Самостоятельная работа с учебником

Разделы: Физика


“Человек, по – видимому, создан чтобы мыслить:
в этом все его достоинство, вся его заслуга,
вся его обязанность в том,
чтобы мыслить как должно”.

Блез Паскаль.

Цель данной статьи – показать и подчеркнуть большие возможности учебной книги в совершенствовании преподавания физики.

В современных условиях уже невозможно делать главную ставку на усвоение учащимися определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно учиться, пополнять свои знания, ориентироваться в широком и стремительном потоке информации о развитии науки, техники. Для решения этих очень важных педагогических проблем необходимо, в частности, формировать у подростков умения самостоятельно работать с книгой, развивать желание расширять и обогащать свой кругозор.

Опыт показывает, что, обращаясь к разнообразной научно-популярной литературе, учащиеся весьма часто проявляют неумение находить в книгах наиболее существенное, сопоставлять, классифицировать и систематизировать материал.

Роль учебника возрастает, ибо именно учебником они чаще всего пользуются при познании нового. Только он в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически – необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Планируя работу школьников с учебником, важно иметь в виду следующее:

1. Самостоятельная работа с этой книгой преследует общие цели обучения, воспитания и развития: осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другими видами деятельности учеников: самостоятельным экспериментом, решением задач и пр.

2. Для развития интереса (формирования устойчивых мотивов) к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщений.

3. Проблема овладения умениями и навыками пользования учащимися книгой не может быть успешно решена на уроках только по одному учебному предмету. Следует планировать соответствующий вид деятельности школьников при изучении всех дисциплин, как естественных, так и гуманитарных.

Как известно, учебник состоит из текста, таблиц, иллюстративного материала, вопросов и задач, инструкций к лабораторным работам, сведений справочного характера. Все эти компоненты можно использовать на любом этапе обучения (изучение нового, повторение, закрепление и т. д.), что позволит учителю чрезвычайно разнообразить приемы и методы работы с классом, индивидуализировать процесс обучения, развивать логическое мышление и полезные практические навыки у школьников. Рассмотрим, как это целесообразнее всего сделать.

Составление плана рассказа

Вопросы, помещенные в конце каждого параграфа учебников, составлены и расположены в такой последовательности, что ответы на них дают четкую канву рассказа. Какими бы приемами ни пользовался учитель при изложении нового материала, в конце урока учащиеся должны уверенно отвечать на эти вопросы.

Как можно организовать работу учащихся по составлению плана рассказа?

На первых порах план изложения следует составлять непосредственно на уроке вместе с учащимися и записывать его в тетрадях. Это необходимо для выработки и закрепления соответствующих навыков:

а) внимательного чтения текста,

б) обдумывания его содержания,

в) деления материала на самостоятельные части,

г) построения выводов из прочитанного.

Например, план рассказа темы “Объяснение электризации тел” может быть таким:

1. Почему обычно тела электрически нейтральны?

2. В каком случае тело приобретает отрицательный заряд?

3. Когда тело заряжается положительно?

4. В чем причина электризации?

5. Какова роль электронов в этом явлении?

6. Как происходит передача заряда от заряженного тела к незаряженному?

7. Зависимость распределения зарядов от размеров тел.

8. Устройство заземления.

На следующем уроке опрос целесообразно проводить по пунктам плана. Поэтому учащимся можно предложить на дом: пользуясь учебником, дать короткий (но не односложный) устный ответ на каждый вопрос плана.

Постепенно “тяжесть” задания по составлению плана переносится на домашнюю работу учащихся. Вначале подготовленные ими дома планы зачитываются на уроке, обсуждаются и из них выбираются лучшие. В дальнейшем, когда ребята приобретут достаточно прочный навык такой работы, можно проверять планы лишь при просмотре тетрадей. Вызывая учеников во время опроса, предложить рассказать материал заданного на дом параграфа по пунктам записанного в тетради плана, учитывая при выставлении ему оценки и качество этого плана. Все это приучает школьников к внимательному чтению текста учебника, к нахождению логических связей между отдельными абзацами книги, не позволяет неосознанно зазубривать текст, к чему весьма склонны учащиеся 7-х классов.

В тех случаях, когда учитель излагает в классе материал не в той последовательности, какая принята в учебнике, опираясь при этом на пройденное ранее, целесообразно план рассказа предварительно сообщить учащимся и записать его в тетрадях. При подготовке к следующему уроку ученики должны будут согласно пунктам этого плана повторить старый материал и разобраться в новом.

