Работа с родителями в начальной школе

Разделы: Работа с родителями


Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Мы провели анкетирование и нашли несколько причин нежелания посещать собрания. Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Мы пересмотрели отношение к родительским собраниям, разработали методические рекомендации и сценарии. И результат не замедлил сказаться: сами педагоги отмечают, что интерес к собраниям возрос не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

Общешкольные собрания проводим 2 раза в год по плану. Классные собрания – не реже 1-2 раз в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями.

Цель: организация тесного взаимодействия родителей с учебным учреждением, установление единой педагогической позиции.

Содержание: анализ проделанной работы и результатов мероприятий, организация помощи в семье с использованием различных форм и методов, освещение тех событий, которые произошли в школе за определенный период, перспективное планирование.

Результативность работы: совместная работа по воспитанию детей в школе и дома, удовлетворенность родителей педагогической деятельностью, коллективные творческие дела.

План общешкольных родительских собраний в начальной школе.

Классы Тема
1
  1. Адаптация первоклассников. Трудности адаптационного периода и пути их преодоления.
  2. Правовые основы семейного воспитания.
2
  1. Формирование здорового образа жизни ученика младших классов.
  2. Отношение взрослых и детей в семье и за её пределами.
  3. Согласованность семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников.
3
  1. Учитель и ученик: проблемы, позиции сторон.
  2. Воспитание трудолюбия в семье и школе.
4
  1. Предупреждение вредных привычек или как уберечь детей от беды.
  2. Семейные традиции или золотые россыпи семейной педагогики.

Уже несколько лет мы практикуем предварительное собрание родителей будущих первоклассников, которое проводим в мае предыдущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.

Я провожу классные родительские собрания 1-2 раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.

Тематика классных родительских собраний

Классы Тема
1
  • Первый раз в первый класс. Адаптация первоклассников. Как помочь первокласснику учиться.
  • Давайте говорить друг другу комплементы или один день без нотаций.
  • Капризы ребенка и как с ними бороться.
  • Учеба и игра в жизни первоклассника.
  • Организация и проведение летних каникул
2
  • Особенности учебной деятельности второклассников.
  • Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. Связь поколений. Секреты бабушек и дедушек. Семейные традиции..
  • Режим дня и его значение для организации жизни и деятельности школьника.
  • О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний. Копилка полезных советов.
  • Организация летнего отдыха детей.
3
  • Культура учебного труда и поведения школьника. Характеристика учебной деятельности третьеклассника.
  • Домашняя библиотека, любимые книги .Школьная библиотека. Что читать третьекласснику? Забота о глазах. Упражнения для глаз.
  • Школьные традиции и праздники.
  • Организация летнего отдыха детей. Совместный отдых на природе.
4
  • Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил. Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требовательностью к нему.
  • Знакомство детей с особенностями работы их родителей, бабушек и дедушек. Беседы о профессиях.
  • Мир наших увлечений. Выставка творческих работ детей и родителей.

Кроме того, в своей работе я практикую такие формы, как

  • “Школа молодого родителя”
  • Презентация семейного опыта воспитания
  • Родительский лекторий
  • Вечера вопросов и ответов
  • Родительский ринг
  • Круглый стол или педагогический треугольник
  • Собрания-диспуты
  • Проигрывание педагогических ситуаций
  • Совместные собрания вместе с детьми
  • Тематические и индивидуальные консультации
  • Деловая игра
  • Совместные выезды на природу, экскурсии
  • Посещение мест работы родителей
  • Выставка ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовольствие самому ученику и радует их родителей.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

  • в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании
  • в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей
  • в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.

Замечено, что дети, которые отставали от одноклассников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако, роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место. В одной из школ поводилось изучение влияния семей на успешность обучения младших школьников. После завершения эксперимента получилось, что по уровню влияния семьи на успешность ребенка семьи разделились на четыре группы:

Характеристика семей, которые влияют на успешность в обучении Результаты успеваемости детей (уровни)
Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости (независимо от их способностей) Достаточный
Родители не ценят успех детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости (независимо от способностей) Низкий
Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощряют напряженные занятия (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка) Высокий
Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка) Выше среднего

Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

После ознакомления родителей с данными результатами, мы совместно с психологической службой разработали основные направления сотрудничества:

  • Классный руководитель и учитель-предметник должны хоть иногда давать задания, предусматривающие совместную работу ребенка и родителей
  • Участие родителей в выставках, праздниках, днях здоровья, субботниках
  • Совместная работа учителя и родителей

Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Часто слышишь, что родительские комитеты прилагают большие усилия для улучшения материальной базы учебного процесса. Это очень хорошо, но недостаточно. Членам родительского комитета стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив. В моем классе члены родительского комитета участвуют в сборе и распространении лучшего опыта семьи. Они либо сами выступают с сообщениями, либо помогают подготовить выступления тем семьям, чей опыт может быть интересен для других. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.