Конспект урока-исследования по МХК по теме: "Уроки Герники" Пабло Пикассо

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: через знакомство с историей создания картины, поиск ассоциативных связей, анализ художественного языка и символического строя ”Герники”, исследовать природу тотального зла и способов борьбы с ним.

Ход урока

Пикассо пришел в этот мир,
чтобы хорошенько встряхнуть его,
вывернуть наизнанку и
снабдить его другими глазами
Р. Альберти

Сон разума рождает чудовищ

Ф. Гойя

Учитель. Европа. 1937г.

Реплики учащихся:

  • Конец “великой депрессии” Франклин Рузвельт выводит нацию из состояния психологического шока.
  • Лётчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков совершают беспосадочный перелёт через Северный полюс из СССР в США.
  • Европа на пороге войны! Дух Версаля уничтожен. К Антикоминтерновскому пакту Японии и Германии присоединяются Италия, Венгрия, Болгария, Румыния, Финляндия.
  • За все несчастья Германия “козлами отпущения” объявляет евреев. Подпись на новой рождественской открытке гласит: “ Теперь в этой школе будет радостным Рождество, потому, что евреи уходят”.
  • 26 апреля тихий город басков Герника в результате экспериментальной бомбардировки немецкой авиации превращён в руины. Из семи тысяч жителей убито и ранено в общей сложности 2.5 тысячи человек.
  • В Париже открыта международная выставка достижений ведущих стран мира.

Учитель. Напротив советского павильона, увенчанного скульптурой “Рабочий и колхозница” располагался павильон гитлеровской Германии, на шпиле которого восседал хищный орёл, державший в костистых лапах паучью свастику.

Тогда же в павильоне республиканской Испании экспонировалось огромное панно великого испанского художника Пабло Пикассо “Герника”.

3 года спустя, в 1940 году, в том же Париже, но уже оккупированном немцами, в мастерскую Пикассо ворвутся нацисты. В сумерках замелькают германские мундиры. Зашныряют по стенам, стеллажам, полотнам, скульптурам юркие блики фонарей.

Наконец, они выхватят из тьмы фигуру художника. Он – у мольберта, на котором установлена большая цветная репродукция “Герники”.

Фашистский офицер, указывая на “Гернику”: ”Это сделали вы?”

(Звучит музыкальный эпиграф): Д. Шостакович. Симфония №5 Iч. (Вступление)

Ученик. Нет, это сделали вы! (см. рис. 1)

Взорванное пространство страшно излучает зеленовато-серый, чёрный свет. Страницы газет, простёртые человеческие руки; вопль матери, бессильно удерживающей ребёнка, смятенный крик лошади, безразлично надзирающе топчется бык. Всё рушится в преисподнюю.

Но… кровоточит
Лампа “Герники”.
И в свете ее
Предстают в своем
Истинном свете
Все ложные краски.

Жак Превер

Учитель. Уроки “Герники” – такова тема нашего урока-исследования. Каковы эти уроки? Чему учат они? Способны ли мы воспринять их?

В 1937 году мир ещё не пережил ни Лидице, ни Хатыни, ни Освенцима, ни Хиросимы. Судьба Герники потрясла всех. Пикассо с яростью отозвался на общую боль: приблизительно за месяц художник написал грандиозное полотно площадью около двадцати восьми квадратных метров.

– Назовите произведения искусства, которые являлись непосредственным откликом на то или иное историческое событие.

Ответы учащихся. Колонна Траяна в Риме, где в 200-метровом рельефе запечатлены сцены завоевания римлянами племени даков, картины Верещагина, посвященные Отечественной войне 1812 года, “Смерть Марата”, “Клятва в зале для игры в мяч” Давида, полотна В.Сурикова, Н.Ге, “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года” испанского художника Ф. Гойи

Учитель. Сопоставьте полотна двух великих испанских художников (см. рис.1, рис.2).

Учащиеся. В названии Ф. Гойя точно указывает дату, в картине даёт приметы времени и места действия. Шинели и оружие солдат соответствуют обмундированию и снаряжению наполеоновской армии тех лет.

– В “Гернике” П.Пикассо нет никаких указаний на определённое историческое событие. Почему? Если бы художник изобразил бомбардировку и её результат в “формах самой действительности”, получилось бы нагромождение искромсанного мяса, тронутого тлением, что вызвало бы, прежде всего физиологическое отвращение.

