Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

Разделы: Биология


План урока.

Тема урока: Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших.

Цели урока:

Развивающая: Сформировать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналоги, обобщать.

Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися законов теории, понятий, признаков, свойств. Осуществить контроль определенных знаний; повторить, обобщить, систематизировать.

Воспитательная: Обеспечение формирования и развития нравственности, способствовать воспитанию коллективизма , гуманизма и т.д.

Задачи: Раскрыть особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением одноклеточных животных, компьютер, мультимедийный проектор, видеофильм “Многообразие и значение простейших”

ПЛАН:

  1. Актуализация знаний, умений и навыков
  2. Изучение нового материала:
  3. Закрепление пройденного материала:
  4. Выводы
  5. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Актуализация знаний, умений и навыков

1. Несколько учащихся работают по дифференцированным карточкам

Карточка №1

  • Что изучает наука зоология?
  • какие органоиды характерны для животных клеток и не характерны для клеток растений? (Центриоли клеточного центра отсутствуют у высших растений)

Карточка №2

  • В чем основное различие животных и растений? В чем их сходство? Что доказывает это сходство?
  • В чем отличие клеточных оболочек животной и растительной клеток? (В оболочке животной клетки отсутствует клеточная стенка из целлюлозы).

Карточка №3

  • Чем отличается двусторонняя симметрия от лучевой? Какими признаками обладают животные, имеющие лучевую и двустороннюю симметрию. Приведите примеры.
  • Какие органоиды характерны для растительных клеток, и не характерны для животных? (Хлоропласты, крупные вакуоли).

2. Остальные ученики отвечают устно на вопросы:

  • Как называется наука, изучающая животных?
  • Перечислите признаки свойственные животным.
  • Какие признаки животных для растений являются исключением? (Гетеротрофное питание, активное передвижение, имеются системы органов пищеварительная, дыхательная, нервная)
  • Каким организмам свойственна двусторонняя симметрия тела, приведите примеры?
  • Каким организмам свойственна лучевая симметрия, приведите примеры?
  • Чем отличается двусторонняя симметрия от лучевой?
  • На какие подцарства подразделяется царство животных?

2.Изучение нового материала: Тема: “ Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших”

Проблемный вопрос: Чем одноклеточный организм отличается от многоклеточного?

К одноклеточным, или простейшим относятся животные тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование.

Подавляющее большинство простейших микроскопически малы, однако есть крупные многоядерные и колониальные формы. Размеры одноклеточных колеблются от 3-4 до 50-150мк и более.

Основные компоненты клетки одноклеточных – ядро и цитоплазма.

В отличии от клеток многоклеточного организма, у одноклеточных есть органоиды специального назначения. Это органоиды движения, которые могут быть временными и постоянными.

У саркодовых ложноножки, псевдоподии – выросты цитоплазмы

Жгутиковые один или несколько жгутиков.

Инфузории – многочисленные реснички.

Представители

органоиды

саркодовые

Ложноножки-псевдоподии (выросты цитоплазмы)

жгутиковые

Один или несколько жгутиков

инфузории

Многочисленные реснички

Свободноживущие пресноводные простейшие

Сократительные вакуоли (для удаления продуктов обмена)

жгутиковые

Раздражимость. Светочувствительность

Саркодовые

Не имеют постоянную форму тела. Фаго – или пиноцитоз. Связан с образованием псевдоподий. Одноклеточные с постоянной формой тела. Обладают постоянными пищеварительными органоидами.(клеточная воронка, клеточный рот, глотка, порошица)

одноклеточные

Инцистирование – образование цисты ядро с небольшим объёмом цитоплазмы, содержащий необходимые органоиды, окружается многослойной капсулой.

одноклеточные

Размножение.

Бесполое – путем деления клетки при благоприятных условиях.

Половое – при неблагоприятных условиях.

Классификация одноклеточных

3. Просмотр слайдов

4. Сообщения учеников

  • Тип Саркожгутиконосцы. Класс саркодовые.
  • Класс Жгутиконосцы.
  • Тип Споровики.
  • Тип Инфузории, или Ресничные.
  • Значение простейших.

5. Просмотр видеофильма.

6. 1) Закрепление пройденного материала: в рабочих тетрадях стр.31, задание 49,50,53,55

2) Работа с книгой, решение тестов

7. Выводы: 1) Организм одноклеточного животного представлен одной клеткой, которая является целостным организмом.

2) Клетки одноклеточных организмов имеют органоиды специального назначения: ложноножки, жгутики, реснички, сократительная вакуоль, светочувствительный глазок, клеточная воронка, клеточный рот, глотка, или захватывание пищи фагоцитозом или пиноцитозом, органоид выделения порошица.

3)Обладают важной особенностью инцестирование

4) Размножаются бесполым и половым путем

5) Всовременной систематике разделяют типы.

  • саркожгутиконосцев
  • споровиков
  • ресничных

6) Многие простейшие играют важную роль

  • в пищевых цепях
  • образуют пласты горных пород

7) Некоторые приносят вред

  • паразиты

8. Домашнее задание: стр. 94-101, вопросы 1-14, в рабочих тетрадях задание 51,52,54.

Приложение