Занятие в старшей группе "Загадки старичка-лесовичка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья;
  • Учить образовывать однокоренные слова от названий ягод и грибов;
  • Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях;
  • Продолжить знакомить с природой родного края;
  • Развивать воображение, логическое мышление;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: набор картинок: грибы, ягоды, деревья; д/и “Лиственные, хвойные”, загадки о деревьях, конверты с заданиями, открытка с мелодией, самолетики с письмами.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций деревьев, д/и “Узнай по описанию”, д/и “С чьей ветки детки”.

Ход занятия:

  • Ребята мы с вами живем на земле ханты и манси в Ханты-Мансийском округе. А в каком городе мы с вами живем? (Сургут) а какая речка протекает около Сургута? (Обь) А что находится вокруг Сургута? (леса, болота) Правильно, а какие деревья растут в нашем лесу? (Дети называют деревья, какие они знают, опираясь на картинки)
  • Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.
Береза – Веселушка.
Рябина – Краснощечка.
Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно, радовались недолгому северному лету. Но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня стоят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А стоят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка: “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

(воспитатель зачитывает характеристики и показывает дерево)

  • Что случилось далее мы узнаем позже. А сейчас давайте познакомимся с лиственными и хвойными деревьями.
  • Чем отличается хвойное дерево от лиственного. Ребята, давайте представим, что мы с вами пошли в лес:

Там полным полно чудес.
В нем живут дары природы
Для людей и лесного народа

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Сейчас у нас какое время года? И с деревьев слетают? (листья) Правильно. Давайте превратимся в листочки, нас никто не заметит, и мы тихонько пролетим по лесу, все увидим и все узнаем.

“Раз, два, три, повернись и в листочки превратись”

  • Вот и стали мы осенними листочками.

(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)

“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения без разрешения. И чтобы опять превратиться в детей и попасть домой, вам придется отгадать мои загадки. Все они спрятаны в чудо-коробе. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.

  • Ну что ребята давайте искать домой ведь хочется.

(Короб накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

  • Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1)
  • Здесь что-то написано: “Хороводом в ряд в шляпках молодцы стоят” (грибы).

Из конверта достают набор картинок грибов. Дети их называют, деля их на съедобные и не съедобные. И выясняют, а можно ли мять грибы? Что можно из них приготовить?

  • Если суп из грибов, то он какой? (грибной) А икра? (грибная) если пожарить, то грибы какие? (жареные) молодцы все знаете про грибы. Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)
  • Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

В конверте лежат ягоды, дети отгадывают загадку:

Мы бываем разные
Голубые, красные
Мы на кустиках растем
Ешьте нас утром и днем”.

  • Да, дети, это ягоды, а кие ягоды растут в наших лесах и на болотах? (клюква, брусника, черника, голубика, морошка)
  • А что можно сделать из ягод? (морс, варенье, компот)
  • Из брусники какое варенье? (брусничное)
  • Компот из черники? (черничный)
  • Из клюквы морс? (клюквенный)

В это время звучит музыка

  • Ой, листочки слышите музыку, мы с вами и на вторую загадку дали правильный ответ.

Физ. минутка:

  • Ох, что-то я устала, давайте немножко отдохнем.

Ветер дерево качает

Влево, вправо наклоняет

Раз наклон, два наклон

Разлетелись листья вон.

  • Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три) Который по счету? (третий)
  • Интересно, что спрятано в этом конверте?

Воспитатель читает загадку:

Летом шубу надевает,

А зимой ее снимает.

(дерево)

  • Правильно, мои осенние листочки, в этом конверте спрятаны загадки о деревьях. Давайте их отгадывать.

Воспитатель выставляет на мольберт карточки из д/и “Хвойные, лиственные” и читает загадки.

1) Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)

2) Весною зеленела,
Летом загорела
Осенью красные бусы одела. (рябина)

3) Клейкие листочки
Зеленые листочки
С белою корою
Стоит под горою. (береза)

4) У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (сосна)

Дети показывают отгадку. В конце делят деревья: хвойные и лиственные.

Звучит музыка

  • Ну, вот мы и отгадали все загадки. Попробуем вернуться домой. Вдруг получится: “Раз, два, три повернись и в детишек превратись!”

В группу влетает самолетик – письмо.

“Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой подарок. А найдите его под чудо коробом.

Ваш старичок-лесовичок.”

Дети находят конверт с осенними листочками и дарят их гостям.

  • Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.