Например, при изучении §29 “Равнодействующая сил” (7-й класс) можно предложить ученикам такой план:

I. Действие силы зависит от нее:

1) величины (примеры),

2) точки приложения (примеры),

3) направления (примеры).

II. Векторные величины. Сила – вектор.

III. Графическое изображение силы.

Для ответа по пунктам плана нужно использовать, кроме нового материала, еще необходимые сведения из §23 “Сила”, §24 “Сила тяжести” §25 “Сила упругости”, §26 “Вес тела” §27 “Единицы силы”.

Работа школьников по составлению плана изучаемого или изложение ими учебного материала по заданному плану–действенные средства активизации обучения.

Решение качественных задач

В практике преподавания физики на уроках и во время домашней работы решение качественных задач (задач-вопросов, как их обычно называют) занимает большое место, поскольку развивает самостоятельность мышления учащихся. В учебники, сборники вопросов и задач по физике, дидактические материалы включено немало таких задач. Для повышения эффективности их решения можно использовать такой прием.

После прочтения и анализа условия задачи ученик готовит самостоятельно ответ и записывает в тетрадь не только его, но и тот материал из параграфа учебника, который подтверждает правильность. Вот пример, поясняющий этот прием.

При решении задачи “Пассажиры, стоящие в вагоне, вдруг наклонились вперед. Какие изменения произошли в движении поезда?” ученик записывает: “Ответ. У поезда резко уменьшилась скорость или он внезапно резко остановился. Подтверждение: §…. учебника, … абзац, последние две строчки (“при резкой остановке пассажир, продолжая двигаться, наклоняется вперед”)”.

А к задаче “Что больше: плотность серебра или нефти” запись выглядит так: “Ответ. Больше плотность серебра. Подтверждение: § …, таблица 3 и 4 (…).

Из приведенных примеров видно, что поиск ответа связан с активной работой над содержанием учебника, с проведением таких мыслительных операций, как анализ, сравнение и сопоставление, обобщение и конкретизация.

Есть и еще две положительные особенности описанного приема: он учит постоянному общению с книгой, воспитывает потребность искать там ответы на возникшие вопросы, а это значит, что он способствует развитию общей культуры человека.

Работа с иллюстративным материалом

Прежде всего необходимо отметить, что эта работа очень разнообразна и может проводиться как непосредственно на уроке, так и в домашних условиях, как при объяснении нового материала, так и при контроле за качеством его усвоения. Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях включает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном, осуществляется запоминание, на втором – деятельность учащихся направляется на усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях.

Например, в курсе 7-го класса при изучении темы “Молекулы и атомы” обратить внимание на рис. 70 и 71. Вопрос: “Что изображено и с помощью чего получено изображение?” Ответ: “Рис.70 – молекула вторила мышьяка, а рис.71 – атом аргона. С помощью электронно-голографического микроскопа”. Этот рисунок можно использовать при закреплении материала на уроке, посвященном различиям в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Он способствует созданию у ребят яркого зрительного образа.

Своеобразной формой контроля за качеством усвоения материала может стать физический диктант с использованием рисунка или чертежа из учебника. Для этого необходимо подготовить слайды, например по рисункам 95; 96; 89б учебника 7-го класса. Последовательно (один за другим) демонстрировать их и диктовать учащимся начала предложений, дописать которые они должны самостоятельно. Так, к рисункам 95 и 96 ученики записывают незаконченную фразу: “При вдвигании в трубку поршня, из всех отверстий шара выходят струйки жидкости или газа. Это подтверждает, что ...”, – а к рисункам 99, 100: “Резиновое дно трубки, наполненной водой, прогибается, потому что на дно действует...” и т.д.

В некоторых случаях целесообразно предлагать школьникам задания такого типа: “Воспользовавшись рисунком учебника, подготовить рассказ об устройстве изображенного на этом рисунке прибора”.

При работе с графиками в тексте учебника ставятся вопросы: “Что он изображает? Определите, какие параметры отложены на осях координат? Охарактеризуйте ход процесса и показанную на нем зависимость”.

Работа со словарем

Среди учащихся прочно бытует мнение, что правильно говорить и писать надо только на уроках языка. Этому во многом способствуют учителя, которые не уделяют на уроках физики внимания словарной работе. Между тем работа эта интересна и полезна, так как позволяет предупредить ошибки учащихся в толковании физических терминов, обнаружить пробелы” в их знаниях.

