"Перекличка веков. Идеи просвещения, науки и образования в литературе России". Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для старшеклассников

Разделы: Литература


Цели урока:

1. Проследить, какое выражение нашли идеи просвещения и науки в литературе XVIII-XIX веков.

2. Подробнее познакомиться с творчеством писателей и поэтов XVIII– XIX веков, которым были близки идеи просвещения.

3. Соотнести представления о человеке и его отношении к науке в XVIII– XIX веках и в наше время; определить, какие черты человеческой личности считались наиболее значимыми.

Литературный салон в духе XVIII-XIX веков. На стенах портреты Ломоносова, Фонвизина, Грибоедова, Державина, Пушкина, Тургенева, Толстого и др., плакаты великих людей об образовании и науке. За столом сидят писатели и поэты: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, герои произведений XVIII-XIX веков и ученики. Мероприятие сопровождает классическая музыка В. А. Моцарта – концерт для фортепьяно с оркестром №21, Г. Ф. Гендель – Сарабанда, Оркестр Лондонских “Променад-концертов”, И. С. Бах – ария из оркестровой сюиты №3, Л. Бетховен – “К Элизе”.

Ход мероприятия:

На фоне музыки Генделя “Сарабанда” звучит цитата (запись-голос):

“ Да чудно, дивно было то время. Безбожие и изуверство, грубость и утонченность, материализм и набожность, страсть к новизне и упорный фанатизм к старине, пиры и победы, роскошь и довольство, великие умы и великие характеры всех цветов и образов.

И между ними Недоросли, Простаковы, Тарасы Скотинины, бригадиры; дворянство, удивлявшее французский двор своею светскою образованностью, и дворянство, выходящее с холопьями на разбой”.

В. Г. Белинский.

– О каком периоде в истории русского государства идет речь в этой цитате?

– XVIII век – эпоха Просвещения…

На сцену выходят ведущие.

Ведущий: Сегодня мы с вами попытаемся выяснить, какое выражение нашли идеи просвещения, науки и образования в литературе XVIII-XIX веков, попробуем соотнести представления о человеке и о его отношении к науке и образованию в XVIII веке и в наше время; посмотрим, какие черты человеческой личности считались тогда наиболее значимыми; познакомимся подробнее с творчеством Ломоносова, Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Некрасова, Толстого и других писателей. Ведь каждый из них вписал свою страницу в историю литературы. Вслушиваемся в их голоса, узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.

Ведущий: XVIII век – столетие “безумное и мудрое”. Многие проблемы были унаследованы от “бунташного” (по выражению современников) XVII века. Новый век рождал новые проблемы, новые темы для размышления публицистов, для всех мыслящих людей.

В XVIII веке русская общественная мысль бурлила в полном смысле этого слова.

Что же было характерно для общественной мысли XVIII века, вокруг чего велись споры? Каковы были идейные задачи этого периода?

Ведущий: Россия петровского времени – молодая страна. С Петром Россия вошла в новое время – в эпоху Просвещения. Дух этой эпохи – рост светской образованности, развитие философской мысли. Основная надежда возлагалась на благодетельную силу разума и науки, способных духовно возвысить человека.

В первой четверти XVIII века окончательно сформировалась абсолютная монархия, которая играла активную роль в социально-экономической, политической, культурной жизни страны. Она расширяла и укрепляла феодальное землевладение и крепостное право, проводила выгодные господствующему классу реформы. Она стремилась регламентировать общественную и даже личную жизнь подданных, вплоть до покроя их одежды и формы причесок. Таким образом, в России сформировался свой кодекс поведения. Петр I не только сбрил бороды и укоротил платье, но и вывел женщину в свет из теремов, поставил образование на более высокий уровень.

– Свой вопрос я хотел бы адресовать вам, Михаил Васильевич, вы ярый сторонник движения просветителей России, вы крупнейший русский ученый и поэт. Прожили яркую, необыкновенную жизнь. Явились основоположником многих отраслей русской науки, внесли неоценимый вклад в русскую литературу. Как вам удалось достичь таких высот? Расскажите немного о себе.