Учитель. П.Пикассо ставит другие задачи. Художник создает образ войны, лишающей жизни и самого человеческого облика, расплющивающей тела, выламывающей суставы, дробящей черепа, выдавливающей глаза…, воплощает дух тотального разрушения не человека, не города, – всей земли, всей человеческой цивилизации и культуры.

Чтобы бичевать тотальное зло, П.Пикассо тесны изобразительные границы реалистического искусства XIX века. Как воплощён лик, нет, скорее, звериный оскал войны и насилия?

Учащиеся. Образы переданы предельно упрощённо: в лицах большинства лишь то, что говорит о потрясении и ужасе. Нет никакой индивидуализации. Мы чувствуем, что в такой момент для художника различие характеров, личных реакций совершенно неважно.

-Изображения людей, животных, предметов деформированы; сдавленно, сплющено и само пространство, в которое втиснута композиция картины. Это пространство застенка, подземелья, тесное пространство кошмара – из него хочешь и не можешь вырваться.

-Образы не только деформированы, они раздроблены, изломаны, разрушены. Оторванные человеческие руки, ладони, лицо в профиль живут как бы самостоятельно; четко обозначены шея и голова быка, но дан только намек на все остальное, к небу обращена лишь голова человека, у него нет туловища. Хаотично смешанные образы композиции сливаются в трагическую фантасмагорию смерти.

-Колорит картины предельно сдержан и скуп. Гениальный мастер цвета Пикассо, однако, ограничивается в “Гернике” оттенками голубовато-серого, черного и белого. В страшном мире, который изображает художник, погасло солнце, этот мир стал чем-то вроде подземелья, куда злодейство загнало все сущее на земле. В кромешной тьме, лишь подчеркнутой колючим, диким светом лампы, фигуры людей и животных выглядят как лики страдания, разодранные криками ужаса и скорби.

Учитель. Случайно ли, на ваш взгляд, обращение художника к эстетике и формальной системе кубизма? Почему П.Пикассо применяет столь форсированные приёмы воздействия на зрителей? Можно ли это назвать очередным экспериментом художника?

Учащиеся. Способы изображения художник приводит в соответствие с требованиями исторического содержания. Изменения внешней формы продиктованы стремлением как можно ближе подойти к жестокой правде жизни и внести в изображение чувства, рвущиеся из сердца художника. Трагическое ощущение смерти и разрушения художник создает агонией самой формы, которая разрывает предметы на множество острых осколков.

– Неужели мы будем упрекать Пикассо за то, что он показывает страдание обнаженным, судорожным, перенапряженным, что черты человека искажены и даже обезображены страданием?

Учитель. Действительно, художник делает расчет на эмоционально-ассоциативное воздействие образов, цвета, форм. Картина метафорична. На ней запечатлена череда бесплодных, но цепких символических образов, словно проносящихся в потрясенном сознании художника. Причем большинство этих образов и тем П. Пикассо заимствует из т.н. “вечных” тем искусства. Найдите эти образы и темы. Условно их можно распределить на две группы:

Христианские образы

Испанские мотивы

(Герои корриды)

  • Мать с младенцем

(Божья матерь с младенцем, Пьета)

  • Человек с воздетыми к небу руками

(Божья матерь Оранта, Распятие на кресте)

  • Голова лошади
  • Бык

Обратимся к библейским символам и сравним канонические изображения с трактовкой П.Пикассо.

(Поиск ассоциативных рядов предлагался учащимся в качестве домашнего задания. Задание выполнялось в группах)

Выступление первой группы

Человек с воздетыми к небу руками в правом углу картины. Не перенимает ли художник жест поднятых рук с картины Ф. Гойи “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”? Более опосредованные ассоциации – Божья Матерь Оранта, Распятие на кресте.

Распятие на кресте. В Античности – позорный вид казни. Так казнили рабов в Древнем Риме. В Христианстве – символ жертвы Сына Божия во имя спасения человечества. Крест – один из простейших по конфигурации, но сложных, многозначительных символов. Сама конфигурация предполагает двойственное прочтение: это и жизнь (свастика – символ солнца, плодородия, прибавления (“+” в математике)), и смерть (инструмент пыток, страстей, фашистская свастика). И фигура распятия может трактоваться двойственно. Это и поза “моления”, “защиты”. Не случайно Оранту Киевскую из храма Софии в Киеве прозвали “Нерушимой стеной”. Но чаще всего образ распятия ассоциируется с распятием Иисуса Христа на кресте.