Начать работу со словарем нужно буквально с первого урока в седьмом классе. Учащиеся должны завести специальную тетрадь “Физический словарь”. При объяснении материала учитель записывает на доске, а ученики – “словаре” новые термины, введенные на уроке, фамилии ученых, названия физических приборов и т.п. В домашних заданиях систематически предлагается выписывать в словарь все непонятные в тексте слова.

Как показывает опыт, к таким словам относятся далеко не всегда физические или технические термины, однако непонимание любого слова затрудняет ребятам усвоение текста. Поэтому выборочно или беглым осмотром “Физических словарей” учитель должен выяснить, какие именно слова незнакомы учащимся, и объяснить их смысл.

Работа со словарем способствует выработке у школьников навыков правильного орфографического написания физических терминов и внимательного чтения текста учебника. Она важна именно в 7-х классах, где впервые вводятся важнейшие физические понятия, названия приборов, единиц измерения физических величин и т.д., т.е. основополагающая терминология физики.

Использование таблиц

В учебнике 7-го класса таблиц мало – это таблица некоторых скоростей, встречающихся в природе и технике, таблицы плотностей твердых тел, жидкостей и газов, примеры некоторых мощностей. Тем не менее, они дают интересный материал для работы.

Например, можно предложить учащимся серию задач на определение скоростей различных тел живой и неживой природы и выяснить, можно ли сравнивать между собой эти скорости, если они выражены в разных единицах. Затем при изучении первой таблицы учащиеся должны прочно усвоить, что табличные данные выражены всегда в одинаковых единицах измерения для того, чтобы можно было сравнивать их друг с другом.

По результатам решенных задач и данным таблицы учебника полезно составить и записать в тетради более общую таблицу скоростей. Используя ее, можно сделать много полезных сравнений, а главное – подвести ребят к выводу о том, что самым “быстрым” на Земле человек стал благодаря силе своего разума.

В учебниках старших классов таблиц больше. Важно при работе с ними систематически фиксировать внимание учащихся на единицах, в которых приведены табличные данные. Это можно сделать, ставя как можно чаще вопрос: “Что это значит?”

Так, при рассмотрении таблицы “Теплота сгорания топлива” ученики называют числовые значения для указанных в этой таблице видов топлива – скажем, спирта 2,7*107 Дж/кг, или 6500 ккал/кг.

Задав вопрос: “Что это значит?”, – необходимо выяснить, как они понимают смысл величины.

И еще одна интересная форма работы с таблицами учебника: предлагается сравнить плотности твердых тел и жидкостей, плотности жидкостей и газов и объяснить различия между ними на основе молекулярных представлений.

Обучая школьников работе с учебником при решении задач, необходимо давать задания следующего типа:

  • найдите и прочитайте в учебнике параграф, где описано физическое явление, о котором идет речь в задаче, или закон, необходимый для ее решения;
  • найдите в учебнике обозначения физических величин, о которых говорится в условии, или нужных для решения;
  • выберите из текста параграфа...учебника формулы, которые вам понадобятся в процессе работы над задачей;
  • найдите в учебнике нужную вам справочную таблицу и определите по ней недостающее в условии числовое значение физической величины, необходимой для решения задачи.

Формируя у старшеклассников умение работать с несколькими источниками знаний, например разными учебниками, целесообразно осуществлять сравнение аналогичных учебных материалов, изложенных в них. Для этого предлагаются ученикам задания следующего типа: рассмотрите, как вопрос о... изложен в других учебниках по физике; выясните сходство и различие в объяснении одних и тех же физических явлений, величин и т.п. в разных учебниках и сделайте вывод; сравните формулировки данного физического закона, явления и т.д. в имеющейся у вас учебной литературе.

Использование учебника для справок

Для того, чтобы хорошо усвоить материал, ученику необходимо неоднократно обращаться к изложенным в учебнике фактам, законам и т.д. Прежде всего такая необходимость возникает при решении задач и повторении. Справку по основным понятиям и законам легко найти, используя предметно-именной указатель; поможет здесь и оглавление. Помогают искать нужную информацию обобщенные знания (какие теории изучались и в каком классе, какие фундаментальные факты рассматривались и т.д.). Особенно они полезны при повторении материала в Х классе. Например, объяснив и показав, как работать с предметно-именным указателем, на последующих уроках можно дать задания типа: найдите и расскажите, что написано в учебнике о... (например, об атоме, о Г. Галилее).

Итак, учебник в состоянии объединить различные методические приемы и решения, он служит стержнем в организации учебного процесса. Каждому учителю надо использовать его как можно оптимальнее.