Ломоносов: До 19 лет я жил в своей деревеньке Денисовке и помогал отцу в рыбном промысле. Меня с детства влекло к знаниям. Я прочитал все книги, какие мог достать в поморском селе, выучил наизусть учебники по славянской грамматике и арифметике. От знакомого дьячка я услышал, что для приобретения большого знания и учености надо владеть латинским языком, а “сему не инде можно научиться в Москве, Киеве или только в Петербурге”.

И вот суровой зимней порой, присоединившись к рыбному обозу, я отправился в Москву, в поход за знаниями. Скрыв свое мужицкое происхождение, я поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую духовную академию. Не имея никакой материальной поддержки, я терпел голод и нужду, но учение не оставлял. За один год я самостоятельно изучил программу 3-х классов, и в короткий срок овладел латинским языком, на котором в то время писались все научные книги.

Но эта академия готовила священников, а я неудержимо рвался к светским наукам: читал книги по физике, математике, истории, философии. В 1735 году судьба улыбнулась мне: в числе лучших учеников меня отправили в Петербургскую Академию наук для завершения образования, а через год – в Германию. За границей я изучил горное дело, металлургию, химию и в 1742 году вернулся в Россию, в Петербург…

Ведущий: …вполне сложившимся ученым. Вы стремились поставить науку на службу Родине, так как. пришли в Академию наук с ясно осознанной целью: подготовить русских ученых, которые должны заботиться о просвещении народа. А с какими трудностями сталкивались?

Ломоносов: Российская Академия наук была далека от тех задач, которые выдвигал я. Ученые иностранцы, поддерживаемые придворными, оттесняли русских от науки всеми средствами, ставили их в зависимое положение! Я оказался в трудных условиях. Академики не признавали ценности моих научных трудов. Когда я восстал против “худого состояния Академии” меня даже подвергли аресту. Но я был полон “благородной упрямки и смелости в преодолении всех препятствий к распространению наук в Отечестве”.

Ведущий: Спасибо, Михаил Васильевич, за ваш подробный рассказ. Идеями Просвещения заинтересовался и Денис Иванович Фонвизин. Скажите, Денис Иванович, что же стало главной заботой просветителей?

Фонвизин: Нам были близки идеи французских писателей-просветителей: Вольтера, Дидро, Руссо. Они боролись за свободу человека, против тирании, невежества, религиозных предрассудков. Мы связывали свои надежды на переустройство общества на основах разума и справедливости, облегчить страдания народа путем просвещения всего общества, путем смягчения нравов и т. д.

Кстати, просвещение и воспитание различных социальных слоев общества, но, прежде всего дворянства и купечества – это тоже одна из идейных задач XVIII столетия.

Ведущий: Может, нам пора уже обратиться к героям Дениса Ивановича. От своего рождения человек включен в семью, общество, народ, государство. Как важны слова, которые скажет ему мать, отец. Слушаем урок, который дает сыну мать.

(Сцена из комедии Д. Фонвизина “Недоросль”.)

Простакова: Пока Стародум отдыхает. Друг мой, ты хоть для виду поучись.

Митрофан: Слушай, матушка, я те потешу, поучусь, только чтоб был последний раз.

Простакова: А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой, Софьюшкины денежки было б куды класть.

Митрофан:Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин: Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…

Митрофан (пишет): Трое.

Цыфиркин: А дороге, на приклад, триста рублей.

Митрофан (пишет): Триста.

Цыфиркин: Дело дошло до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан: (вычисляя, шепчет): Единожды три – три. Единожды нуль – нуль.

Простакова: Что, что, до дележа?

Митрофан: Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Простакова: Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все возьми себе, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Митрофанущка, друг мой, коли ученье опасно для твоей головушки, так , по инее, перестань.

