Урок изобразительного искусства в 4-м классе по теме: "Природа и селения народов нашей страны"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Формирование эмоционального воспитания своеобразия природы и условий жизни народов других регионов.

Задачи:

  • овладение знаниями реалистического рисунка;
  • развитие творческого воображения и пространственного представления;
  • воспитание любви к Родине.

Зрительный ряд: слайд-фильм, К. Шаяхметов “В родном ауле”

Музыкальный ряд: армянская народная песня “Прохлада”

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей и племен. Россия – многонациональная страна. Каждый народ занимает определенную территорию, любит и бережет родную землю, природу, создает и развивает свою культуру. Строя жилище, люди гармонично соединяют их с природой, вписывая в полотно родной страны.

Мы с вами живем в средней полосе России. Наш район называется Урал. Дорогой сердцу г. Красноуфимск мы называем своей малой родиной.

Мой Урал

В паутине ив прибрежных соловей поет.
Над красавицей Уфою тихо ночь плывет.
Тишину нарушит всплеском рыба над рекой,
В водной ряби серебрится месяц молодой.
Перед нами на лужайке, словно рыжий конь,
Лижет лица желтым светом от костра огонь.
Незаметно, тихо с луга ветер приплывет,
Томным запахом медвяным душу обольет.
Покуражится над ивой, листья шевельнет.
За ночь всюду побывает, всюду пропоет.
Уголок такой природы словно неземной –
Величавейший и милый мой Урал седой! (Виктор Шестаков)

Климат, природные условия, образ жизни людей во многом определяют форму и материал жилища, построек различного назначения.

В нашей стране есть люди, которые ведут кочевой образ жизни. Это жители крайнего Севера, Средней Азии, Казахстана. Их основной деятельностью является скотоводство, что влияет на их образ жизни. Перегоняя стада на новые пастбища несколько раз за сезон, жители вынуждены вести кочевой образ жизни. Жилище почти всех народов Севера – чум. Он (чум) представляет собой конический шатер в несколько метров высотой. Основу его составляют 16-20 сходящихся вершинами длинных шестов. Чум обтягивают нюками – покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или какой-либо иной непромокаемой ткани. Шесты и нюки перевозят с места на место на санях, запряженных оленями.

Ставить Чум считается женским делом. Посередине чума горит костер или стоит жестяная печка.

У чукотских и корякских оленеводов жилищем служит не чум, а яранга. Яранга гораздо шире чума, у нее более сложный деревянный каркас.

Для жителей Средней Азии удобна для жилья юрта, которая тоже является переносным жилищем. Основа ее – деревянный или металлический каркас, укрывным материалом служит любой непромокаемый материал и покрывала, выполненные из шерсти овец. Юрты похожи на маленькие округлые холмы, обтекаемые степными жаркими ветрами.

При оседлом образе жизни удобна каменная или саманная постройка. В зависимости от рельефа местности строились жилища. На склонах гор – ступенчато, на равнине – улично-квартально.

Саманные постройки называются саклями. Сакля в горах уподобляется выступам этих гор, сливаясь с ними, повторяя форму, гармонично соединяясь с природой.

Произведение К.М. Шаяхметова “В родном ауле” красноречиво рассказывает зрителю об образе жизни казахского народа. На переднем плане – группа людей: колоритный образ женщины-хозяйки, которая намерена предложить всем национальное блюдо. Не менее интересен образ хозяина, заинтересованного беседой с сыном, студентом, прибывшем из столицы вместе со своим товарищем. На картине мы также видим жилищную постройку на фоне далеких голубых гор. Силуэтное изображение верблюдов особенно впечатляет. Теплый, песочно-бежевый колорит произведения рассказывает о природно-климатических условиях этого края.

III. Просмотр слайд-фильма

1 слайд: Юрта – временное жилище для кочевых народов Средней Азии.

Процесс установки и сборки юрты.

2 слайд: Темные громады гор на фоне дальних заснеженных вершин – это особое очарование, вместе с тем, трепет от величины и непредсказуемости.

3 слайд: Юрта во всем ее великолепии. Ее укрывной материал не только спасает людей от непогоды, но и придает национальный колорит необычному жилищу.

4 слайд: Такими коврами выстилают хозяева внутреннюю часть своего жилья.

5 слайд: “Северята” - так назвал свое произведение художник Н. Иванов. Образы детей, маленьких представителей чукотского народа, вызывают интерес и желание внимательно всмотреться в их образы. Необычная одежда, лица, пейзаж фона, собака – верный друг детей – все заслуживает пристального внимания.

6 слайд: Это фрагмент аппликации из меха оленя. Основной вид деятельности кочующих северных народов – оленеводство.

7 слайд: Короткое северное лето является предметом сильных положительных эмоций. Культура народов Севера нашла отражение в танце. Обращают внимание на себя красочные костюмы представителей народов Севера.

8 слайд: Фрагмент крышки шкатулки из кости. Резьба по кости – один из известных народных промыслов народов Севера.

9 слайд: Шкатулка из кости.

10 слайд: Скульптура из кости.

11 слайд: Саманные и каменные постройки в горах, уподобляющиеся выступам этих гор, гармонично дополняя рельеф.

12 слайд: Основным видом деятельности южных народов является скотоводство, земледелие.

13 слайд: Горы – живописны во все времена года. На их вершинах лежит нетающий снег, а у подножия раскинулся великолепный цветущий ковер южных растений.

14 слайд: Свое жилище люди строят из камня, глины и дерева.

15 слайд: Рокуэлл Кент “В ожидании свидания” - произведение известного художника. Полюбуемся живописными приемами великолепного вечернего неба, сказочных гор, необычной по цвету равнины.

IV. Объяснение работы над композицией.

  1. Изображение пейзажа юга или севера нашей страны.
  2. Изображение построек гармонично вписывающихся в пейзаж.
  3. Изображение фигур людей, животных по желанию.

V. Самостоятельная работа людей

Критерии :

1. Соответствие теме.

2. Составление композиции.

3. Колорит, отражающий природные условия.

4. Аккуратность работы.

VI. Рефлексия.

Выбор “художественного совета”.

Отбор рисунков.

Рисунки оформляются в рамки. Члены художественного совета проводят экскурсию в импровизированной картинной галерее, анализируя произведения в соответствии с критериями.

VII. Итог.

Литература

  1. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство и художественный труд., 1-8 кл., М: Просвещение, 1996.
  2. Россия: физическая и экономическая география., ЗАО Издательский дом “Аванта+”, М., 2001.
  3. Энциклопедия для детей. Том 12.
  4. Энциклопедия. Народы России. М., Научное издательство БРЭ, 1994.