Тема урока: "Географическое положение и особенности природы южных материков"

Разделы: География


Цель учителя: создание условий для усвоения учащимися учебного материала на уровне получения новых знаний.

Задачи учащихся:

  1. Изучить понятие “Физико-географическое положение (ФГП) материка”, определить особенности ФГП южных материков и их влияние на природу.
  2. Выявить основные черты рельефа южных материков и размещение полезных ископаемых.
  3. Получить представления об особенностях климата, внутренних вод и природных зон, обусловленных географическим положением и общей историей развития южных материков.
  4. Познакомиться с почвенной картой, учиться ее читать.

Тип урока: Получения новых знаний и первичного закрепления материала.

Форма урока: Беседа с элементами практикума.

Оборудование: Настенные карты (физическая карта мира, физическая карта Африки), учебник (Коринская В.А. и др. География материков и океанов, 7-й класс. – М.:, Дрофа, 2002), атлас по географии для 7-го класса, презентация на СD-диске (Приложение 1), проектор, экран.

Содержание урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Первичное закрепление изученного материала.
  4. Подведение итогов урока, рефлексия.
  5. Домашнее задание.

Изучение нового материала

Учитель: Уважаемые путешественники! На предыдущем уроке мы с вами завершили плавание по океанам планеты. Надеюсь, что оно было для вас увлекательным и полезным. Но не менее интересно будет узнать, а что же ожидает нас на суше?

Напомните мне, сколько материков нам предстоит посетить? Верно, шесть. А маршрут по суше мы проложим, познакомившись с содержанием раздела II учебника (с.317-318). В каком порядке мы будем изучать материки? (южные – Африка, Австралии и Океания, Южная Америка, Антарктида, и северные – Северная Америка и Евразия).

Сегодня мы обратим наше любопытство к южным материкам.

1. Состав группы южных материков (беседа по вопросам):

  • Почему эти четыре материка относят к группе южных материков?
  • Частью какого материка они были раньше?
  • Какие общие черты природы материков следует ожидать вследствие такого местоположения и истории развития?

2. a) Понятие “ФГП материка”, план его описания (объяснение содержания термина учителем, запись определения в тетрадь учащимися).

Физико-географическое положение материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу.

б) Как географическое положение влияет на особенности природы материка? (беседа).

  1. От географического положения зависит количество получаемого поверхностью материка солнечного тепла и осадков, их распределение по временам года.
  2. Климат определяет характер почвенного покрова, размещение природных зон с различной флорой и фауной.

в) Особенности ФГП южных материков (самостоятельная работа по изучению плана описания ФГП материка (стр.311 учебника):

  1. Прочтите пункты плана.
  2. Выясните, чем похож план описания географического положения материка и план описания географического положения океана. В чем их различие?
  3. Вспомните, что такое “меридиан”, “параллель”, “экватор” и “нулевой и 180-й” меридианы, “географические координаты”.
  4. Как определить протяженность (длину) материка по карте?

Подсказки:

  • Длина 1 градуса меридиана равна около 111 км, длина 1 градуса параллели различна.
  • Для определения длины в градусах нужно найти координаты крайних точек материка и произвести арифметические действия: сложить данные, если точки находятся в разных полушариях, вычесть из большей величины меньшую, если точки находятся в одном полушарии.

Далее тренировочные задания по определению протяженности материков в градусах с севера на юг по вариантам: I в. – Африка, II в. – Южная Америка, III в. – Австралия.

1. Общие черты рельефа и размещения полезных ископаемых (рассказ учителя о формировании материков и их движении с привлечением данных теории литосферных плит).

В процессе формирования и движения материков большую роль играет движение земной коры.

  • Какие виды движения земной коры вы знаете?
  • К чему они приводят?

С появлением атмосферы и биосферы начался процесс интенсивного преображения поверхности Земли.

Задание: Рассмотрите физическую карту мира в атласе и ответьте на вопросы:

  1. Какие две крупные формы рельефа выделяются на материках?
  2. Какая из них занимает большую площадь?
  3. Где на материках располагаются крупные горные системы? Почему именно там?

Задание: Найдите в тексте учебника (стр.101) ответ на вопрос: что общего в строении современных материков?

Далеерассказ учителя о полезных ископаемых южных материков (учащиеся изучают карту строения земной коры, условные знаки и размещение полезных ископаемых на материках):

  • Магматические: руды черных и цветных металлов, алмазы, благородные и редкие металлы и другие (в горах и на равнинах).
  • Осадочные: нефть и природный газ, фосфориты, каменный и бурый уголь и другие (на равнинах, сложенных толщами осадочных пород).

Вывод: Данные о единстве геологического строения материков позволяют геологам открывать месторождения в сходных условиях (нефть в Гвинейском заливе и у восточных берегов Южной Америки, каменный уголь в Южной Африке и в Антарктиде).

2. Общие особенности климата и внутренних вод.

Учитель: Климат определяет основные особенности природы материков, а также хозяйства и быта населения.

Беседа по заданиям:

  1. Вспомните климатообразующие факторы (количество солнечного тепла, господствующие воздушные массы и их движение, влияние океанов, характер подстилающей поверхности).
  2. Прочтите текст учебника на стр.103-105.
  3. Расскажите о климатических условиях южных материков (кратко охарактеризуйте климатические пояса).

Учитель: Внутренние воды материков (реки, озера, подземные воды, ледники) зависят от климата и рельефа.

Беседа по вопросам:

  1. В какой океан несут воды реки Африки и Южной Америки? Почему? Назовите самые полноводные реки этих материков.
  2. Почему многие реки имеют много водопадов и порогов?
  3. В каких климатических поясах наибольшая сеть рек и много озер? Почему?
  4. В каком климатическом поясе мало рек и озер? На каком материке их нет?
  5. Как люди используют подземные воды, которых в недрах южных материков избыток?

3. Почвенная карта.

Учитель: Почвы – один из компонентов природной зоны. Расположение основных типов почв на земной поверхности и на каждом материке показано на тематической карте, которая носит название почвенная карта.

Далее осуществляется анализ почвенной карты атласа, обучение учащихся ее чтению.

4. Особенности расположения природных зон.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с расположением природных зон на материках, читая текст учебника (с.107-109) и сообщая классу полученную информацию.

Первичное закрепление изученного материала

(фронтальная беседа по вопросам):

  1. Каковы особенности географического положения южных материков?
  2. Назовите общие черты рельефа южных материков. Чем они объясняются?
  3. В каких климатических поясах расположена большая часть материков, а в каких меньшая?
  4. Как зависит характер течения реки рек Нила и Амазонки от рельефа?
  5. Какие природные зоны занимают большую площадь и почему?

Домашнее задание: Изучить §§ 21-23, по желанию: подготовить сообщение об истории открытия и исследования Африки европейцами.