Урок по географии в 6-м классе на тему: "Ледники"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Сформировать понятие “ледник” и его основные признаки.
  2. Выявить условия образования ледников, их виды и значение.
  3. Обучение элементам исследовательской деятельности и развитие самостоятельности мышления.

Приёмы:

  • интеллектуальная разминка,
  • таблица “Знаю, хочу узнать, узнал”,
  • ключевые слова,
  • синквейн,
  • концептуальная таблица,
  • эксперимент.

Планируемые результаты:

  1. Знание происхождения ледников, их типы и значение.
  2. Отработка приёмов ТРКМ

Оборудование: физическая карта мира, учебник, атлас, видеоклип, лёд, стеклянная чаша, мультимедиапроектор, презентации “Горные ледники”, “Антарктида”, “Человек в Антарктиде”

Ход урока

Стадия вызова.

Учитель. Итак, мы продолжаем изучать с Вами воды суши. Давайте вспомним, какие виды внутренних вод мы уже изучили?

Ученик. Мы изучили подземные воды и из поверхностных – реки, озёра, болота.

Учитель. По материалу, пройденному на прошлом уроке проведём интеллектуальную разминку:

1. Может ли озеро быть больше моря? Приведите пример.

2. Может ли озеро быть глубже моря? Приведите пример.

3. Из перечисленных объектов выберите озёра: Каспийское, Нил, Байкал, Гималаи, Ладожское, Балтийское, Средиземное, Титикака, Чад, Виштынецкое.

4. Учащимся раздаются карточки с названиями озёр, надо определить его происхождение и показать озеро на карте.

Учитель кратко подводит итоги разминки, отмечает лучших учащихся.

Как Вы думаете, глядя на оформление класса, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Учащиеся формулируют тему урока: “Ледники”.

Учащимся демонстрируются через мультимедийный проектор слайд-шоу с видами горных и покровных ледников. Приложение 1.

Атлас стр. 12-13, 14-15. Посмотрите, какими условными знаками изображаются ледники?

Учитель: Как Вы думаете, что мы должны знать о ледниках?

Учащиеся отвечают: понятие, как они образуются, их значение, интересные факты.

 Учитель предлагает учащимся заполнить две первые колонки таблицы: “Знал, хочу узнать, узнал”.

знал хочу узнать узнал
1. могут быть в горах

2. могут быть на островах, материках.

3. состоят изо льда.

1. условия образования

2. значение

3. самый крупный ледник

 

Стадия осмысления.

Сформулируйте понятие “ледник”. Учащиеся отвечают.

Давайте посмотрим определение в учебнике страница 162.

Ледник – масса природного наземного льда преимущественно атмосферного происхождения, которая движется под действием силы тяжести.

Учитель. Выделите основные признаки ледника.

Учащиеся отвечают:

  • Находятся на Земле.
  • Образуются из твёрдых атмосферных осадков.
  • Могут двигаться.

Учитель. Где находятся ледники?

Учащиеся – Антарктида, о. Гренландия, о-ва Северного Ледовитого океана.

Учитель. Почему?

Учащиеся. Так как там – холодный климат.

Верите ли вы, что ледники:

  • …могут быть больше нашей Калининградской области.
  • … ледники есть и в Африке на г. Килиманджаро на высоте 4500 м.
  • …ледники могут растаять?
  • …ледники могут быть “цветными”?

На эти вопросы мы с Вами ответим после изучения новой темы.

Учитель. Как же образуется лёд?

Учащиеся отвечают на вопрос, используя “Схему круговорота воды в природе” и рис. 117 на стр. 163 учебника.

Снег --- фирн --- фирновый лёд

Учитель. Образование льда происходит очень медленно – в Антарктиде от 190 до 1000 лет.

  • t = -10-200 - год
  • t = -50-600 - 200 лет

Учитель. Рассмотрим рис. 118 на стр. 163 учебника. Решите географические задачи № 1-4 на стр. 163:

  • Какие области можно выделить у любого ледника?
  • Что такое язык ледника?
  • Объясните, что такое ледопад?

Учащиеся самостоятельно дают определения понятий: язык ледника, ледопад, область накопления, область расхода, снеговая линия.

Например,

  • Линия, выше которой в течение года не тает полностью даже летом, называется снеговой линией.
  • Область накопления – это часть ледника, где снег скапливается, спрессовывается и превращается в лёд.
  • Область расхода – это часть ледника, где масса льда уменьшается из-за таяния.
  • Ледопад – участок ледника, где лёд падает, так как в нём есть трещины.
  • Ледники спускаются с гор со скоростью от 1 до 5 м/сутки. Достигнув снеговой линии, начинают таять и дают начало горным рекам.

Сделайте вывод: какие условия необходимы для образования ледника? (Выпадает больше твердых атмосферных осадков, чем тает и испаряется.)