Митрофан: А по мне и подавно.

Стародум: До моих ушей дошло, что Митрофан только отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать. Например, грамматика. Что ж в ней знает Митрофан?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь? Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана места неделя стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

Стородум: Так поэтому у тебя слово “дурак” прилагательное, потому что оно прилагается к глупом человеку?

Митрофан: И ведомо.

Простакова: Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. И без наук люди живут и жили.

Ведущий: Митрофан, можно к тебе так обратиться?

Митрофан: Да, сударыня.

Ведущий: Митрофан, по мнению твоей матушки, учение, образование не обязательны. А ты сам как считаешь?

Митрофан: А что, я согласен с матушкой. Она плохого мне не пожелает. К чему мне мучиться с иоргафией? На то есть извозчики, доведут куда надо.

Ведущий: Митрофан, мы вот с тобой ровесники. Я скоро заканчиваю школу. Передо мной открывается новая дорога – дорога самостоятельной жизни. И меня очень волнует мое будущее. А у тебя какие планы на будущее? Как я поняла, ты не хочешь продолжить учебу?

Митрофан: Да не хочу я учиться, я жениться хочу. И маменька так хочет. Как вы не понимаете…(Уходит).

Ведущий: Мне невольно вспоминается восточная мудрость: “Говорить с глупым – терять слова. Не говорить с умным – терять себя.” Мудрый человек не будет терять слов и себя. С тобой все понятно, Митрофанушка.

Таким образом, обязательное для купеческих подростков обучение “пристойным наукам” невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей. Своей слепой, животной любовью Простакова сама же нравственно калечит сына. При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом.

Ведущий: А в дворянских семьях, хотя многие дети учились дома, день их был строго расписан с неизменно ранним подъемом, уроками и занятиями: иностранными языками, фехтованием, танцами, катаньем на коньках и лыжах, разными физическими упражнениями.

Ведущий: Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних позиций может показаться строгим, даже жестким. Но это не недостаток любви. Это высокий уровень требовательности, определяемой нормой дворянского кодекса чести, правил хорошего тона.

Ведущий: Тому яркий пример Александра Сергеевича Грибоедова – образованнейший человек своего времени, а в возрасте 11лет поступил в Московский университет и в итоге закончил 3 факультета, в совершенстве овладел европейскими, древними, восточными языками.

– А на персидском даже писал стихи,

– блестящий дипломат,

– и, наконец, музыкант, автор знаменитого вальса.

– Очень большое, важное значение придавал Грибоедов образованию, воспитанию, культуре. Ум виделся Грибоедову как сила высокая и внутренняя, он призирал невежество. И поэтому в его знаменитой комедии “Горе от ума” многое “стоит” на уме.

(Эпизод из комедии):

Фамусов: Софья спит?

Лиза: Сейчас започивала.

Фамусов: Сейчас! А ночь?

Лиза: Ночь целую читала.

Фамусов: Вишь, прихоти какие завелись!

Лиза: Все по-французски, вслух, читает запершись.

Фамусов: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтении прок-то невелик.
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

Лиза: Что встанет, доложусь.
Извольте же идти; разбудите, боюсь.

Фамусов: Ужасный век. Не знаешь, что начать.
Все умудрились не по летам,
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки.
Берем же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всем учить, всему-
И танцам и пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.

Ведущий: Главный герой комедии Чацкий, умный человек, вихрем врывается в чужую и чуждую ему среду .

Чацкий: Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше седьмисот пронесся,-
Ветер, буря;
И растерялся весь, и падал сколько раз-
И вот за подвиги награда!

София: Ах! Чацкий, я вам очень рада.

Чацкий: Вы рады? В добрый час.

София: Что значит видеть свет!
Где же лучше?