Христос на кресте… Он стоит, грациозно изогнувшись, ничто не говорит о его страданиях, раскинутые руки кажутся широким жестом благословения. Нет ни крови, ни судорог. Набедренная повязка сияет девственной белизной. Ступни ног не скручены, как на готических распятиях, а непринужденно стоят на нижней перекладине креста. Ангелы вьются кругом легко, как бабочки. Ласкающая глаз, светлая и богатая гамма цветов начинает и довершает ощущение радости: Христос распят, но он жив (Дионисий ”Распятие”)

Иначе трактуется образ Христа в Распятии Грюневальда (Изенгеймский алтарь). Художник изображает человека во всей убогости его страдающего, измученного тела. Христос здесь – всецело человек, и он усомнился в Отце: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил?” Его агонизирующее тело изрыто стигматами. Терновый венец стал страшным орудием пытки. Руки Христа – сильнейший образ телесной муки и изнеможения духа.

И, наконец, совершенно нетрадиционна трактовка Распятия С. Дали. Христос на картине “Распятие святого Иоанна Креста” представлен как античный атлет с мощной, физически совершенной фигурой. В чем-то он даже напоминает сверхчеловека Ф. Ницше. Но даже сверхчеловек должен быть распятым, принять на себя муки, чтобы на земле воцарился покой.

На полотне П. Пикассо мы видим обычного человека: горящий город… окно… надежда? Вопли о помощи, но никто не слышит его. Жест воздетых рук символизирует бесконечное отчаяние.

Выступление второй группы

Мать с младенцем на руках, Божья Матерь с младенцем, Пьета.

Богородица нежно прижалась щекой к щеке своего Первенца. Ее взгляд полон умиления и какой-то отрешенной грусти. Владимирская Богоматерь относится к числу произведений, рассчитанных на длительное и неспешное созерцание, раздумье, на тихую молитву.

Икона “Божья Матерь Владимирская”.

Изобразив чрезмерно юную скорбящую Богоматерь с телом Христа (Пьета), Микеланджело нарушил все традиции. Впервые в европейском искусстве он представил в эт1ой сцене молодую прекрасную женщину, а не истерзанную страданиями старуху. Вместо принятых обмороков, мучительных рыданий, которые усердно изображали художники Средневековья и раннего Возрождения, Микеланджело наполнил сцену оплакивания другими чувствами – тихой печалью и неподвижным отчаяньем. Лишь сдержанные жесты, опущенные глаза Марии передают ее трагическое состояние. Человечность, глубокое материнское горе – главная тема композиции. Гибель сына Богоматерь воспринимает как предначертание судьбы, а ее состояние выходит за рамки боли и страдания обычного человека. Личное горе Марии вырастает до обобщения горя всего человечества.

П.Пикассо не следует ни одному из приведенных примеров: тело матери истерзанно, разодрано на куски, лицо обезображено гримасами ужаса, язык напоминает острие ножа. Она, земная мать, в отличие от Божьей матери, осознающей, во имя чего умирает ее сын, не понимает смысла жертвы и не принимает ее.

Выступление третьей группы

И лошадь, один из важнейших символов испанской корриды, а так же один из центральных образов в “Гернике”, представлена страдающим, беззащитным и слабым существом. Здесь П.Пикассо – кубист, разрывает ее тело, трансформирует ее образ, заставляет биться в жестоких конвульсиях.

Образ вызывает глубокие нравственные и поэтические ассоциации:

Раскольникову приснилась жестокая сцена: мужики забили насмерть тощую крестьянскую лошаденку. “Он бежит подле лошаденки, он забегает вперед, он видит, как секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут”. Сцена необходимо входит в нравственную концепцию “Преступления и наказания”.

Мы навсегда запомним Фру-Фру, с радостной готовностью исполнявшую все желания Вронского, и в тот момент, когда она стала валиться с ног “… Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть поводья. Но она не двигалась, а, уткнув храп в землю, только смотрела на хозяина своим говорящим взглядом”.

В изумительном стихотворении “Хорошее отношение к лошадям” Маяковский рассказал о чувствах поэта при виде униженной, избиваемой, плачущей и тоскующей лошади. О страданиях невинной лошади не раз писал Хемингуэй. К этой теме снова и снова возвращались романы, посвященные войне.

Их авторы (например, Мерль в “Уик-энде на берегу океана”) старались понять, отчего мы испытываем особенную, ни с чем не сравнимую, острую жалость, глядя на мучения лошадей: мирные труженики гибнут безропотно, не сопротивляясь, – они горько расплачиваются за свою преданность людям.

