"Рафаэль за школьной партой, или Как не пройти мимо одаренного ребека"

Разделы: МХК и ИЗО


Лев Толстой с треском провалил историю при поступлении в Казанский университет, и его приняли благодаря усилиям его дяди – вице-губернатора Казани. Огюст Роден в семинарии, где он учился, не мог выучить ни строчки из священного писания, он не понимал латынь, чтение и правописание. Однако, в 1888 году мир с изумлением и восторгом принял созданную Огюстом Роденом скульптуру под названием “Мыслитель”. Альберт Эйнштейн, Федор Шаляпин ...

Интеллектуально – творческий потенциал личности (одаренность) не может быть сведен к какой-то одной характеристике: “высокий коэффициент интеллекта”, “высокий уровень креативности” и др. Это понимание влечет за собой и особое отношение к его выявлению и развитию. “Мотивация”, “выдающиеся способности”, “креативность” – глубинные личностные характеристики. Их сочетание имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. Любопытство, сверхчувствительность к проблемам, способность прогнозировать результат, богатый словарный запас, способность к самооценке. Оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, способность к анализу и синтезу, высокая концентрация внимания, память. Увлеченность содержанием задачи, перфекционизм (способность доводить продукт деятельности до соответствия самым высоким требованиям), нонкорформизм (стремление противостоять мнению большинства), лидерство, соревновательность, широта интересов, юмор.

Наблюдая за ребенком, беседуя с ним, изучая под данным углом зрения продукты его деятельности (рисунки, сочиненные им истории, сконструированные постройки из кубиков и т. п.); анализируя особенности его общения с взрослыми и сверстниками, внимательный учитель непременно заметит, что неталантливых детей не бывает! Талант каждого раскроется, если соединить труд с различными формами эстетического наслаждения.

Проблемы могут возникнуть с детьми и учащимися, у которых ярко проявляются специальные способности: к музыке, живописи, спорту, театру. Например, для учащихся, склонных к живописи, недостаточно посещения художественной школы. Исключительно благоприятное, а часто решающее значение в его профессионально-творческом становлении играет встреча с талантливым художником и систематическая работа в его творческой мастерской.

Важную роль играет оценка творчества. Особенно на первых порах взрослые должны воздержаться от критических замечаний. Художник Макаров, вспоминает: “Я рисовал, потому что у нас в семье все рисовали. Но у меня не получалось так, как у старших братьев, и надо мной смеялись. И я возненавидел рисование. … И я забросил бы кисти навсегда, если бы однажды не увидел рисунки и картины французских импрессионистов, да и некоторых наших русских художников. Поверьте, я почувствовал себя точно обкраденным. У многих из них я увидел точно такую же неправильность форм и взлохмаченность, которая была в детских моих работах”. Вот так: “обкраденным”!

Терпение и мудрость учителя – “золотой ключик” к бесценному сокровищу нации, её генетическому фонду. Фактически, в руках учителя интеллектуальная мощь государства. Осознаем ли мы меру нашей ответственности?

Литература:

  1. В. И. Андреев. Педагогика творческого саморазвития.
  2. А. И. Савенков. Детская одаренность: развитие средствами искусства.
  3. Ю. Азаров. Педагогика любви и свободы.