Чацкий: Где нас нет.
…Ну что ваш батюшка? Все Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?
Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?..
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В ученый комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?..
А тетушка? Все девушкой, Минервой?
Все фрейлиной Екатерины первой?
Воспитанниц и мосек полон дом?
Ах! К воспитанью перейдем.
Что нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболе, ценою подешевле?
Не то, чтобы в науке далеки;
В России, под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом !
Софья: Не человек, змея!
Чацкий: Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…

Ведущий: Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, “вперить ум” в науки или посвятить себя “искусствам творческим , высоким и прекрасным”. В ответ на это Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей. А причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в просвещении:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел и мнений.

Ведущий: Такого же мнения все фамусовское общество: сами они – враги просвещения, люди невежественные, хотя берутся судить обо всем, причем считают, что их мнение непререкаемы. Именно так отзывается об образовании и Хлестова:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев.

Ведущий: Так, во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Ум и здесь по-просветительски объединяет собой высокую степень просвещенности, свободолюбие и вольномыслие, пылкость, силу и верность чувств.

Ведущий: “У каждого возраста свой Пушкин”, – сказал как-то С. Я. Маршак. Это очень верно. Сегодня нам хочется поговорить и о Пушкине, когда ему было столько, сколько нам, может, чуть больше. Александр Сергеевич, вам слово.

Пушкин: В начале жизни школу помню я.
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…

Конечно же, детство – самая отрадная, беззаботная пора. Она полна шумных игр, веселых забав и больших, на детский взгляд, радостей. Но во все времена большую часть детства занимало и занимает воспитание и учение ребенка. Обычно это школа. Школы существовали всегда, и несколько в ином виде, чем у вас.

Наше учебное заведение должно было носить название древнего ликея – загородного афинского портика, где Аристотель учил и воспитывал своих учеников. Екатерине 11 и тем, кто по ее поручению ведал школьными делами, казалось, что можно создать “новую породу людей”. С этой целью брались дети из разных сословий не старше 5-6 лет, пока они еще не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Мы составляли одно общество, без всяких различий в столе и одежде. Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года. В числе первых воспитанников были Корф, Вольховский, Горчаков, Яковлев, Матюшкин, Малиновский, Илличевский, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, Броглио и др. Преподавание велось на русском языке. В программе лицея соединялось среднее и высшее образование. Выделялось время для “гимнастических упражнений” – верховой езде, плаванию, гребле. Прибавим к этому подъем в 7 утра, прогулки в любую погоду и простую пищу.

Ведущий: А были ли у вас телесные наказания?

Пушкин: Нет. И не ради вольностей дворянских, а потому что это унизительно, обидно и на всю жизнь запоминается. Но для “отчаянных” существовали легкие наказания. Один лицеист, например, был одет на сутки в свой старый детский сюртук, в котором прибыл в Лицей. Сюртук был до того узок, беден и дурно сшит, что вызвал смех и произвел необходимое воспитательное воздействие.

Ведущий: А какие предметы вам больше нравились?

Пушкин: История, литература, языки, я неохотно занимался только математикой. Я продолжал, как и дома, очень много читать. Вообще в лицее господствовала атмосфера интереса к литературе, к поэзии. Мы издавали рукописные журналы “Неопытное перо”, “Юные пловцы”, “Лицейский мудрец”, и. т. Появилась даже целая группа лицейских поэтов и литераторов. Шли литературные споры. Было очень интересно. Наш лицей ведь был закрытым учебным заведением, нас не отпускали домой даже на каникулы – и все это нас так сблизило – мы были как одна семья.

(На фоне арии Баха звучит запись):

1-ый голос: Из воспоминаний А. Пушкина: “это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам. Все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтобы дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую “Водопад”.

Державин был стар. Он очень устал и чувствовал, что совсем напрасно приехал в Царское Село.

Его усадили в кресло. Он вздремнул, но слышал все отчетливо. Вдруг раздался звонкий голос. И этот голос сказал ему, и никому другому:

“Воспоминания в Царском Селе”.