Мотив безропотной жертвы подчеркивается распределением ролей в корриде, близкой испанскому сердцу Пикассо. Быка тоже убивают, но он сражается, в слепом бешенстве наступает и нередко поднимает своего противника – тореро на рога. А лошадь – только страдающее существо, орудие в руках человека; ее, чтобы укрыться поднимают на дыбы, подставляя незащищеное лошадиное брюхо под смертоносные удары. Об этой незащищенности, наивности, доброте лошади трогательно рассказал Ч.Айтматов в повести “Прощай, Гульсары!”.

Одним словом, гибель невинной лошади – большой поэтический образ, имеющий свою историю и представляющий один из моментов гуманистической культуры. Это отнюдь не символ, а образ вполне жизненный, вырастающий из нравственного опыта и отражающий реальные отношения. Изменчивость его содержания не препятствует тому, что он связан с определенной художественной идеей, с особым комплексом чувств и мыслей. Сострадание, но особое, направленное на существо вполне безответное, целиком, зависимое от воли человека. Чувство это во многом похоже на жалость к угнетаемым детям, но тут в характер угнетателя непременно входит еще и подлая неблагодарность, черное предательство. Беззащитность лошади, отвечающей преданностью на злодейство, безнаказанность злодейства открывают простор жестокости, дают ей дойти до последней крайности. И в художественном изображении убиваемой лошади мучительное чувство жалости срастается с возмущением жестокостью, с ненавистью к насильникам.

Учитель. Представим панно как алтарный триптих: голова лошади окажется в центре, обратим внимание, в центре не люди, а голова лошади. Почему?

Учащиеся. Если говорить об испанской корриде, то роли распределяются так: бык может погибнуть, но может в слепом бешенстве поднять тореро на рога; человек в корриде подобен быку, а лошадь – только страдающее существо, орудие, причем, в руках человека.

Учитель. В отличие от христианских символов, в трактовке которых Пикассо отступает от традиционных канонов, испанские мотивы корриды художник воспроизводит с поразительной точностью.

Бык… Минотавр... Как и тореро, и лошадь – главное действующее “лицо” корриды.

Выступление четвертой группы

Рядом с растерзанным телом матери П.Пикассо помещает четко обозначенную фигуру быка, это, пожалуй, единственная фигура на полотне, представленная художником не деформированной.

Бык с выражением мрачного равнодушия, – это отнюдь не воссоздание какой-либо вероятной единичной ситуации. В единичной ситуации это невероятно. Но контраст вопиющего горя и ледяного равнодушия, входит в идею картины, в сущность изображаемой реальности – тем самым невероятное становится художественно необходимым.

Минотавр – человекозверь, живущий на Крите в лабиринте, построенном Дедалом. Образ, мучительно занимающий художника в те годы.

Он всегда воплощает природную стихию, физическую мощь, телесное, инстинктивное начало, слепую силу. Человекобык, быкочудовище берет то, что ему нужно, уничтожает то, что ему мешает. Надзирающе тупо взирает на происходящее, свирепо-безразличен, жесток, угрожающе равнодушен.

Учитель. Безразличие, равнодушие, жестокость. А ведь П.Пикассо обнаруживает в Минотавре то, что хотя бы в зародыше скрывается в каждом из нас. И если взращивать, культивировать их в себе… Размышляя о сущности Минотавра в трактовке П. Пикассо мы невольно исследуем природу зла, фашизма, их истоки! Сегодня это не менее актуально, чем накануне Второй мировой войны, когда художник работал над “Герникой”.

– Почему, на ваш взгляд, символом фашизма (тотального зла) становится Бык?

Учащиеся. Фашизм, преступивший через человеческое невозможно представить в образе, обличье человека.

Учитель. В офорте 1935г. “Минотавромахия” (см. рис.3) Пикассо размышляет о возможности и способах если не победы, то хотя бы укрощения Минотавра. Проследим за мыслью художника.

Быкочудовище, наступая, устремляет вперед острие шпаги, а женщина-матадор повержена, видно ее нежную грудь и замкнутое смертью лицо

Учащиеся. Бык побеждает, он сильнее женщины.

Учитель. Слева некий человек с хлипким телом лезет на лестницу, его равнодушное лицо обернуто к чудовищу.

Учащиеся. Мужчине не хватает мужества сразиться с Минотавром.

