Комплексная целевая программа "Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса"

Разделы: ОБЖ


Комплексно-целевая программа “Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса” содержит две главы

Глава 1. Здоровьесберегающие составляющие воспитательно-образовательного процесса.

Глава 2. Комплексно-целевая программа “Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в МОУ СОШ №18 поселка Мундыбаш”.

В экологически неблагоприятном Кузбассе с его техносферной специализацией состояние здоровья населения, а особенно детей, вызывает обоснованное беспокойство.

В нашей Кемеровской области, как и в целом, по России, происходит увеличение количества детей с проблемами развития. В последнее время особое внимание уделяется здоровью подрастающего поколения. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России только 14% детей школьного возраста являются практически здоровыми, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Ко времени окончания школы у каждого четвертого выпускника аблюдается патология сердечно-сосудистой системы, у каждого третьего - близорукость, нарушение осанки. Как показывают исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России, учебно-воспитательный процесс особенно отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье: отклонения со стороны нервной системы в 10-м классе регистрируются у 32,6 % девушек и 16,4 % юношей, а 50 % учащихся нуждаются в помощи психолога.

Результаты диспансеризации, которую прошли 640 тысяч кузбасских детей в возрасте до 17 лет, показывают, что 42,6% детей относительно здоровы, хронические патологии имеют 57,4%; в школах хронические патологии возрастают до 63%, в интернатах - до78,3%.

При обследовании обучающихся Муниципального образовательного учреждения средней школы № 18 поселка Мундыбаш города Таштагола получены следующие результаты: полностью здоровы 25%, остальные имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Наиболее распространенными являются заболевания дыхательной системы (частые бронхиты, риниты, гаймориты, бронхиальная астма) и пищеварительной системы (гастриты, ДЖВП и др.).

Такое состояние здоровья - результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательного учреждения, включая несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся.

Ситуация в нашем регионе была бы более критической, если бы еще с 1992 года в области не стали активно внедряться мероприятия, направленные на формирование и укрепление здоровья подрастающего поколения.

В Кузбассе интенсивно и целенаправленно при поддержке областной и муниципальной администраций в течение ряда лет развивается валеологическое движение, основанное на строго научном подходе к проблемам формирования, сохранения и укрепления здоровья. В КемГУ и его филиалах, ОПВЦ, КРИПКиПРО, КузГПА, ИПК г. Новокузнецка апробирован целый комплекс научных и практических педагогических и психолого-физиологических разработок, целевым назначением которых является здравоцентристская парадигма, направленная на сохранение интеллектуального, психического и физического здоровья обучающихся на всех этапах образования.

Сохранение здоровья учащихся школ во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Высокая практическая значимость, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили необходимость разработки комплексно-целевой программы “Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса”.

На основании вышесказанного определили следующую цель: на основе обобщения теоретико-практических данных разработать комплексно-целевую программу, способствующую сохранению и развитию здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.

В рамках поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) Обобщить и проанализировать состояние вопроса в теории и практике;

2) Разработать комплексно-целевую программу “Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса” школы №18 поселка Мундыбаш.

3) Оценить эффективность внедрения первого и второго этапов комплексно-целевой программы.

Методы: в работе использованы методы проектирования и наблюдения.

Структура: данная работа содержит введение, две основные главы, заключение, список литературы и приложения.

Глава 1. Здоровьесберегающие составляющие в воспитательно-образовательном процессе

В обобщенном виде под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья (Смирнов, 2005).

Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, решение проблемы формирования здоровьесберегающей образовательной среды должно включать: оценку санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей ребенка среды и условий жизнедеятельности - широкого комплекса эколого-гигиенических, социально - экономических, внутрижилищных, внутрисемейных и школьных факторов; научное обеспечение нормативного распределения детей по группам здоровья и группам физического воспитания; разработку и реализацию профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на уменьшение уровня заболеваемости; снижение уровня функциональной напряженности детей и педагогов; восстановление обратимого резерва здоровья; реализацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей организма и личности, “критических” периодов индивидуального развития, оценку степени наследственно обусловленных компонентов адаптивности к учебным и внеклассным нагрузкам; работу с семьей по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни; организацию здоровьесберегающего учебного процесса; создание оптимальных условий для учебной и внеклассной деятельности; организацию системы мероприятий по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения (как общие, так и специальные) являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить школьные факторы риска (ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся (в порядке убывания значимости):

  • Стрессовая педагогическая тактика.
  • Интенсификация учебного процесса.
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностей школьников.
  • Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
  • Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
  • Функциональная безграмотность педагога в вопросах охраны и сохранения здоровья детей.
  • Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  • Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
  • Провалы в существующей системе физического воспитания.
  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное или неправильное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).

Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка ксамостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.

Ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, поэтому школа оказывает формирующее влияние на развитие многих сторон его личности. Система социально-психологических и педагогических условий конкретной школы может как способствовать, так и препятствовать развитию здоровой личности. Причем, можно выделить как внешние по отношению к развивающейся личности ребенка (формы обучения и внеклассной работы, специфика стиля педагогического общения, общий психологический климат класса и школы и др.), так и внутренние (готовность и способность самого ребенка соответствовать требованиям здоровой школьной среды, т. к. вряд ли возможно “оздоровить” кого-то без его собственной активности) условия. Соответственно, усилия педагогов и психологов должны быть совместными и направлены на оба типа условий.

Отношение к здоровью в системе образования имеет большое значение в связи с тем, образовательные учреждения являются важнейшим звеном в социализации личности, где среди прочих ценностей ребенком может усваиваться и ценность здоровья, развивается культура здорового образа жизни.

Внедрение в практику образования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий предполагает обеспечение соответствия содержания воспитательно-образовательного процесса адаптационным возможностям учащихся.

Суть внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс заключается в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценке условий труда, воспитания и обучения, позволяющей создать систему предпосылок для формирования здорового образа жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей школьного возраста и проводить соответствующие коррекионные и реабилитационные мероприятия с целью обеспечении успешности учебной и внеклассной школьной деятельности, ее минимальной физической и нервно-психической “стоимости”.

Сегодня нам нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного воспитательно-образовательного процесса с учетом личностных, психофизиологических, конституциональных, половых и возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится школа.

Сохранение здоровья учащихся школ во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Школа в силах создать условия для сохранения и развития здоровья и главным компонентом для решения этой проблемы является разработка программы по здоровьесберегающему сопровождению воспитательно- образовательного процесса.

Глава 2. Программа “Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в МОУ СОШ №18” поселка Мундыбаш города Таштагола

2. 1 Цель и задачи программы

Цель программы: обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Задачи:

  1. Провести мониторинг психолого-физиологического состояния и здоровья обучающихся.
  2. Сформировать базу данных состояния здоровья, психолого-физиологических особенностей и возможностей обучающихся.
  3. Формировать у обучающихся систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Обучать участников воспитательно-образовательного процесса навыкам сохранения и укрепления здоровья.
  4. Консультировать обучающихся, родителей, педагогов по вопросам здоровьесбережения.
  5. Разработать систему оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику коррекцию нарушений здоровья.

Далее программа содержит следующие подглавы:

  • Информационная справка о школе, которая включает в себя характеристику контингента обучающихся, характеристику кадрового состава, связь с социальными партнерами;
  • Принципы организации здоровьесберегающей работы по реализации в школе комплексно-целевой программы.
  • Этапы реализации программы:

1. Диагностический этап (констатирующий) 2005-2006 учебный год

Цель: выявление проблемы и обоснование актуальности эксперимента

Задачи:

- создание рабочей группы

- оценка имеющихся ресурсов (материальных, кадровых, организационных, информационных)

- распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта

- выявление структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье обучающихся

- анализ актуальности рассматриваемой проблемы (изучение медкарт, тестирование, диагностика)

- разработка программы мониторинга

- составление Карты индивидуальных показателей обучающихся.

2. Прогностический этап (2005-2006 учебный год)

Цель: разработка программы опытно-экспериментальной работы

Задачи:

- повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровья

- подготовка кадров

- изменение содержания воспитательно-образовательного процесса

3. Организационный этап (2006-2007 учебный год)

Цель: научно-методическое обеспечение здоровьесберегающего аспекта воспитательно-образовательного процесса

Задачи:

- составление диагностической программы

- подготовка диагностических материалов (тесты)

4. Практический этап (2006-2007учебный год)

Цель: реализация разработанного здоровьесберегающего портала воспитательно-образовательного процесса

Задачи: экспериментальная апробация программы

Обобщающий этап (2007-2008учебный год)

Цель: анализ результатов эксперимента

Задачи: -

  • обработка и анализ полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью;
  • корректировка исследования описание хода и результатов эксперимента.