2-ой голос: (стихотворение А. Пушкина “Воспоминания в Царском Селе”):

Бессмертны вы вовек о росски исполины,
В боях воспитаны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян.
Ты видел, как орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам, страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь
Струнами громозвучных лир.

1-ый голос: Когда Александр закончил, только некоторые смотрели на него; большая часть смотрела на Державина.

Старик, костлявый, согнутый в три погибели, все выпрямлялся и теперь, откинув голову, стоял; лицо его было в бессмысленном старом восторге, слезы текли по морщинистому грубому лицу. Вдруг он с неожиданной легкостью отодвинул кресло и выбежал, чтобы обнять чтеца. Но Александра не было – он убежал.

Все еще держась, не впадая в дремоту, Державин стал с живостью разговаривать с Разумовским – министром.

Разумовский ничего не разумел. Он сказал, что хотел бы образовать Пушкина в прозе.

“ Оставьте его поэтом”, – сказал Державин и отмахнулся.

Пушкин: Друзья мои, Прекрасен наш союз!
Он, как душа. Неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Ведущий: Среди наших гостей есть и герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Васильевич Базаров. Господин Базаров, мы знаем вас как образованного и интеллигентного человека. Но нам не понятно ваше насмешливое отношение к Пушкину, Рафаэлю.

Базаров: Я человек дела, а не слова. Да, я убежден, что Рафаэль гроша медного не стоит, а Николай Петрович не мальчик, и пора ему бросать эту ерунду – читать Пушкина. Надо изучать науку. Пришло время науки и дела. Надо работать, надо спешить. Только практическое знание способно вести человечество к истинному прогрессу, а искусство и другие проявления духовной жизни могут лишь тормозить движение вперед. Поэтому я верю исключительно в опыт и науку и отношусь с презрением к искусству и религии. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Ведущий: Да, ваши оценки для нас, живущих в 21 веке, являются непривычными. Вообще, нашему поколению есть чему поучиться у вас! Даже ваша смерть стала для нас показательной. Она, по мнению критика Писарева, “равносильна подвигу”. Вы умирали мужественно и достойно.

Базаров: Может и так. Только я не уверен был в том, а нужен ли я России. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник, а я …

Ведущий: (перебивая). Не спешите, Евгений Васильевич. Действительно, люди, занимающиеся полезной деятельностью, всегда были нужны в обществе. Но вы ведь ученый! Ваша работа на благо общества получит свое признание позже. Вы один из первых. А судьба таких людей всегда трагична. Один из современников Тургенева писал: “Передовые борцы, бросающиеся на твердыню, почти всегда гибнут: она сдается только упорным последователям”.

Ведущий: Да, Базаров – натура глубокая, сильная, у него есть чувство собственного достоинства, гордость, ум, самостоятельность. Вот бы эти качества нам, живущим в 21 столетии.

Ведущий: Лев Николаевич Толстой больше известен как великий писатель, нежели педагог. Имя Толстого неизменно в первой десятке индекса ЮНЕСКО переводной литературы, что свидетельствует о принадлежности этого писателя к наиболее читаемым во всем мире авторам. Созданные им произведения глубоко психологичные и жизненно правдивые, захватывают читателей, а действующие лица, герои стали неотъемлемой частью культуры миллионов людей. А между тем свои учительские труды он оценивал выше литературных произведений. Чем объяснить такую удивительную самооценку? Может быть, тем, что в педагогических исканиях Л. Толстого яснее проявляется основание всего его творчества – гуманность, т. е. человечность. Об этом свидетельствует содержание его философско-педагогического трактата “О жизни”, запрещенного и уничтоженного сразу после издания, описания опыта Яснополянской школы, теоретические и методические статьи, письма. В них все согрето чувством уважения к человеческому достоинству ребенка, любовью к людям, заботой об их благе, раскрываются пути нравственного самосовершенствования человека.