Учитель. Из окошка испуганно глядят две девушки.

Учащиеся. Но пассивное созерцание не прекращает схватки, на их глазах разыгрывается трагедия.

Учитель. Художнику невыносимо ограничивать содержание офорта унынием несопротивления.

Учащиеся. В нем есть еще прелестная девочка, ставшая на дороге чудовища и поднявшая руку со свечой.

Учитель. Художник нашел удивительное выражение тихой непреклонности в ее личике и фигурке. Многие писали о девочке как противостоящей силе зла. От этой мысли нелегко отказаться, хотя в рисунке нет того, что бы ее прямо подтверждало. Однако вся композиция дает знать, что девочка – ключевая фигура картины. Докажите это.

Учащиеся. В офорте П. Пикассо противопоставляет две фигуры: тяжеловесную тушу чудовища и легкую фигурку девочки: чудовище устремилось вперед, девочка замерла в неподвижности, и ясно, она не отступит; в одной руке девочки горящая свеча, в другой – пучок цветов. Громадная рука чудовища протянута к свече – возможно, чтобы потушить ее, возможно, требуя добычу, в другой руке – стальной клинок, направленный в сердце девочки.

Учитель. Свеча может ассоциироваться и с огнем, которого боятся дикие звери (Минотавр недаром закрывается от него рукой) и с христианским символом чистоты и невинности, и со светочем разума, и с путеводным огнем. Выберите из предложенных трактовок, наиболее емкую и точную.

Ответы учащихся.

Учитель. Пикассо убеждает нас в одной непреложной истине – силой можно убить Минотавра, а очеловечить его можно лишь светом, светочем добра, разума. И это урок великого гения. Какие еще символы, образы из “Минотавромахии” Пикассо цитирует в “Гернике”?

Учащиеся. Цветы, светильник, античный профиль…

Учитель. Что олицетворяет эта античная маска?

Учащиеся. В момент, когда весь мир рушится, разламывается на куски, Пикассо все-таки дает надежду. Античный профиль олицетворяет эту надежду на возрождение мировой гармонии, сил добра и справедливости, при условии, что воссияет светоч разума, ибо, согласно словам Ф.Гойи, взятыми в качестве эпиграфа урока, “ Сон разума рождает чудовищ”.

Учитель. Рафаэль Альберти писал: “Пикассо пришел в этот мир, чтобы хорошенько встряхнуть его, вывернуть наизнанку и снабдить его другими глазами”. На уроке шаг за шагом мы пытались реконструировать мудрое послание великого экспериментатора и философа XX века. Силой своего таланта художник отнял у зрителей право быть сторонними наблюдателями доказывая, что сон совести превращает в чудовище самого человека. П. Пикассо в мгновение ока перенес нас в свой мир, гипнотизируя, будоража, вселяя беспокойство, давая возможность испытывать ужас и страдание, отчаянье и надежду. Ту, которую дает нам еще один испанец, расстрелянный фашистами, Ф.Г.Лорка в своем бессмертном стихотворении.

“Прелюдия”.

И тополя уходят,
Но след их озерный светел.
И тополя уходят,
Но нам оставляют ветер.
И ветер умолкнет ночью,
Обряженный черным крепом.
Но ветер оставит эхо,
Плывущее вниз по рекам.
А мир светляков нахлынет –
И прошлое в нем потонет.
И крохотное сердечко
Раскроется на ладони.

Домашнее задание

Двадцатое столетие увидело себя, поняло себя в искусстве Пикассо, который соединил опыт своей эпохи с многовековой эстафетой человеческого самопознания.

  • Обозначьте тезисами основные проблемы, поднятые П.Пикассо в картине “Герника”.
  • Вспомните произведения, которые бы претендовали, как “Герника”, на звание символа XX го века, и столь же емко отражали его суть, преподнося уроки не менее значительные, чем великая картина П. Пикассо.

Список использованной литературы:

  1. А.Дехтерева Путь великого мастера / Учит. Газ. 1981, 24 окт.
  2. В.Днепров Судьбы новых форм. Уроки “Герники” Пикассо / Иностр. лит-ра, 1975г., №4 с 191-199.
  3. А.Каменский Художник и эпоха / Юность, 1981г. №10 с 81-84
  4. В.Прокофьев Феномен Пикассо / Декоративное искусство CCCP, 1981г. №10 с 34-41
  5. В.Турчин “Герника” / Творчество, 1973г. №8 с 20-22