Учитель. По рис. 119 стр. 164 определите на какой высоте проходит снеговая линия в экваториальных, умеренных и полярных широтах? (Экваториальных 5-6,5 км, умеренных – 3 км и полярных - на уровне моря)

От каких причин зависит высота снеговой линии?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учитель. Докажите разнообразие горных ледников (рис. 120, 121, 122 стр. 165-166 учебника).

Учащиеся: Урал – совсем маленькие леднички, образованные в углублениях.

  • Кавказ – Эльбрус – 14 ледников – потоков, толщина небольшая менее 90 м;
  • Гималаи – на Джомолунгме - около 600 ледников.

Ледники медленно движутся (под действием силы тяжести). В горах они словно текут (можно показать слайд ледника Федченко) по склонам и долинам. Двигаясь, ледники разрушают горные породы и захватывают обломки пород. При таянии образуются рыхлые отложения – их называют моренами. Рассматриваем морены на настенном плакате.

 Покровные ледники

Учитель. Где находятся? – в Антарктиде, на о. Гренландия, на крупных островах Арктики.

  • Толщина ледниковых покровов Гренландии – сотни метров, иногда до 2000 метров, Антарктиды – от 2000 м. до 4000 м.
  • Лёд движется со скоростью от 500м/год.
  • Быстрее - на о. Гренландия - до 10 км/год.

Мультимедиа или видеопоказ покровных ледников (Приложение 2).

Образование айсбергов
(в переводе “ледяная гора”)

Под водой находится около 90% айсберга. Они могут плавать 10 лет и более. Вес айсберга - до 10 миллиардов тонн (Приложение 3).

  • 1912 г. Гибель Титаника
  • атлас стр. 16 – место гибели Титаника, путь движения айсберга. С 1914 г. работает служба наблюдения за айсбергами.

Учитель. Как бороться с айсбергами?

Учащиеся. Их можно разрушить бомбами и другие варианты.

Учитель. Как можно использовать айсберги? Разработан проект их транспортировки в засушливые районы мира (сообщение ученика).

Учитель. Айсберги привлекают туристов из многих стран мира.

Поведение айсберга непредсказуемо и в любой момент от него можно ждать сюрприз. Вот как “пошутил” однажды айсберг с канадским пароходом “Поршиа”. Это случилось в 1893 году. “Поршиа” совершал круиз с большой группой туристов на борту, как вдруг впереди показалась плавучая ледяная гора. Пассажиры упросили капитана подойти поближе – уж больно красив был айсберг, хотелось лучше разглядеть его и сфотографироваться крупным планом. Но только судно подплыло к айсбергу, через несколько секунд оно оказалось над поверхностью моря на огромном ледяном уступе. К счастью, это длилось недолго. Вскоре судно оказалось снова в воде и полным ходом уходило прочь.

Учитель. Встречаются:

  • “Поющие айсберги” - вода промывает в них отверстие, ветер устраивает концерты.
  • “Цветные айсберги” – черные, зелёные, жёлтые (видимо вулканическая пыль).

Учитель. В чём опасность айсберга?

Учащийся демонстрирует эксперимент: в стеклянную чашу, наполненную морской водой, кладут замороженный заранее кусок льда. За время урока он тает и наглядно показывает как быстро подтаивает нижняя часть куска льда и как он может перевернуться.

Учащиеся. Снизу они подтаивают, теряют устойчивость и могут внезапно перевернуться. Столкновение с айсбергом – верная гибель.

III. Стадия рефлексии

Анализ, творческая переработка материала

Уч-ся предлагается составить синквейны на изученную тему.

Ледник.

  • Горный, покровный.
  • Удивляет, восхищает, манит.
  • Масса завораживающей законсервированной воды.
  • Сказка.

Айсберг.

  • Пирамидальный, столовый.
  • Завораживает, движется, подтаивает.
  • Огромная плавучая ледяная гора.
  • Опасность.

В заключениеурока, давайте вернемся к таблице “Знал, хочу узнать, узнал” и заполним третью колонку “Что нового я узнал на уроке”.

По ключевым словам составить вопросы друг другу в парах.

Ключевые слова темы:

  • ледники,
  • снег-фирн-лёд,
  • область накопления,
  • область расхода,
  • язык ледника,
  • снеговая линия,
  • морены,
  • ледопад,
  • гляциологи,
  • айсберг.

 Учитель подводит итог уроку, выставляет учащимся оценки за работу на уроке (Приложение 4).

Домашнее задание: §57, рассказ по ключевым словам.

Концептуальная таблица (задание по желанию)

Линии сравнения Горные ледники Покровные ледники
Место образования    
Условия образования    
Крупнейшие ледники    
Скорость движения    
Питание ледника    
Продукт ледника    
Ущерб человеку