Ведущий: К практическому участию в деле народного просвещения Л. Толстой стремился с юношеских лет. Об этом свидетельствует его ранний автобиографический рассказ “Утро помещика”. Как и герой этого рассказа, Л.Толстой, 21 года от роду начинает обучать крестьянских детей. Он открывает в родовом имении Ясной Поляне, бесплатную школу и ведет в ней уроки. Но первые педагогические опыты оказались непродолжительными. С 1851-1855 г. Лев Николаевич на армейской службе. После выхода в отставку он размышляет продолжить любимую работу.

Ученик: Но наблюдения Толстого-писателя за поведением ребенка и школьные опыты Толстого – учителя убеждали его в том , что обучение – дело отнюдь не простое и не легкое, что без профессиональных глубоких знаний успех в нем невозможен. Л. Н. Толстой обращается к специальной литературе, вступает в контакты с деятелями просвещения, начинает знакомиться с педагогическим опытом разных стран мира. В 1857 года Лев Николаевич предпринимает первое путешествие в Европу: посещает Германию, Францию, Швейцарию, Италию. Непосредственно знакомясь с европейской культурой, он изучает и практику работы учебно – воспитательных учреждений в названых странах. Но чем глубже изучал он современную педагогику Запада, тем больше у него складывалось критическое отношение к ним. Коренной недостаток западноевропейской педагогики заключался по его мнению, в ее оторванности от жизни народа, о т его потребностей.

Ученик: Сам Толстой преподавал в старшей группе математику, физику, историю и некоторые другие предметы. “мы, вспоминал учитель Тульской гимназии Евгений Львович Марков, следили за изумительными успехами его лапотных школьников, среди которых иные бойкие мальчуганы, оторванные от стада овец или прямо от бороны, всего за несколько месяцев учения могли уже свободно писать довольно грамотные сочинения”. Лев Толстой в 1872 г. издает учебную книгу для самых маленьких, которая называлась “Азбука графа Л. Н. Толстого”, представляющая собой комплекс из четырех книг.

На фоне музыки Бетховена:

1-ый голос: Из писем Толстого:

“Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто с ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить, и кого прежде, кого после вытащить! И тонет тут самое дорогое именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Ломоносовых, Филаретов. А они кишат в каждой школе. Я вижу, что делаю дело, и двигаюсь вперед гораздо быстрее, чем ожидал”.

2-ой голос: “Однажды мне случилось говорить с г-ном Прудоном, известным французским социалистом. Я ему рассказывал про Россию, про освобождение крестьян и про то, что в русском обществе проявилось теперь сознание того, что без образования народа никакое государственное устройство не может быть прочно. Прудон вскочил и прошелся по комнате “неужели это правда? Ежели это правда, – сказал он мне как будто с завистью, вам, русским, принадлежит будущность”.

Ведущие: Да, и через десятилетия и века до нас доходят живые слова русских писателей:

– Михаила Васильевича Ломоносова

– Дениса Ивановича Фонвизина

– Александра Сергеевича Грибоедова

– Александра Сергеевича Пушкина

– Иван Сергеевича Тургенева

– Льва Николаевича Толстого

– и многих, многих других.

Ведущий: Через всю жизнь проносим мы в душе образы этих людей – грустных, строгих, нежных, властных, скромных, язвительных, мечтательных, насмешливых, наделенных могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Они бессмертны и навсегда и молоды.

Ведущий: Их гражданская позиция высока и значительна. Их литературная деятельность гениальна. Их слово ярко, чисто и вечно.

Учитель: И напоследок, мне хочется обратить ваше внимание на еще одно высказывание А. С. Пушкина, чье имя звучало сегодня, и не зря, чаще других:

“Хорошее общество может существовать и не в высшем кругу, а везде, где есть люди честные, умные и образованные”.

И я вам искренне желаю – и участникам, которые в этом году оканчивают школу, и всем остальным – найти себе такой круг общения, где в наибольшей цене были бы вечные для всех времен и народов качества: ум, честь и образованность.

Успеха вам!