Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Проект школьного научного общества учащихся "Поиск"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Введение.

Актуальность. Успешное развитие общества во многом зависит от творчески мыслящих, находящихся в поиске нового людей. Методов стимулирования интереса к творческому познанию рассматривается очень много. Но один из приёмов – организация познавательной деятельности через школьное научное общество недостаточно широко используется в практике преподавания, за исключением инновационных учебных заведений.

Озарение. В обычной общеобразовательной школе есть творческие учителя и способные учащиеся, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов, и реализовать себя в пределах школьной программы такие дети в полной мере не могут.

Идея. Необходимо создать такую модель развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, которая позволит им реализоваться в различных областях науки или техники. Социальный заказ общества на творчески активную личность, проведение интеллектуальных муниципальных мероприятий требовали от школы воплощение этой идеи через продуманную организацию учебно-познавательной деятельности.

Среди существующих форм внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных возможностей учащихся, необходимо было выбрать такую модель, которая предусматривает организацию поисковой деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. После изучения и обобщения опыта педагогов разных школ было решено организовать научно-исследовательскую деятельность через создание школьного научного общества учащихся.

Цель проекта: Создать научное общество в условиях средней общеобразовательной школы № 36 для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Создание инициативной творческой группы педагогов для разработки и реализации проекта НОУ.

2. Изучение опыта организации НИД в других школах.

3. Определение структуры НОУ, его целей и задач, содержания деятельности.

4. Выявление способных учащихся и вовлечение их в НИД.

5. Реализация НИД через различные формы работы.

Гипотеза: Создание в условиях общеобразовательной школы научного общества приведет к развитию и реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся, позволит привлечь их к результативному участию в интеллектуальных мероприятиях разного уровня.

Реализация задуманного проекта решает проблему обучения и развития способных, талантливых и одаренных детей, которые в новом веке станут авторами научных открытий.

Этапы реализации проекта ШНОУ “ПОИСК”

1. Подготовительный этап.

В 2000-2001 учебном году была создана инициативная творческая группа учителей естественного цикла, поставившая перед собой цель по разработке и реализации проекта ШНОУ “ПОИСК”.

Задачи этапа:

1. Изучить и обобщить накопленный опыт по организации НИД в других школах.

2. Разработать основные положения и структуру, определить цель, задачи и формы работы научного общества.

3. Провести диагностику для определения направленности, интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся.

4. Вовлечение учащихся в НИД.

Основное направление работы творческой группы педагогов – выявление и поддержка способных, талантливых и одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности в школе.

План работы творческой группы

Дата проведения Содержание работы Ожидаемые результаты
Октябрь-ноябрь Обзор статей о работе с одарёнными детьми, изучение технологий по организации НИД (1-6). Обсуждение проекта ШНОУ “ПОИСК”, его положений, целей и задач, форм работы. Выбор оптимальной технологии и её коррекция для учащихся. Выработка основных положений, определение целей и задач, структуры и форм работы НОУ
Январь-февраль Диагностика членов НОУ по определению глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов школьников, ориентировка на проблемный вопрос, работа с литературой.

Знакомство с основными правилами выполнения школьниками исследовательских работ. Утверждение тем проектов исследовательских работ учащихся.

Выполнение учащимися НИР различных видов и направлений под руководством учителей-предметников.
Март-апрель Проверка вооружённости учащихся исследовательскими умениями. Обсуждение и рецензирование работ. Отбор лучших работ на конференцию.
Апрель Разработка мини-проекта “Школьная научно-практическая конференция”.

Подготовка и выступление на научно-практической конференции: “Завтра рождается сегодня”

Награждение участников и дипломантов.

Подведение итогов работы группы НОУ “ПОИСК”

Создана программа проведения конференции, оформлены дипломы и благодарности

Проведение научно-практической конференции

Диагностика первых членов НОУ по определению глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов школьников осуществлялась через классно-урочные и индивидуальные занятия, позднее через проведение интеллектуального марафона.

На первых заседаниях научного общества было придуманы название - НОУ “ПОИСК” и девиз – “Учился, выделился, отличился”. По результатам проведённого конкурса была оформлена эмблема общества. Для организации научно-исследовательской деятельности использовались различные формы работы: семинары, индивидуальные и кружковые занятия, где развивались интеллектуальные способности учащихся, юных исследователей знакомили со структурой НИР и требованиями к её оформлению.

Первым результатом реализации проекта ШНОУ “ПОИСК” стало проведение научно-практической конференции “Завтра рождается сегодня” в мае 2001 года, на которой была представлена 21 работа различных видов и направлений.

