Организация занятий по информатике с использованием элементов метода проектов

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Современный урок ценен не только получаемой на нем информацией, но и прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации.

Школа знаний – школа ЗУН – школа развития личности – таков вектор поступательного движения, причем не за счет отрицания предшествующего этапа, а путем его поглощения, освоения и движения вперед. Вместе с этим меняется и роль учителя: от “оракула” и “тренера” к роли помощника. Современная школа и современный учитель должен решать не только задачу овладения знаниями, умениями и навыками, но и в значительной степени овладения опытом оценочной, эмоциональной и творческой деятельности на базе применения алгоритма и модулирования знаний. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

Если смотреть на уроки информатики, да и, пожалуй, на занятия по другим дисциплинам с этой позиции, то наибольшую эффективность эти идеи находят в применении на уроке элементов метода проектов.

Для достижения положительных результатов применять элементы метода необходимо и в средних классах, постепенно приучая детей к такой методике построения урока (серии уроков). Все зависит от степени готовности класса к творческой работе и сформированности общеучебных навыков. В тоже время такая методика сказывается положительно и на формировании ИКТ-грамотности учащихся.

Основой построение урока с использованием элементов метода проекта, конечно же, станет творческая работа. Степень ее сложности может быть различной: от простой (с целью заинтересовать) до более сложной (нужно “добыть” недостающий материал).

Приведу пример организации серии уроков для 7-го класса по теме “Устройство компьютера”.

На уроке № 1 учитель делает вступительное слово, в котором говорит о устройствах компьютера (общая информация, не очень подробная) и выделяет классы устройств. Затем детям предлагается разделиться на группы.

Каждая группа получает задание следующего вида. Имеется заготовка для презентации “Устройства ввода информации” (приложение 1). Необходимо подготовить презентацию для доклада и подготовить выступление по презентации от группы. Остальные группы в классе получают подобные задания по другим классам устройств. В хорошо подготовленном классе учитель может ограничиться и набором картинок к презентации и/или критериями работ и предоставлением информации.

Роль учителя на каждом этапе работы консультирование группы, помощь в подготовке выступления, в поиске информации, корректировка работы группы.

В презентации ученикам может понадобиться настроить гиперссылки (подготовленный класс), но в любом случае требуется расположить слайды по порядку, отредактировать текст, может быть заменить рисунки на более подходящие, добавить в свой рассказ нужную и полезную информацию, поскольку имеющиеся слайды содержат информацию не о всех устройствах. Критерии оценки работы группа получает заранее и может выстроить свою работу согласно своим потребностям. Подготовка презентации занимает 2 урока. Речь идет об уроках на разных неделях, т.е. на первом дети получают задание и делятся на группы. Здесь же оговаривается и обсуждается с учителем ход работы, технологические аспекты выполнения работы. Дома учениками подбирается дополнительная информация, происходит корректировка презентации и составление плана выступления.

На уроке № 2 все эти идеи воплощаются в презентацию. Дома группа продумывает и готовит выступление.

Урок № 3 – это совместное представление наработок групп. На выступление группе отводится 5 минут. После этого остальные ребята, а так же и участники группы могут обмениваться вопросами по содержанию доклада.

В организации данной работы важно обратить внимание на то, что в процессе выступления ученики должны получить необходимую им для дальнейшей работы информацию. Поэтому на первых занятиях с применением данной методики учитель может попросить детей заполнить на основе выступления таблицу (приложение 2) или ответить на ряд вопросов (приложение 3). На основе таблицы и вопросов можно в последствии организовать проверочную работу или использовать как опорный материал для повторения темы в дальнейшем курсе.