Контрольно-обобщающий урок по теме: "Гидросфера"

Разделы: География


Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Гидросфера”.

Задачи:

  1. Продолжить развитие умений работать с картой, читать карты, продолжить работу по развитию речи, логического мышления, образной памяти.
  2. Воспитывать чувство товарищества, дружбы, умение работать в коллективе.

Форма проведения: урок-игра.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Физическая карта мира;
  • Атласы;
  • Дидактический материал,
  • Контурные карты;
  • Картосхема “Страна Гидросферия”, “Мировой круговорот воды в природе”.

Ход урока:

Организационный момент:

  • Приветствие.
  • Фиксирование присутствующих.
  • Знакомство с целями и формой проведения урока.

Учитель:

– Ребята, многие из вас, как и я любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А.Твардовского

Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.

Взяла я календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. В комментарии к карте говорилось, что капитан Врунгель спрятал клад. Вы только что изучили водную оболочку Земли, у вас есть много отважных и любознательных ребят и поэтому я приглашаю вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны? Путешествие необычное, капитаном буду я, а вы юнгами. Мы идем в страну “Гидросферию”. Чтобы наша команда могла добиться заветной цели и победить, необходимо выполнить следующие условия:

  • В каждой команде есть старший юнга, который будет следит за выполнением заданий, сообщать об их выполнении или сигнализировать учителю в случае затруднения;
  • Быть внимательными, помнить, что самое главное на корабле – отличная подготовка, дисциплина и умение принимать ответственные решения.

А теперь, юные искатели приключений, в путь! Правила я вам объяснила, наш корабль отчалил от острова “Школьный

Плывем к неведомому берегу;
Хотим увидеть целый свет.
Какое небо над Гидросферией?
Когда наступает там рассвет?
Как это здорово и правильно
Что среди множества наук
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятней мир вокруг.

И вот мы уже плывем через пролив, но здесь быстрее течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, но мы все-таки подплываем к первому острову. Это остров научных терминов. На нем находится склад научных терминов. К каждому термину работники склада прикрепили этикетку с определением. Но, был сильный ветер, и все перепуталось. Ребята давайте поможем работникам склада. От каждой команды я приглашаю по 2 человека. Ваша задача правильно дать определение терминам [приложение 1].

С заданием вы справились, молодцы!

Мы продолжаем путешествие и нам предстоит обогнуть полуостров “Успеха” и дойти до 2 острова. На этом острове очень много лишних объектов. Давайте попробуем их определить.

Задание: Наше путешествие продолжается. Смотрите, смотрите, впереди виднеется остров. Кажется это остров Знатоков. Да, это так. На этом острове капитан Врангель тоже побывал. И ему местные жители дали звание Знатоков, так как он ответил на все вопросы. А давайте и мы с вами попробуем ответить на них. От каждой команды я приглашаю по одному члену команды. Ровно за 1 минуту вы должны в кабинете найти 3 свертка с заданием. Командам подсказывать нельзя. За подсказку я буду ставить штрафные баллы.

Молодцы! Свертки все нашли, их всего 4. должно быть у каждого. А теперь вы по очереди читаете задание, отвечаете на вопрос и раскрываете сверток, проверяя свой ответ. За каждый правильный ответ вы получаете по одному баллу [приложение 3].

Учитель: Внимание, экипаж!
Пираты взяли нас на абордаж.
Они прислали нам конверт.

Давайте посмотрим что там: “Карта? Странная какая-то карта, цифры и больше ничего не подписано. В конверте есть еще “черная метка” на ней написано, что нас отпустят при условии, что мы поможем расшифровать карту [приложение 4].

Ура! Мы свободны, может плыть дальше. Вы, наверное, устали сидеть в каютах. Я прошу вас подняться на палубу.

(Физкультурная минутка).

На корабле опять возникла проблема: закончились запасы пресной воды. Придется причалить к острову Небылиц. Где-то под руками были близко записки капитана Врунгеля. Попытайтесь-ка найти при чтении, что здесь подвергается сомнению [приложение 5].

Учитель: Итак, мы вспомнили, составные части Гидросферы. Мы продолжаем поиск клада. Перед нами архипелаг “Литературный”. Но на каком из островов капитан Врунгель спрятал клад? А вот кажется подсказка (сверток). Юнги, это послание капитана узнать название острова сможет тот, кто прочитает свиток. Но свиток – волшебный, он разворачивается только после разгадки литературных загадок, всех поочередно. Попробуем, юнги?! Архипелаг “Литературный” впереди. Попробуем найти остров Врунгеля. Название острова откроется тому, кто знает что, зачем и почему [Приложение 6].

Клад спрятан на самом маленьком острове.

Учитель: Юнги, теперь мы знаем название острова – это остров Победы и можем найти клад.

Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель приготовил для нас такую подсказку, на которой написан термин “Атмосфера”?

Да, вы правы, это следующая оболочка Земли, которую вы будете изучать.

Вот и закончилось наше путешествие. Я знала, все у вас получится, Гидросферию мы с вами будем знать. Всем орденоносцам Врунгеля в журнал ставлю “4” и “5”.

Все хорошо поработали. Я прошу сдать маршрутные листы. Урок окончен.

Использованная литература.

  1. Болотникова Уроки – игры в средней школе.– Волгоград: Учитель,2002.
  2. Иванова Е.И. Повторно – обобщающий урок по теме “Гидрросфера” (Фестиваль педагогических идей “Открытый урок 2004/2005”).
  3. Касаткина Занимательные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. –Волгоград.: Учитель, 2002.

Приложение 2

Приложение 7