2. Практический этап. Достигнутые результаты (2002-2006 гг.).

Цель на 2002-2007 гг.: создание оптимальных условий для самореализации школьников, их творческого и интеллектуального потенциала через реализацию проекта ШНОУ “ПОИСК”.

Для реализации поставленной цели педагогическим коллективом на основе ежегодного планирования была осуществлена следующая деятельность:

1. Создана технологическая цепочка выполнения научно - исследовательской работы и определены её основные этапы:

Технологическая цепочка выполнения НИР.

2. Разработан метод последовательной адаптации учащихся к проведению исследований. Особенностью этой методики является выбор объекта исследования и процесс его познания. Процесс исследования проводится по определённому алгоритму и обуславливает логическую взаимосвязь выполнения научно-исследовательской работы.

Алгоритм и логическая взаимосвязь выполнения НИР. 

Алгоритм выполнения научно-исследовательской работы оформлен в виде “памятки” и позволяет учащимся обращаться к ней по мере необходимости. Независимый экспертный совет оценивает качество выполненной работы, и один из критериев – чёткое соблюдение алгоритма.

3. Большое количество и разнообразие выполняемых учащимися работ определили необходимость их систематизации.

Виды НИР, выполняемых школьниками НОУ "ПОИСК".

 4. Разработаны требования и критерии к выполнению и оформлению научно-практических работ согласно требованиям конференций различных уровней.

5. Для организации научно-исследовательской деятельности используются различные формы работы: семинары, индивидуальные и кружковые занятия, тренинги, мастер-классы.

6. За период 2004-2006 гг. общее количество участников проекта составило 47 человек, которыми было выполнено 40 научно- исследовательских работ.

7. Ежегодно в школе в мае проводится научно-практической конференция “Завтра рождается сегодня”, призеры которой выходит на муниципальные и региональные конференции.

8. Участие в муниципальных, областных, региональных, всероссийских интеллектуальных мероприятиях, что за период 2004-2006 гг. позволили получить следующие результаты: общее число призеров за 2004-2006 гг. на конференциях Муниципального уровня составило – 36 человек: из них I мест – 12, II мест – 9, III мест – 15.

Высокий уровень выполнения, разнообразие областей исследования, содержательность и актуальность научных работ позволяет занимать призовые места на конференциях Регионального уровня - I место – 1, а также очень успешно выступать на конференциях Федерального уровня в г. Москве – 6 призовых мест: из них I мест – 3, II мест – 2, III мест – 1.

9. Накопленный опыт и полученные результаты по организации научно-исследовательской деятельности, вывели педагогов на новый уровень: идет обмен опытом с педагогами и учащимися других школ города и региона.

10. Проект “ПОИСК” позволяет учащимся:

  • Расширить область личных и общечеловеческих знаний.
  • Осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания.
  • Получить новый общественно-полезный интеллектуальный продукт.
  • Формировать научно-исследовательские навыки.
  • Создавать банк данных для отдельных объектов окружающего мира.
  • Выявлять существенные признаки развития изучаемых объектов познания.
  • Создать условия для реализации научно-исследовательской работы.

Развитие проекта продолжается. Дальнейшие перспективы педагоги - руководители юных исследователей видят в продолжении научно-исследовательской работы с учащимися через обучение проектной деятельности в летней профильной школе и создания научного общества в начальной школе, в развитии научной деятельности через расширение связей с ВУЗами, через сотрудничество с Национальной системой “Интеграция”. В связи с этим был составлен перспективный план деятельности до 2008 года.

Заключение.

В общеобразовательной школе № 36 г. Ангарска разработан и реализован проект школьного научного общества учащихся “ПОИСК”.

Создание научного общества позволило развить и реализовать интеллектуальные и творческие способности учащихся, привлечь их к результативному участию в интеллектуальных мероприятиях разного уровня, что подтверждает поставленную гипотезу.

Научное общество “ПОИСК” - это активная форма организации познавательного процесса через научно – исследовательскую деятельность учащихся. “ПОИСК” - это добровольное объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки или учебного предмета, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательского труда под руководством педагогов школы, преподавателей высших учебных заведений.

Сегодня в его состав входят одаренные, талантливые и пытливые ребята с 5 по 11 класс. Нашей школе есть, чем гордиться: растет число ребят, участвующих в научно-практических конференциях различного уровня, в интеллектуальных городских конкурсах, олимпиадах. Отрадно, что эти участия являются результативными: мы имеем победителей и призеров таких мероприятий.