Реализация начальных этапов экспериментальной работы.

1. Диагностический этап: В школе на сегодняшний момент создан центр здоровья, который тесно сотрудничает с научно-методическим центром и общественными организациями нашего поселка.

В школьном центре здоровья ведется работа и прослеживается тесное сотрудничество психолога, социального педагога, учителей физкультуры, руководителей спортивных секций, медицинского работника, координатора профильного обучения (Схема №1).

Координируют работу центра директор школы, совет школы, ученический комитет, педсовет и родительский комитет.

Схема 1. Организационная структура создания внутришкольной здоровьесберегающей среды в МОУ СОШ№18

Оценка имеющихся ресурсов

Анализ ресурсов, необходимых для реализации программы, показал, что необходимо:

  • укрепить материально-техническую базу образовательного учреждения (приобретение ТСО, переоборудование спортзала, подготовка баз для оздоровления детей. . . );
  • расширить научно-методическое обеспечение (дидактический материал; программы, направленные на сохранение и укрепление здоровья);
  • провести плановое обучение педагогического коллектива и родителей в вопросах здоровья.

Анализ актуальности рассматриваемой проблемы

Предварительный анализ состояния здоровья у учащихся школы (2005-2006 учебный год) выявил ряд проблем (табл. 2), существование которых обусловило необходимость активного внедрения оздоровительного направления в воспитательно-образовательный процесс школы.

Таблица 2 Распределение учащихся по группам здоровья

Класс I группа   II группа   III группа  
Кол-во чел   % Кол-во чел   % Кол-во чел   %
1-4 73   40 77   42 32   18
5-9 55   30 60   34 67   36
10-11 10   5 73   40 99   55

Мониторинг учащихся

Разработка и внедрение мониторинга является обязательным условием сохранения и укрепления здоровья детей. Он может послужить основой сотрудничества органов образования, здравоохранения, общественности, школы и родителей в решении многих проблем. Областью применения мониторинга являются:

  • Обучение на основе здоровьесберегающих принципов организации учебного процесса
  • Коррекция затруднений адаптации к условиям обучения в школе;
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни;
  • Профилактика вредных привычек (алкоголизма, наркомании и т. д. )
  • Социально-психологическая адаптация и реабилитация детей и подростков;
  • Физкультурно-оздоровительная спортивная работа с детьми и подростками;
  • Профессиональная ориентация о профотбор.

Мониторинг здоровья происходит в несколько этапов:

1 этап — тестирование - проводится медицинской сестрой совместно с педагогом физического воспитания в соответствии с приказом Минобразования России №857 от 15. 03. 2002 “Об общероссийской системе мониторинга физического здоровя, населения, физического развития детей, подростков и молодежи”. На этом этапе в проведении мониторинга помогают психолог, классные руководители, воспитатели.

2 этап — общий педиатрический осмотр.

3 этап — направления детей с выявленными отклонениями на дополнительное обследование к врачам - узким специалистам.

4 этап — обобщение данных.

5 этап — составление индивидуальной программы сохранения, укрепления и развития здоровья.

2. Прогностический этап

Реализация программы включает обучение педагогического коллектива через педагогические часы и семинары, методические объединения, стендовую информацию, групповые и индивидуальные консультации; родителей учащихся - через стендовую информацию, родительские собрания, индивидуальные консультации.

В школе элементы уроков здоровья могут быть включены в содержание следующих учебных дисциплин :

  • Основы безопасности жизнедеятельности.
  • Мир вокруг нас.
  • Физическая культура.
  • Окружающий мир.
  • Информационная культура.
  • Природоведение.
  • Биология.

Для формирования знаний по ЗОЖ необходимы системность, непрерывность и преемственность.

