплее12-15’С, освежающего эффекта не будет. Иногда прохладная вода не только приятна, но и полезна: при запорах она помогает “завести” кишечник. Не стоит пить холодную воду после жирной трапезы (это задерживает пищу в желудке) и после лакомства свежими ягодами и фруктами (тогда живот начнет пучить). Питье воды во время еды замедляет пищеварение. (После этого сообщения, прочитанного одним из учащихся – “диетологом”, ребятам и родителям предлагается морс из чая “каркадэ”).

Учитель: перед этим уроком мы с вами провели анкетирование, где указали свои проблемы со здоровьем. Большинство ребят написали: переутомление. Давайте поговорим об этом. (На экране высвечивается слайд с соответствующими диаграммами).

Учитель: Ребята, доказано что масса человеческого мозга составляет 1/50 от массы тела,

Вот вам, ребята, ещё одно задание: зная свой вес, рассчитайте, сколько же весит ваше серое вещество.

После вычислений, учитель предлагает ребятам интересные факты:

Содержимое черепа кашалота тянет на 9 кг, что составляет 1/5000 массы его туши.

Мозг слона - 5 кг – 1/1 000 массы.

Мозг взрослого человека (в среднем) - 1 кг 400гр.

(На экране высвечиваются слайды с соответствующей информацией ).

Так что уровень интеллекта не зависит от уровня головного мозга. Ребята, продолжим дальше.

Мозг ежедневно забирает 1/5 всей энергии, получаемой из пищи. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.

Какие продукты стимулируют те или иные виды умственной деятельности? Мы с вами ответим на этот вопрос, если выполним следующие задание. Для каждой группы есть кроссворд. Разгадав их, мы узнаем эти продукты. (См. приложения).

Ребята разгадывают кроссворды. Звучит легкая инструментальная музыка. Затем идёт проверка. На экране высвечиваются слайды с ответами на кроссворды, с картинками и с полезной информацией.

Диетолог зачитывает:

Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, поэтому перед заучиванием материала неплохо съесть тарелку тёртой моркови с растительном маслом (без масла усвояемость самого ценного в моркови вещества бета-каротина резко снижается).

Черника способствует мозговому кровообращению. Желательно употреблять её в свежем или замороженном виде.

Орехи помогают сконцентрировать внимание. Они стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему. Особенно рекомендуется при длительной напряжённой деятельности.

Лимон освежает восприятие информации за счёт большой концентрации витамина С. Стакан лимонного сока особенно способствует занимающимся иностранными языками.

Капуста снимает нервозность. Салат из капусты перед экзаменом снимает “мандраж”.

Учитель: Много хорошего можно говорить о многих фруктах и овощах, на мне бы хотелось ещё несколько слов сказать об ананасах и луке.

Ананасы давно используют театральные и музыкальные звёзды, коим приходится заучивать много информации.

А лук полезен при переутомлении и психической усталости, улучшает снабжение мозга кислородом. Принимать ежедневно не менее половины луковицы.

Учитель продолжает: Прошло уже немало времени. Настало время для физкультминутки. Как говорят, лучший отдых - это смена деятельности.

Инструктор по спорту проводит физкультминутку.

Учитель: продолжаем заседание нашего круглого стола. Для вас, ребята из групп под чётными номерами, следующее задание < рисунок 3>.

рис. 3

Заполните клеточки цифрами от 1 до 9 таким образом, чтобы сумма каждых двух клеточек равнялась цифре, написанной в том треугольнике, который примыкает к этим двум клеточкам.

Вы можете вписать только одну цифру в каждую клеточку, причём каждую цифру можно использовать только один раз.

Найдите сумму цифр, записанных в 3, 6 и 9 клеточках. Эта цифра означает порядковый номер буквы в русском алфавите.

Пусть для вас будет подсказкой ответ на загадку:

Стоит посудина долблена,

в ней кашица не варена.

(Улей и мёд ).

(Задание выведено через мультимедийный проектор на экран).

Для учащихся остальных групп предлагается интересная логическая задача.

ДОМ 5а – 1 ?
НАША 1а + 3 7
ШКОЛА 2а - 5 5

Замените знак вопроса нужным числом. Здесь зашифровано слово. У каждого из вас имеется русский алфавит. Попробуйте определить слово.

(Ребята выполняют задания). После сказанного ответа “Мёд” учитель сообщает интересную информацию.

Знаменитый математик Древней Греции Пифагор утверждал, что он дожил до глубокой старости потому, что постоянно употреблял мед. Древнегреческий философ Демокрит, проживший 110 лет, говорил, что для сохранения здоровья “внутренности следует орошать медом, а наружности маслом”. Выдающийся врач, естествоиспытатель Ибн-Сина (Авиценна) заметил: “Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед”.

Скифы и другие древние народы применяли пчелиный мед для бальзамирования трупов видных государственных деятелей, что свидетельствует о его бактерицидных свойствах. Известно, что тело Александра Македонского, умершего в Индии во время похода, перевозили в столицу Македонии погруженным в мед.

Некоторые народы в глубокой древности имели обычай класть в гробницу, в которую хоронили покойного, медовые пряники или ставить сосуд с медом. В этом сказывалась наблюдательность наших предков: мед принадлежит к непортящимся продуктам. В равной степени и медовые пряники приобрели заслуженную славу не только потому, что они приятны на вкус, а за то, что сохраняются длительное время, почти не черствея.

Великий мыслитель и врач Гиппократ широко применял в своей практике мед в сочетании с лекарственными травами при легочных заболеваниях, при простудных и т. д.

Учитель продолжает: ну что, дорогие ребята, мы потрудились неплохо. Настало время отдыха. Мы с вами отправляемся на аттракцион “Колесо обозрения”. < Рисунок 4>. Ваша задача – вставить недостающие дроби.

рис. 4

Ну, и последний вопрос. Как вы думаете, почему мы из множества цветов выбрали именно эти цвета: красный, оранжевый, жёлтый, синий и зелёный? Оказывается, полезные свойства разных продуктов зависят и от их цвета.

Диетолог:

Продукты красного цвета (свекла, болгарский перец, клубника, помидоры) стимулируют обменные процессы, улучшают кровообращение, повышают работоспособность. Но его избыток может вызвать перевозбуждение и трудности с засыпанием.

Оранжевые (хурма, абрикосы, персики, тыква, апельсины, мандарины, морковь) помогают восстановлению нервных клеток, обновлению мышечных тканей, улучшает настроение, помогают в борьбе с усталостью и апатией, успокаивают головную боль.

Желтые (лимоны, ананасы, яблоки, бананы, кукуруза, сыры, яичные желтки) стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, снабжают энергией, способствуют очищению крови.

Синие (тёмный виноград, черника, сливы) содержат биологически активные вещества – антоцианы, которые защищают кровеносные сосуды и зрение.

Зеленые (листовые салаты, брокколи, зелёный горошек) подпитывают мозг, повышают активность, снимают напряжение, активизируют иммунную систему.

Ещё хотелось бы добавить и о белом цвете. Белые (молоко, молочные продукты, творог, рис, чеснок, цветная капуста) успокаивают, снимают раздражительность, выводят из организма токсины.

На слайдах высвечивается данная информация с соответствующими картинками.

Подведение итогов.

Учитель: Мы сегодня на уроке решали логические и арифметические задачи. При решении кроссворда вы вспомнили материал не только по математике, но и по геометрии и информатике. Мы сегодня узнали очень много полезной для себя информации. Хочется надеяться, что полученная информации в повседневной жизни вам пригодится.

В заключение всем присутствующим родителям и детям выдаются памятки.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 4

Приложение 5