В ходе реализации первых двух этапов комплексно-целевой программы, сопровождающей воспитательно-образовательный процесс, мы достигли немало колоссальных, на наш взгляд, результатов: 1. Достигли улучшения общего физического состояния учащихся и преподавателей. 2. Восстановили положительное эмоциональное восприятие школы. 3. Обеспечили оптимальное соотношение продолжительности труда и отдыха. 4. Добились повышения успеваемости. 5 Повысили показатели занимаемых мест в спортивных состязаниях 6. среди школ поселка и города. 7. Достигли эффективности работы с родителями. 8. Укрепили сотрудничество с социальными партнерами в области
физкультуры и спорта.

При полном отсутствии финансирования и технических средств осуществление данных результатов проходило благодаря созданию целого комплекса организационных мероприятий:

1. В начальной школе на уроках повышенной сложности проводили физкультурные паузы и физкультурные минутки;

Установили перемены между уроками не менее 10 минут, большой перемены - не менее 15 минут;

3. Во время перемен организовывали любые формы двигательной активности (подвижные игры, настольный теннис, игры со скакалкой и т. д. );

4. После перемен проводили проветривание холла школы;

5. На уроках физической культуры выполняли комплексы общеукрепляющих упражнений, уделив особое внимание:

  • снятию тонического напряжению мышц туловища, возникающему вследствие продолжительного пребывания учащихся в положении сидя;
  • восстановлению суставной подвижности, в особенности подвижности шейного и грудного отделов позвоночника;
  • наращиванию функционального резерва кардиореспираторной системы;
  • развитию и укреплению мелкой моторики кисти у первоклассников;
  • применению упражнений по повышению устойчивости организма к гипоксии;

б. Обеспечили свободный доступ в спортзалы и на спортивные площадки школы в вечерние часы рабочих дней недели и в течение всего выходного дня;

7. организовали групповые экспресс - соревнования в часы работы спортзала;

8. организовали в школе кружки, способствующие уменьшению дефицита двигательной активности (танцевальный кружок, ритмика и т. д. );

9. Систематически организовывали дискотеки для старшеклассников;

10. Для желающих предлагали обучение простым приемам дыхательной гимнастики с целью повышения устойчивости организма к гипоксии:

12. Снижали уровень психического напряжения посредством улучшения эмоционального фона урока;

12. Для желающих проводили обучение методам релаксации;

13. Оказали консультативную помощь педагогам в профилактике психомоторного перенапряжения учащихся;

14. Стремились строже соблюдать гигиенические нормы организации учебно- воспитательного процесса. Особое внимание уделили недельному объему учебной нагрузки, продолжительности перемен, продолжительности выполнения домашних заданий;

15. Скорректировали расписание занятий на понедельник, переместив предметы повышенной трудности на другие дни недели (или оставив на понедельник не более одного предмета повышенной трудности);

16. Рекомендовали исключить домашние задания на выходной день;

17. Рекомендовали педагогам-предметникам повысить плотность урока без увеличения продолжительности рабочей недели с целью освобождения времени на подготовку части домашнего задания в период урока.

В результате реализации данной программы физическое состояние учащихся к концу учебного года достоверно улучшилось. Улучшение физического благополучия оказалось тем выше, чем полнее были реализованы пункты оздоровительной программы. Изменение составляющих показателя физического благополучия было не всегда однонаправленным. Так, психомоторное напряжение к концу учебного года имело тенденцию к уменьшению во всех возрастных группах. Кроме старшеклассников. При оценке эффективности адаптации к физической нагрузке улучшение отмечалось в группе выпускников начальной школы и у старшеклассников. У остальных учащихся отличия были незначительными. Работоспособность сердца достоверно улучшалась у детей 9 класса. Менее очевидное улучшение отмечалось у детей 1-го, 5-го и 11-го классов. Показатель общей утомляемости к концу недели закономерно зависел от возраста, явно улучшился у старшеклассников и остался неизменным у детей остальных возрастных групп. И, наконец, количество детей с выраженным простудным заболеванием явно снизилось в группах детей 1-го, 5-го и 9-го классов.

Сопоставление физиологических и психологических характеристик показало, что чем выше был достигнут в классе уровень физического благополучия, тем ниже оказался уровень тревожности, тем выше был интегральный показатель психологического благополучия, но тем ниже уровень развития логического мышления.